Музыкально-теоретические записи В. Ф. Одоевского в церковных нотированных рукописях eгo собрания

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.002

Музыкально-теоретические записи В. Ф. Одоевского
в церковных нотированных рукописях eгo собрания

Скачать pdf  .

Автор

Зивар Махмудовна Гусейнова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Аннотация

В статье рассматривается важный аспект работы, которую предпринял выдающийся русский ученый В. Ф. Одоевский при исследовании лично ему принадлежавших древнерусских церковно-певческих рукописей, в настоящее время хранящихся в составе коллекции ученого (фонд 210) в Российской государственной библиотеке. Пометы в рукописях собрания Одоевского свидетельствуют о фактах его сотрудничества с выдающимися исследователями русского искусства Д. В. Разумовским и В. В. Стасовым, а также о разносторонности подхода ученого к рассмотрению профессиональных вопросов — это касается датировки рукописей, редактирования писцовых записей, опытов оглавления материала, схематизации теоретических сведений и проч. Одоевский выделяет в музыкально-теоретических руководствах наиболее существенные разделы, комментирует и дополняет их, связывает с принципами пятилинейной нотации, в конечном счете — пытается установить природу осмогласия. Впоследствии в опубликованных ученым статьях результаты его наблюдений получают научное обобщение.

Ключевые слова: В. Ф. Одоевский, рукопись, нотация, музыкально-теоретическое руководство, распев

Для цитирования: Гусейнова З. М. Музыкально-теоретические записи В. Ф. Одоевского в церковных нотированных рукописях eгo собрания // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 3. С. 46–61. 
https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.002

Статья поступила в редакцию: 23.06.2025; одобрена после рецензирования: 05.07.2025;
принята к публикации: 01.09.2025; опубликована: 30.09.2025.

Рукописные источники

Российская государственная библиотека. Фонд 210 (Одоевского) №№ 1, 2, 3, 4,

Список источников

[1] Историко-статистические сведения 1878 — Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 6. Санкт-Петербург, Синодальная тип. 1878. 480 с.

[2] Отчет 1871 — Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1867–1869 гг. Москва: Типография В. Готье, 1871. 247 с.

[3] Смирнова-Россет 1999 — Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания / подг. С. В. Житомирской. Москва: Наука, 1999. 811 с.

[4] Старикова 2020 — Старикова И. В. Проуки // Православная энциклопедия. Т. LVIII. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2020. С. 482–483.

[5] Шевцова 2008 — Шевцова О. Б. Князь В. Ф. Одоевский как исследователь древнерусского церковно-певческого искусства // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия: Музыкальное искусство христианского мира. 2008. Вып. 1 (2). С. 44–67. URL: https://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/content/217 (дата обращения 14.03.2025).

Original article

Musical-Theoretical Remarks of Vladimir Odoyevsky
in Znamenny Manuscripts from his Collection

Author

Zivar M. Guseinova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Abstract 

The article discusses an important aspect of the work undertaken by the outstanding Russian scholar Vladimir Odoyevsky in his research of the ancient Russian church singing manuscripts that belonged to him personally and are currently stored in the scholar’s collection (Fund 210) at the Russian State Library. The notes in the manuscripts of Odoyevsky’s collection testify to the facts of his collaboration with outstanding researchers of Russian art Dimitriy Razumovsky and Vladimir Stasov, as well as to the versatility of the scholar’s approach to the consideration of professional issues, namely, dating of manuscripts, editing of scribes’s records, experiments in the table of contents of material, schematization of theoretical information, etc. Vladimir Odoyevsky highlights the most significant sections in the musical and theoretical manuals, comments on and expands them, and connects them with the principles of five-line notation, attempting to establish the nature of octoechos. Subsequently, the results of the observations receive a scientific generalization in the articles published by the scientist.

Keywords: Vladimir Fyodorovich Odoyevsky, manuscript, notation, musical and theoretical guidance, chant

For citation: Guseinova, Zivar M. Musical-Theoretical Remarks of Vladimir Odoyevsky in Znamenny Manuscripts from his Collection. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 3. Р. 46–61. (In Russ.).
https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.3.002

The article was submitted: 08.05.2025; approved after reviewing: 09.06.2025;
accepted for publication: 01.09.2025; published: 30.09.2025.

Manuscript sources

Russian State Library. Fund 210 (Odoyevsky). Nos. 1, 2, 3, 4,

References

[1] _______ (1878). Istoriko-statisticheskie svedeniya o Sankt-Peterburgskoy eparkhii [Historical and statistical information about the St. Petersburg Diocese]. Vol. 6. St. Petersburg: Sinodal’naya tipografiya, 480 р. (in Russian).

[2] _______ (1871). Otchet Moskovskogo publichnogo i Rumyantsevskogo muzeev za 1867–1869 gg. [Report of the Moscow Public and Rumyantsev Museums for 1867–1869]. Moscow: Tipografiya V. Got’e, 247 p. (in Russian).

[3] Smirnova-Rosset, Alexandra O. (1999). Dnevnik. Vospominaniya [Diary. Memories], prepared by Sarah V. Zhitomirskaya. Moscow: Nauka, 811 p. (in Russian).

[4] Starikova, Irina V. (2020). “Prouki” [“Exercises”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia]. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, Vol. LVIII, pp. 482–483 (in Russian).

[5] Shevtsova, Olga B. (2008). “Knyaz’ V. F. Odoyevsky kak issledovatel’ drevnerusskogo tserkovno-pevcheskogo iskusstva” [“Prince V. F. Odoyevsky as a Researcher of Old Russian Church Singing Art”]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya: Muzykal’noe iskusstvo khristianskogo mira [St. Tikhon’s University Review. Problems of History and Theory of Christian Art]. Series V. 2008, No. 1 (2), рр. 44–67 (in Russian). Available at: https://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/content/217 (accessed: 14.03.2025).