Четверогласник «Вострубим трубою песней» Василию Блаженному в сакральном пространстве московских соборов конца XVI — начала XVII века

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.007

Четверогласник «Вострубим трубою песней» Василию Блаженному
в сакральном пространстве московских соборов конца XVI — начала XVII века

Скачать pdf  .

Авторы: Марина Станиславовна Мицкевич, Татьяна Викторовна Швец

Сведения об авторе: Марина Станиславовна Мицкевич

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
3247267@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1919-5795

Сведения об авторе: Татьяна Викторовна Швец

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
t_shvets@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4952-7159

Аннотация

Статья посвящена исследованию и публикации четверогласника из службы Василию Блаженному. Четверогласник — песнопение, разделенное на четыре части, каждая из которых роспета в одном из гласов. Известны несколько песнопений-четверогласников с инципитом «Вострубим трубою песней». Их основной репертуар был выявлен на материале Стихираря «Дьячье Око» из собрания Д. В. Разумовского. Все песнопения выписаны в чинопоследованиях святителям, за исключением службы юродивому Василию Блаженному. Анализ характерных особенностей строения музыкальной формы четверогласников «Вострубим трубою песней» показал, что песнопения строятся по одной модели, определяемой как общая художественная модель «святительских» четверогласников. В поэтическом тексте стихиры Василию Блаженному выделяются: мотив сакрального пространства Москвы, мотив мощей; центральной становится молитва о чадородии для царской четы Федора Иоанновича и царицы Ирины, подчеркнутая музыкальными средствами. В статье впервые публикуется четверогласник Василию Блаженному «Вострубим трубою песней» с расшифровкой.

Ключевые слова: четверогласник, Василий Блаженный, Николай Чудотворец, чинопоследование, иеротопия, Стихирарь «Дьячье Око», конец XVI–XVII вв., реконструкция знаменного роспева

Благодарности: Авторы статьи выражают благодарность М. С. Егоровой за возможность ознакомления с текстом неопубликованной статьи.

Для цитирования: Мицкевич М. С., Швец Т. В. Четверогласник «Вострубим трубою песней» Василию Блаженному в сакральном пространстве Московских соборов конца XVI — начала XVII века // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 144–175. https://doi. org/10.26156/OM.2023.15.2.007.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2022; одобрена после рецензирования: 15.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023

Список источников

[1] Баталов 2011 — Баталов А. Л. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву и особенности почитания святого в конце XVI в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. № 1 (4). С. 121–132.

[2] Бражников 1984 — Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: исследование / общ. ред. Н. Серегиной, А. Крюкова; предисл. Н. Серегиной. Ленинград: Музыка, 1984. 302 с.

[3] Голубцов 1908 — Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. Москва: Синод. тип., 1908. 312 с.

[4] Григорьев 2014 — Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения. Изд. 3-е. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2014. 148 с.

[5] Кузнецов 1910 — Кузнецов И. И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы // Записки Московского археологического общества. Т. 8. Москва: [б. и.], 1910. 494 с.

[6] Лозовая 2015 — Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура: учебное пособие. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. 79 с.

[7] Мосягина 2014 — Мосягина Н. В. Монах Тихон Макарьевский. Ключ разумения: исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. Москва; Санкт-Петербург: Альянс-Архео, 2014. 247 с.

[8] Мосягина 2015 — Мосягина Н. В. Знамена, попевки, лица, фиты и строки осмогласного пения (на материале двознаменника «Ключ разумения» монаха Тихона Макарьевского): учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2015. 142 с.

[9] Рамазанова 1999 — Рамазанова Н. В. «Радуйся, богомудре Василие» (служба Василию Блаженному в певческих рукописях РНБ) // Рукописные памятники. Вып. 5: Из истории музыкальной культуры. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 1999. С. 82–96.

[10] Руди 2007 — Руди Т. Р. О топике житий юродивых // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 58 / отв. ред. Н. В. Понырко. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 443–484.

[11] Руди 2009 — Руди Т. Р. Об одной талмудической параллели к «апокрифическому» Житию Василия Блаженного // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 60 / отв. ред. Н. В. Понырко. Санкт-Петербург: Наука, 2009. С. 103–136.

[12] Серегина 1994 — Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». Санкт-Петербург: РИИИ, 1994. 468 с.

Original article

Blessed Basils Fourmode-Chant “Vostrubim Truboyu Pesney”
in the Sacred Space of Moscow Cathedrals of the Late 16th — Early 17th Centuries

Authors: Marina S. Mitskevich, Tatyana V. Shvets

About the Author: Marina S. Mitskevich

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
3247267@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1919-5795

About the Author: Tatyana V. Shvets

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
t_shvets@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4952-7159

Abstract

Abstract. The article is devoted to the research and analysis of the fourmode-chant in the Blessed Basil church service. The Fourmode-chant – is a chant divided into four parts, each of which is chanted in one of the modes. In ancient Russian hymnography several fourmode-chant with incipit “Vostrubim truboyu pesney” (“Let us sound the trumpet of festal hymns”) are known. The main repertoire of which was revealed and analysed on the material of Sticherarion “D’yachye Oko” from D. V. Razumovsky’s collection of manuscripts. Frequently fourmode-chants with this incipit appear in services dedicated to church hierarchs. The chants are composed according to one common model called artistic model of  “hierarchal” fourmode-chants. Each mode has a semantic meaning in the poetic composition of the heteromode-chant. The musical and poetic structure of chants contains common and independent fragments that distinguish the degree of independence of the pieces. The hymn of St. Basil reflects the meaning and nature of the worship of the saint. The poetic text of the sticheron highlights the sacred space of Moscow, in the center of which a sacred rite takes place, the motive of relics and a prayer for childbearing for the royal couple of Feodor I Ioannovich and Irina Feodorovna. This prayer is emphasized by musical media. This prayer is the central motive of the whole text. The article presents for the first time a transcription of the chant “Vostrubim truboyu pesney” from Blessed Basil’s service.

