Еще раз о «кровном родстве» Римского-Корсакова и Стравинского: пути к неоклассицизму и другие совпадения

Еще раз о «кровном родстве» Римского-Корсакова и Стравинского:
пути к неоклассицизму и другие совпадения

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Игорь Федорович Стравинский, Михаил Иванович Глинка, Иоганн Себастьян Бах, русские традиции, неоклассицизм, интернационализм, фуга, контрапункт, самообучение.

Автор: Грэм Гриффитс

Сведения об авторе: ГРЭМ ГРИФФИТС

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3519-1874
e-mail: graham.griff@gmail.com

PhD (2008), почетный научный сотрудник Городского университета Лондона
Норгемптон скв., Лондон EC1V 0HB, Великобритания

Дата поступления: 17.09.2020

Дата публикации: 15.11.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.001

Аннотация

То, что Стравинский был в неоплатном долгу перед своим наставником, Н. А. Римским-Корсаковым, особенно в области оркестровки, — факт широко известный. Исходя из него, автор статьи уделяет пристальное внимание тому длительному интересу, который Римский-Корсаков проявлял к инструментальным фугам Баха. Он также исследует, как это восхищение Бахом, вместе с часто декларируемыми ценностями «сдержанности» / «ограничения», могло повлиять на стремление Стравинского к «объективности» и на его последующую неоклассическую переориентацию. С этой позиции, в частности, высочайшую значимость контрапункта для Стравинского можно трактовать как очень корсаковское явление. При рассмотрении данного творческого / эстетического вопроса автор предлагает и несколько других примеров корсаковско-стравинской «симметрии».

Литература

Бородин 1936 — Письма А. П. Бородина. Вып. 2: 1872–1877 / вступ. ст. Г. Хубова; ред., коммент. и примеч. С. Дианина. Москва: Музгиз, 1936. 315 с.

Брагинская 2009 — Брагинская Н. Римский-Корсаков — Стравинский: «Нам не дано предугадать...» // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре: к 100-летию со дня смерти композитора: сб. ст. по материалам конф. «Келдышевские чтения – 2008» / ред.-сост. М. П. Рахманова. Москва: Дека-ВС, 2009. C. 77–84.

Друскин 1982 — Друскин М. С. Игорь Стравинский: Личность, творчество, взгляды. 3-е изд. Ленинград: Советский композитор, 1982. 208 с.

Римский-Корсаков 1980 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. Москва: Музыка, 1980. 454 с.

Савенко 2001 — Савенко С. Мир Стравинского. Москва: Композитор, 2001. 327, [11] с.

Савенко 2009 — Савенко С. Римский-Корсаков и Стравинский: «отцы и дети» // Наследие Н.А. Римского-Корсакова в русской культуре: к 100-летию со дня смерти композитора: сб. ст. по материалам конф. «Келдышевские чтения – 2008» / ред.-сост. М. П. Рахманова. Москва: Дека-ВС, 2009. С. 68–76.

Смирнов 1970 — Смирнов В. В. Творческое формирование И. Ф. Стравинского. Ленинград: Музыка, 1970. 150 с.

Стравинский 1998 — И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами: Материалы к биографии. Т. 1: 1882–1912 / сост., текстолог. ред. и коммент. В. П. Варунца. Москва: Композитор, 1998. 552 с.

Стравинский 2012 — Стравинский И. Ф. Хроника. Поэтика / пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной и др.; сост., ред. пер., коммент., указ. и заключит. ст. С. И. Савенко. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 368 с. (Российские Пропилеи).

Чайковский 1952 — Чайковский П. И. О программной музыке: избранные отрывки из писем и статей / сост., ред. и коммент. И. Ф. Кунина. Москва; Ленинград: Музгиз, 1952. 112 с. (Русская классическая музыкальная критика).

Шаляпин 2009 — Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни / послесл. Л. В. Марченко, Н. В. Ерошевской. Санкт-Петербург: СПбГМиТИ, 2009. 232 с.

Abraham 1945 — Abraham G. Rimsky-Korsakov: A short biography. London: Duckworth, 1945. 142 р.

