Эдуард Серов — интерпретатор Первой симфонии Бориса Чайковского: к проблеме стилевого аутентизма

Эдуард Серов — интерпретатор Первой симфонии Бориса Чайковского: к проблеме стилевого аутентизма

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Борис Александрович Чайковский, Эдуард Афанасьевич Серов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, дирижирование, интерпретация, тембровая поэтика, стилевой аутентизм.

Автор: Юрий Абдоков

Сведения об авторе: ЮРИЙ БОРИСОВИЧ АБДОКОВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9033-3279
SPIN-код: 6544-6325
e-mail: abdokovgeorg@mail.ru

Кандидат искусствоведения (2009), профессор кафедры инструментовки научно-композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

125009 Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

Дата поступления: 17.09.2020

Дата публикации: 15.11.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.002

Аннотация

В статье впервые в отечественном искусствознании рассматривается феномен творческого взаимодействия одного из крупнейших оркестровых композиторов ХХ столетия Бориса Александровича Чайковского (1925–1996) и выдающегося российского дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории Эдуарда Афанасьевича Серова (1937–2016). Основным предметом анализа является интерпретация, запечатленная в премьерной студийной записи Первой симфонии Б. Чайковского, осуществленной Серовым в июне 2006 года. Масштабный оркестровый опус, сочиненный Б. Чайковским, когда он был студентом в консерваторском классе Д. Д. Шостаковича, никогда прежде не исследовался в российском музыкознании. Тембровая поэтика и архитектоника самой ранней циклической партитуры Б. Чайковского осмыслены в контексте изучения авторского оркестрового стиля и его слагаемых, включая те, которые обозначены самим композитором («тембровая оптика», «перспективные планы», «атмосферная среда» и т. д.). Принципиально важным в оценке дирижерской трактовки Серова является анализ стилевой адекватности, проявляющейся в исполнительской расшифровке того, что Б. Чайковский, анализируя музыку других авторов, называл «темброво-поэтическим кодом» оркестровой партитуры. В статье впервые публикуется уникальный эпистолярный документ — послание Шостаковича своему ученику (после показа симфонии на композиторской кафедре Московской консерватории); также приводятся суждения самого Б. Чайковского, в которых он оценивает профессиональные качества Серова-дирижера и делится личными представлениями о стилевом аутентизме в дирижерском и шире — исполнительском искусстве.

Литература

Абдоков 2020а — Абдоков Ю. Б. Борис Чайковский и Рудольф Баршай: Диалог мастеров // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 1. С. 56–73.

Абдоков 2020b — Абдоков Ю. Николай Пейко: «Восполнивши тайну свою…». Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Капелла «Русская Консерватория», 2020. 584 с.

Буш 1983 — Буш Ф. Из жизни музыканта. Москва: Музыка, 1983. 182 с.

Вальтер 1969 — Вальтер Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления. Москва: Музыка, 1969. 364 с.

Маркевич 2003 — Маркевич И. Б. Беседы с Игорем Маркевичем. Москва: Издательский дом «Композитор», 2003. 120 с.

Мравинский 2004 — Мравинский Е. А. Записки на память: Дневники. 1918–1987 / сост., публ. и вступ. ст. А. М. Вавилиной-Мравинской. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2004. 656 с.

Римский-Корсаков 1911 — Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (1869–1907). Санкт-Петербург: Типография М. Стасюлевича, 1911. 224 с.

Серова 1994 — Серова Г. А. Камерное творчество Бориса Чайковского (Некоторые аспекты исполнительского анализа): автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1994. 25 с.

Стоковский 1963 — Стоковский Л. Музыка для всех нас. Москва: Советский композитор, 1963. 216 с.

Фишер-Дискау 1991 — Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого: Размышления и воспоминания. Москва: Музыка, 1991. 286 с.

Фуртвенглер 1975 — Фуртвенглер В. Проблема дирижирования // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. Москва : Музыка, 1975. 632 с.

Юнгер 2002 — Юнгер Э. Излучения. Кирххорстские листки. 1944–1945. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2002. 784 с.

Harnoncourt 2009 — Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverständnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009. 269 S.

Для цитирования: Абдоков Ю. Б. Эдуард Серов — интерпретатор Первой симфонии Бориса Чайковского: к проблеме стилевого аутентизма // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 19–40. DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.002.

Eduard Serov as Interpreter of Boris Tchaikovsky’s First Symphony:
On the Problem of Style Authenticity

Keywords: Boris A. Tchaikovsky, Eduard A. Serov, Dmitri D. Shostakovich, conducting,
interpretation, timbre poetics, stylistic authenticity.

