Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.010

Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен

Скачать pdf  .

Автор: Евгения Сергеевна Редькова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, e_redkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Аннотация

В 1960–1970-е годы внимание отечественных исследователей было направлено на решение вопросов, связанных с жанровой спецификой фольклора. В сфере музыкальной фольклористики они приобрели особую актуальность в связи с подготовкой «Свода русского фольклора». Среди публикаций профессора Ленинградской государственной консерватории Феодосия Антоновича Рубцова (1904–1986) отсутствуют научные труды, ориентированные на теоретическое обоснование понятия «жанр» и принципов жанровой классификации. Однако в процессе подготовки изданий народных песен, изучения образно-семантического наполнения напевов и текстов, поиска интонационной общности народных мелодий исследователь обозначил ряд идей, перспективных для дальнейшего развития при анализе жанров.

Уточнить представления Рубцова о специфике и границах понятия «жанр» в отношении песенного фольклора стало возможным на основе работы с архивными документами, в частности — стенограммой доклада 1966 года «Принципы определения жанров в народной песенности» из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Несколько позже изложенные в сообщении позиции были доработаны, более конкретно определился ракурс наблюдений, который позволил проследить взаимосвязь напева и текста как ключевых для определения жанра народной песни признаков. В результате этой работы Рубцов подготовил и в 1967 году опубликовал статью «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях».

Ключевые слова: жанр, жанровые признаки, музыкальный фольклор, народная песня, бытовая функция, Феодосий Антонович Рубцов

Для цитирования: Редькова Е. С. Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 156–167. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.010.

Статья поступила в редакцию: 15.01.2022; одобрена после рецензирования: 23.01.2022; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Горелов 1977 — Горелов А. А. Свод русского фольклора. Проспект // Русский фольклор. Т. XVII. Ленинград : Наука, 1977. С. 4–10.

[2] Мальцев 1977 — Мальцев Г. И. Проблема систематизации народной лирики в зарубежной фольклористике (Обзор методов) // Русский фольклор. Т. XVII. Ленинград : Наука, 1977. С. 120–130.

[3] Рубцов 1973 — Рубцов Ф. А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в  народных песнях // Статьи по  музыкальному фольклору. Ленинград ; Москва : Советский композитор. Ленингр. отделение, 1973. С. 105–145.

[4] Ширма 1959 — Ширма  Г.  Р. Беларускiя народныя песнi: [у  4 т.]: Для спевау (соло, хор) без суправаджэння / запис P. Р. Шырмы; передмова К. Кабашнiкава. Т. 1. Минск : Дзяржаўнае выданне БССР. Рэдакцыя музычнай літаратуры, 1959. 424 с.

Original article

Feodosiy Rubtsov on the Genres of Folk Songs

Author: Evgenia S. Redkova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, e_redkova@ mail.ru,
https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Abstract

In the 1960s–1970s, the focus of attention of domestic scientists was on the genre specifics of folklore. In the field of musical folklore, the differentiation of genres according to common features was especially relevant for the preparation of the “Collection of Russian Folklore”.

In the scientific publications of the Professor of the Leningrad State Conservatory Feodosiy Antonovich Rubtsov (1904–1986) there is no special theoretical explanation of the concept of “genre” and theoretical development of genre classification. However, in the process of preparing editions of folk songs, studying the semantics of tunes and the content of the texts, and searching for the relationship of intonations of folk melodies, the researcher formulated a number of important ideas.

Working with archival documents made it possible to clarify Feodosiy Rubtsov’s idea of the concept of “genre”, its boundaries and features. An important document is the transcript of the 1966 report “Principles for Determining Folk Song Genres” from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg.

Later, Feodosiy Rubtsov developed the ideas presented in the report. His particular interest was connected with the study of the relationship between the tune and the text of a folk song, which is important for determining its genre. As a result, in 1967, Feodosiy Rubtsov published the article “Correlation between Poetic and Musical Content in Folk Songs”.

Keywords: genre, genre features, musical folklore, folk song, function in life practice, Feodosiy Rubtsov

For citation: Redkova E. S. Feodosiy Rubtsov on the Genres of Folk Songs. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. 156–167. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.010.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 23.01.2022; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Gorelov, Alexander A. (1977). “Svod russkogo fol’klora. Prospekt” [“Collection of Russian folklore. Program”]. In Russkiy fol’klor [Russian Folklore]. Vol. XVII. Leningrad: Nauka, pp. 4–10 (in Russian).

[2] Mal’tsev, Georgy I. (1977). “Problema sistematizatsii narodnoy liriki v zarubezhnoy fol’kloristike (Obzor metodov)” [“The problem of systematization of folk lyrics in foreign folklore (Overview of methods)”]. In Russkiy fol’klor [Russian Folklore]. Vol. XVII. Leningrad: Nauka, pp. 120–130 (in Russian).

[3] Rubtsov, Feodosiy A. (1973). “Sootnoshenie poeticheskogo i muzykal’nogo soderzhaniya v  narodnykh pesnyakh” [“Relationships of poetic and musical content in folk songs”]. In Stat’i po muzykal’nomu fol’kloru [Articles on musical folklore]. Leningrad; Moscow: Sovetskiy kompozitor. Leningradskoe otdelenie, pp. 105–145 (in Russian).

[4] Shirma, Georgy R. (1959). Belaruskiya narodnyya pesni: [u 4 t.]: Dlya spevau (solo, khor) bez supravadzhennya [Belarusian folk songs: [in 4 vols.]: For performance (solo, choir) unaccompanied]. Recording of Georgy R. Shyrma; preface by Konstantin P. Kabashnikov. Vol. 1. Minsk : Dzjarzhawnae vydanne BSSR. Rjedakcyja muzychnaj litaratury, 424 p. (in Belarusian)