Adorno 2007 — Adorno Th. W. Philosophy of New Music / transl. by Anne G. Mitchell and Wesley V. Blomster. London; New York: Continuum, 2007. 194 p.

Gloag 2003 — Gloag K. Russian Rites: “Petrushka,” “The Rite of Spring” and “Les Noces” // The Cambridge companion to Stravinsky / ed. by Jonathan Cross. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003. P. 79–97.

Griffiths 2013 — Griffiths G. Stravinsky’s piano: Genesis of a musical language. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. XVIII, 335 p.

Kermode 2001 — Kermode F. Pleasing Myself: From Beowulf to Philip Roth. London: Allen Lane, the Penguin Press, 2001. VIII, 277 p.

Montagu-Nathan 1916 — Montagu-Nathan M. Rimsky-Korsakof. London: Constable, 1916. 124 p.

Taruskin 1997 — Taruskin R. Defining Russia musically: Historical and hermeneutical essays. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 1997. XХХII, 561 p.

Walsh 2002 — Walsh St. Stravinsky: A creative spring: Russia and France, 1882–1934. London: Pimlico, 2002. XVIII, 699 p.

White 1966 — White E. W. Stravinsky: The composer and his works. London: Faber and Faber, 1966. XV, 608 p.

Для цитирования: Гриффитс Г. Еще раз о «кровном родстве» Римского-Корсакова и Стравинского: пути к неоклассицизму и другие совпадения (пер. с англ. В. Хаврова, редакция перевода Н. Брагинской) // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 6–18. DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.001.

The “Consanguinity” Between Rimsky-Korsakov and Stravinsky Revisited: 
Pathways to Neoclassicism and Other Symmetries

Keywords: Nikolay A. Rimsky-Korsakov, Igor F. Stravinsky, Mikhail I. Glinka, Johann Sebastian Bach, Russian traditions, neoclassicism, internationalism, fugue, counterpoint, self-learning

Author: Graham Griffiths

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3519-1874
e-mail: graham.griff@gmail.com

PhD (2008), Honorary Research Fellow at City, University of London

Northampton Square, London EC1V 0HB, United Kingdom

Submitted on: 17.09.2020

Published on: 15.11.2020

Abstract

Stravinsky’s profound indebtedness to the teachings of Nikolay A. Rimsky-Korsakov, particularly in the field of orchestration, is widely acknowledged. Building upon this research, the present article engages with Rimsky’s long-standing respect for Bach’s instrumental fugues and explores how this fascination, together with his oftenexpressed values of ‘restraint’, may have impacted upon Stravinsky’s pursuit of ‘objectivity’
and his subsequent neoclassical re-invention. In particular, Stravinsky’s super-valuation of counterpoint can be viewed, at this distance, as a very Rimskian sentiment. In the process of considering this creative / aesthetic issue several other Rimskian / Stravinskian ‘symmetries’ are proposed.

Works Cited

Abraham, Gerald (1945). Rimsky-Korsakov: A short biography. London: Duckworth, 142 p.

Adorno, Theodor W. (2007). Philosophy of New Music, transl. by Anne G. Mitchell and Wesley V. Blomster. London ; New York : Continuum, 194 p.

Borodin, Alexander P. (1936). Pis’ma A. P. Borodina. Vyp. 2: 1872–1877 [Alexander P. Borodin’s correspondence. Issue 2: 1872–1877], introd. art. by Georgy N. Khubov; comp. and ed. with notes by Sergey A. Dianin. Moscow: Muzgiz, 315 p. (in Russian).

Braginskaya, Natalia A. (2009). “Rimsky-Korsakov — Stravinsky: ‘Nam ne dano predugadat’...’ ” [“Rimsky-Korsakov — Stravinsky: ‘It’s not given us to foretell...’ ”]. In Nasledie N. A. Rimskogo-Korsakova v russkoy kul’ture: k 100-letiyu so dnya smerti kompozitora: sb. st. po materialam konferentsii “Keldyshevskie chteniya – 2008” [The legacy of N. A. Rimsky-Korsakov in Russian culture: On the 100th anniversary of the composer’s death: Collection of articles based on the proceedings of the conference “Readings in memory of Yuriy Vs. Keldysh, 2008”], comp. and ed. by Marina P. Rakhmanova. Moscow: DEKA-VS, pp. 77–84 (in Russian).