Author: Yuriy B. Abdokov

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9033-3279
SPIN-код: 6544-6325
e-mail: abdokovgeorg@mail.ru

Submitted on: 17.09.2020

Published on: 15.11.2020

Abstract

The article represents the first attempt in the Russian art criticism to deal with the phenomenon of creative interaction between one of the greatest orchestral composers of the twentieth century — Boris A. Tchaikovsky (1925–1996) and an outstanding Russian conductor — professor of Saint Petersburg Conservatoire Eduard A. Serov (1937–2016). The main subject of the analysis is the interpretation of B. Tchaikovsky’s First Symphony performed by Serov in June 2006, provided in the premiere studio record. This large-scale orchestral opus composed by B. Tchaikovsky while being a student in the Conservatory class of Dmitri D. Shostakovich has never been studied in Russian musicology before. Timbre poetics and architectonics of the earliest cyclic score by B. Tchaikovsky are conceptualized in the context of the author’s orchestral style and its components, including those designated by the composer himself (“timbre optics”, “perspective plans”, “atmospheric environment”, etc.). The analysis of stylistic adequacy, which B. Tchaikovsky called the “timbral-poetic code”, is fundamentally important in the conductor’s interpretation of the score by Serov. B. Tchaikovsky himself used this term while analyzing the music of other authors. This article is the first to publish a unique epistolary document — Shostakovich’s letter to his pupil (written after the performance of the Symphony at the Moscow Conservatory’s composition department), as well as the previously unpublished judgements of B. Tchaikovsky himself concerning Serov’s professional qualities as a conductor, and style authenticity in conducting and — more widely — in the performance practice.

Works Cited

Abdokov, Yuriy B. (2020a). “Boris Tchaikovsky i Rudolf Barshai: Dialog masterov” [“Boris Tchaikovsky and Rudolf Barshai: Dialogue of Masters”]. In Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka [Theatre. Painting. Cinema. Music], no. 1 (2020), рр. 56–73 (in Russian).

Abdokov, Yuriy B. (2020b). Nikolay Peyko: ‘Vospolnivshi tajnu svoyu…’ [Nikolay Peyko: ‘Having fulfilled his mistery…’]. Moscow: Edition of Moscow Patriarchate, Russian Orthodox Church; Chapel «Russian conservatoire», 584 p. (in Russian).

Busch, Fritz (1983). Iz zhizni muzykanta [From the musician’s life]. Moscow: Muzyka, 182 p. (in Russian).

Fischer-Dieskau, Dietrich (1991). Otzvuki bylogo: Razmyshleniya i vospominaniya [Echoes of the past: reflections and recollections]. Moscow : Muzyka, 286 p. (in Russian).

Furtwängler, Wilhelm (1975). “Problema dirizhirovaniya” [“A problem of the conducting”]. In Dirizherskoe ispolnitel’stvo: Praktika. Istoriya. Estetika [Conducting: Practice, history, aesthetics]. Moscow: Muzyka, 632 p. (in Russian).

Harnoncourt, Nikolaus (2009). Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverständnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 269 S.

Jünger, Ernst (2002). Izlucheniya. Kirhkhorstskie listki. 1944–1945 [Rays. Kirchhorst sheets. 1944–1945]. St. Petersburg: Vladimir Dal’, 784 p. (in Russian).

Markevich, Igor B. (2003). Besedy s Igorem Markevichem [Conversations with Igor Markevich]. Moscow: Izdatel’skiy dom “Kompozitor”, 120 p. (in Russian).

Mravinsky, Evgeny A. (2004). Zapiski na pamyat’: Dnevniki. 1918–1987 [Notes on memory: Diaries 1918–1987], сollected and edited by Aleksandra M. Vavilina-Mravinskaya. St. Petersburg: Iskusstvo, 656 p. (in Russian).

Rimsky-Korsakov, Nikolay A. (1911). Muzykal’nye stat’i i zametki (1869–1907) [Musical articles and scetches (1869–1907)]. St. Petersburg: Tipografiya M. Stasyulevicha, 224 p. (in Russian).

Serova, Genrietta A. (1994). Kamernoe tvorchestvo Borisa Tchaikovskogo (Nekotorye aspekty ispolnitel’skogo analiza): avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Chamber music by Boris Tchaikovsky (some aspects of performer’s analysis): PhD (Arts) dis. in musicology, synopsis]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N. A. Rimskogo-Korsakova, 25 р. (in Russian).

Stokovskiy, Leopold (1963). Muzyka dlya vsekh nas [Music for us all]. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 216 р. (in Russian).

Walter, Bruno (1969). Tema s variaciyami. Vospominaniya i razmyshleniya [Theme and variations. Recollections and thoughts]. Moscow: Muzyka, 364 p. (in Russian).

For citation: Abdokov, Yuriy B. “Eduard Serov as Interpreter of Boris Tchaikovsky’s First Symphony: On the Problem of Style Authenticity”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 4 (2020), pp. 19–40 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.002.