Keywords: fourmodes-chants, Blessed Basil, Saint Nicholas, church service, hierotophy, Stichirar “D’yachye Oko”, late XVI century, XVII century, reconstruction, Znamenny chant

Acknowledgments: The autors express their gratitude to Marina S. Egorova for the opportunity to read an unpublished article.

For citation: Mitskevich M. S., Shvets T. V. Blessed Basils Fourmode-Chant “Vostrubim Truboyu Pesney” in the Sacred Space of Moscow Cathedrals of the Late 16th — Early 17th Centuries. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 144–175. (In Russ.). https://doi. org/10.26156/OM.2023.15.2.007.

The article was submitted 20.01.2022; approved after reviewing 15.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Batalov, Andrei L. (2011). “Pridel Vasiliya Blazhennogo sobora Pokrova na Rvu i osobennosti pochitaniya svyatogo v kontse XVI v.” [“Chapel of St. Basil the Blessed in the Church of Pokrov on the Ditch and the veneration of St. Basil in the late 16thcentury”]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [St. Tikhon’s University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art]. 2011. No. 1 (4), pp. 121–132 (in Russian).

[2] Brazhnikov, Mахim V. (1984). Litsa i fity znamennogo raspeva [Litsa and fity of znamenny chant], general edition by Natalia S. Seregina, Andrey Kryukov; introduction by Natalia S. Seregina. Leningrad: Muzyka, 302 р. (in Russian).

[3] Golubtsov, Aleksandr P. (1908). Chinovniki Moskovskogo Uspenskogo sobora i vykhody patriarkha Nikona [Pontifical service books of the Cathedral of the Dormition and patriarch Nikon’s exits]. Mosсow: Sinod. tip., 312 p. (in Russian).

[4] Grigor’ev, Evgeniy A. (2014). Posobie po izucheniyu tserkovnogo peniya [Training manual of the study of church singing]. 3rd edition. Riga: Rizhskaya Grebenshchikovskaya staroobryadcheskaya obshchina, 148 p. (in Russian).

[5] Kuznetsov, Ioann I. (1910). “Svyatye blazhennye Vasiliy i Ioann, Christa radi moskovskie chudotvortsy” [“Saints blessed Basil and Ioann, for Christ’s sake Moscow wonderworkers”]. In Zapiski Moskovskogo arheologicheskogo obshchestva [Notes of the Moscow Archaeological Society]. Vol. 8. Moscow: [s. l.], 494 p. (in Russian).

[6] Lozovaya, Irina E. (2015). Stolpovoy znamennyy raspev (vtoraya polovina XV–XVII vv.). formul’naya struktura [Stolpovoy znamenny chant (2nd half of XV–XVIIth century). Formula structure]. Moscow: Research and Publishing Center “Moscow Conservatory”, 79 p. (in Russian).

[7] Mosyagina, Natalia V. (2014). Monakh Tikhon Makar’evskiy. Klyuch Razumeniya: issledovanie pamyatnika, rasshifrovka znamennoy notatsii [Monk Tikhon Makar’evskiy. The Key of Comprehension: research of the treatise and transcription of the znamenny neume notation]. Moscow; St. Petersburg: Al’yans-Arkheo, 247 p. (in Russian).

[8] Mosyagina, Natalia V. (2015). Znamena, popevki, litsa, fity i stroki osmoglasnogo peniya (na materiale dvoznamennika “Klyuch razumeniya” monakha Tikhona Makar’evskogo) [Neume, formulas, litsa, fity and lines of modal singing (based on the materials of the “Key of comprehension” by monk Tikhon Makar’evskiy]. St. Рetersburg: Sankt-Peterburgskaya konservatoriya imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, 142 p. (in Russian).

[9] Ramazanova, Natalia V. (1999). “‘Raduysya, Bogomudre Vasilie’ (sluzhba Vasiliyu Blazhennomu v pevcheskih rukopisyah RNB)” [“ ‘Rejoice, God-wise Basil’ (St. Basil’s church service in chant manuscripts of the National Library of Russia)”]. In Rukopisnye pamyatniki [Handwritten monuments]. Iss. 5: Iz istorii muzykal’noy kul’tury [From the history of musical culture], executive editor Natalia V.  Ramazanova. St. Petersburg: Rossiyskaya natsional’naya biblioteka, pp. 82–96 (in Russian).

[10] Rudi, Tatyana R. (2007). “O topike zhitiy yurodivykh” [“About topics in life of holy fools”]. In Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature]. Vol. 58, executive editor Natalia V. Ponyrko. St. Petersburg: Nauka, pp. 443–484 (in Russian).

[11] Rudi, Tatyana R. (2009). “Ob odnoy talmudicheskoy paralleli k ‘apokrificheskomu’ Zhitiyu Vasiliya Blazhennogo” [“On a Talmudic parallel to the ‘apocryphic’ life of Saint Basil the Blessed”]. In Trudy Otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature]. Vol. 60, executive editor Natalia V. Ponyrko. St. Рetersburg: Nauka, pp. 103–136 (in Russian).

[12] Seregina, Natalia S. (1994). Pesnopeniya russkim svyatym: Po materialam rukopisnoy pevcheskoy knigi XI–XIX vv. “Stikhirar’ mesyachnyy” [Chants in honour of Russian saints. Based on the materials of chant manuscripts of XI–XIX centuries “Stikhirar’ mesyachnyy”]. St. Рetersburg: Rossiyskiy Institut Istorii Iskusstv, 468 p. (in Russian).