Chaliapin, Feodor I. (2009). Stranitsy iz moey zhizni [Pages from my life: An autobiography], afterword by Lyubov’ V. Marchenko, Natal’ya V. Eroshevskaya. St. Petersburg: SPbGMiTI, 232 p. (in Russian).

Druskin, Mikhail S. (1982). Igor Stravinsky: Lichnost’, tvorchestvo, vzglyady [Igor Stravinsky: His personality, works and views], 3rd ed. Leningrad : Soviet composer, 208 p. (in Russian).

Gloag, Kenneth (2003). “Russian Rites: Petrushka, The Rite of Spring and Les Noces.” In The Cambridge
companion to Stravinsky
, ed. by Jonathan Cross. Cambridge: Cambridge Univ. Press, pp. 79–97.

Griffiths, Graham (2013). Stravinsky’s piano: Genesis of a musical language. Cambridge: Cambridge Univ. Press, XVIII, 335 p.

Kermode, Frank (2001). Pleasing Myself: From Beowulf to Philip Roth. London: Allen Lane, the Penguin Press, VIII, 277 p.

Montagu-Nathan, Montagu (1916). Rimsky-Korsakof. London: Constable, 124 p.

Rimsky-Korsakov, Nikolay A. (1980). Letopis’ moey muzykal’noy zhizni [My Musical Life], 8th ed. Moscow: Muzyka, 454 p. (in Russian).

Savenko, Svetlana I. (2001). Mir Stravinskogo [The world of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 327, [11] p. (in Russian).

Savenko, Svetlana I. (2009). “Rimsky-Korsakov i Stravinsky: ‘ottsy i deti’ ” [“Rimsky-Korsakov and Stravinsky: ‘Fathers and sons’ ”]. In Nasledie N. A. Rimskogo-Korsakova v russkoy kul’ture: k 100-letiyu so dnya smerti kompozitora: sb. st. po materialam konferentsii “Keldyshevskie chteniya – 2008” [The legacy of N. A. Rimsky-Korsakov in Russian culture: On the 100th anniversary of the composer’s death: Collection of articles based on the proceedings of the conference “Readings in memory of Yuriy Vs. Keldysh, 2008”], comp. and ed. by Marina P. Rakhmanova. Moscow: DEKA-VS, pp. 68–76 (in Russian).

Smirnov, Valery V. (1970). Tvorcheskoe formirovanie I. F. Stravinskogo [The creative formation of Igor F. Stravinsky]. Leningrad : Muzyka, 150 p. (in Russian).

Stravinsky, Igor F. (1998). Perepiska s russkimi korrespondentami: Materialy k biografii. T. 1: 1882–1912 [Correspondence with Russian correspondents: Materials for a biography. Vol. 1: 1882–1912], comp. and ed. with notes by Victor P. Varunts. Moscow: Kompozitor, 552 p. (in Russian).

Stravinsky, Igor F. (2012). Khronika. Poetika [Chronicle. Poetics], transl. from French by Lyubov’ V. Yakovleva-Shaporina etc.; comp. and ed. with notes and concluding art. by Svetlana I. Savenko. Moscow: Center for the humanitarian initiatives, 368 p. (Russian Propylaea) (in Russian).

Taruskin, Richard (1997). Defining Russia musically: Historical and hermeneutical essays. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, XХХII, 561 p.

Tchaikovsky, Pyotr I. (1952). O programmnoy muzyke: izbrannye otryvki iz pisem i statey [On program music: Selected excerpts from letters and articles], comp. and ed. with notes by Iosif F. Kunin. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 112 p. (Russian classical music criticism) (in Russian).

Walsh, Stephen (2002). Stravinsky: A creative spring: Russia and France, 1882–1934. London: Pimlico, XVIII, 699 p.

For citation: Griffiths, Graham. “The ‘Consanguinity’ Between Rimsky-Korsakov and Stravinsky Revisited: Pathways to Neoclassicism and Other Symmetries” (Translation into Russian: Vladimir Khavrov, editor of translation: Natalia Braginskaya). In Opera musicologica, vol. 12, no. 4 (2020), pp. 6–18 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.001.