Борис Чайковский и Кирилл Кондрашин: опыт художественного диалога

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.003

Борис Чайковский и Кирилл Кондрашин: опыт художественного диалога

Скачать pdf  .

Автор: Юрий Борисович Абдоков

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, abdokovgeorg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9033-3279

Аннотация

В статье впервые рассматривается творческое взаимодействие выдающихся музыкантов ХХ столетия: дирижера Кирилла Петровича Кондрашина (1914–1981) и композитора Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Наследие Кондрашина — одна из парадоксальных лакун отечественного искусствознания. Данный факт лишь отчасти можно объяснить вынужденной эмиграцией музыканта в 1978 году. И если до конца 80-х годов его имя предавалось на родине забвению, то с начала 90-х положение несколько улучшилось: были переизданы многие записи из фондов фирмы «Мелодия», опубликованы тексты бесед дирижера с психологом В. Ражниковым. При этом творческий, аналитический и педагогический опыт Кондрашина до сих пор изучен крайне недостаточно. Грандиозный репертуар дирижера, включающий в себя партитуры, впервые исполненные под его руководством, требует не только фактологической верификации, но, в первую очередь, эстетического стилевого постижения, учитывая эталонное качество многих интерпретаций. Дирижерские прочтения, запечатленные в трансляционных и студийных записях партитур Б. Чайковского: Концерта для виолончели с оркестром, Второй симфонии, Концерта для скрипки с оркестром, «Темы и восьми вариаций», — уникальный материал, позволяющий исследовать не только замыслы первого исполнителя этих произведений, но и отраженную в фонограммах волю композитора, что представляет не только теоретический, но и практический интерес для современных исполнителей. Впервые в научный оборот вводятся суждения Б. А. Чайковского, благодаря которым артистический образ К. П. Кондрашина предстает более рельефно.

Ключевые слова: Борис Чайковский, Кирилл Кондрашин, симфонический оркестр, дирижер, композитор, тембр, интерпретация

Для цитирования: Абдоков Ю. Б. Борис Чайковский и Кирилл Кондрашин: опыт художественного диалога // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 46–79. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.003.

Статья поступила в редакцию: 02.08.2022; одобрена после рецензирования: 12.09.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Абдоков 2020 — Абдоков Ю. Б. Николай Пейко. «Восполнивши тайну свою...». Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Капелла «Русская Консерватория», Издательство «БОС», 2020. 584 с.

[2] Ансерме 1986 — Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. Москва: Советский композитор, 1986. 226 с.

[3] Гинзбург 1982 — Гинзбург Л. М. Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. Москва: Советский композитор, 1982. 304 с.

[4] Евдокимова 1997 — Евдокимова Ю. К. Борис Чайковский и его Вторая симфония // Б. А. Чайковский: 1925–1996: Материалы к биографии. Москва: Русское музыкальное товарищество «Купина», 1997. С 33–44.

[5] Ионеско 1999 — Ионеско Э. Собрание сочинений: Между жизнью и сновидением. Санкт-Петербург: Симпозиум, 1999. 464 с.

[6] Кондрашин 1968 — Кондрашин К. П. На пути к обретению оркестрового стиля // Советская музыка. 1968. № 5. С. 44–52.

[7] Кондрашин 1970 — Кондрашин К. П. О дирижерском искусстве. Ленинград: Музыка, 1970. 152 с.

[8] Кондрашин 1976 — Кондрашин К. П. Мир дирижера (Технология вдохновения): Беседы с кандидатом психологических наук В. Ражниковым. Ленинград: Музыка, 1976. 192 с.

[9] Кондрашин 1977 — Кондрашин К. П. О дирижерском прочтении симфоний П. И. Чайковского. Москва: Музыка, 1977. 240 с.

[10] Мюнш 1982 — Мюнш Ш. Я — дирижер. Москва: Музыка, 1982. 64 с.

[11] Ражников 1989 — Ражников В. Г. Кирилл Кондрашин рассказывает. Москва: Советский композитор, 1989. 256 с.

[12] Хайкин 1984 — Хайкин Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. Москва: Советский композитор, 1984. 264 с.

Original article

Boris Tchaikovsky and Kirill Kondrashin: The Artistic Dialogue Experience

Author: Yuriy B. Abdokov

Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Moscow, Russia, abdokovgeorg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9033-3279

Abstract

This article is the first to examine a creative interaction of outstanding musicians of the twentieth century — conductor Kirill Petrovich Kondrashin (1914–1981) and composer Boris Alexandrovich Tchaikovsky (1925–1996). Kondrashin’s legacy is one of the paradoxical lacunae of Russian art history. This fact can partly be explained by his forced emigration in 1978. Until the end of the 80s his name, despite his great merits, was forgotten at home, however since the beginning of the 90s the situation has improved: many recordings from the funds of the Melodiya company have been reissued, the texts of the conductor’s conversations with the psychologist V. Razhnikov were published. At the same time, Kondashin’s artistic, analytical and pedagogical experience has still been studied extremely insufficiently. The conductor's grandiose repertoire, which includes scores performed for the first time under his direction in our country and abroad, requires not only factual verification, but, first of all, professional, aesthetic, and stylistic understanding, taking into account the reference quality of many Kondrashin’s interpretations. His broadcast and studio recordings of Boris Tchaikovsky’s scores — the Concerto for Cello and Orchestra, the Second Symphony, the Concerto for Violin and Orchestra, “Theme and Eight Variations” — represent a unique material that allows us to explore not only the ideas of the first performer of these works, but also the will of the composer captured in historical phonograms. For the first time, B. A. Tchaikovsky's judgments are being introduced into the scientific practice, thanks to which the artistic and professional image of K. P. Kondrashin appears more vivid and clear-cut.

Keywords: Boris Tchaikovsky, Kirill Kondrashin, symphony orchestra, conductor, composer, timbre, interpretation

For citation: Abdokov Y. B. Boris Tchaikovsky and Kirill Kondrashin: The Artistic Dialogue Experience. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 46–79. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.003.

The article was submitted 02.08.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Abdokov, Yuriy B. (2020). Nikolay Peyko: “Vospolnivshi taynu svoyu...” [Nikolay Peyko: “Having fulfilled his mystery...”]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskoy Patriarhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi; Kapella “Russkaya Konservatoriya”; Izdatel’stvo “BOS”, 584 p. (in Russian).

[2] Ansermet, Ernest (1986). Stat’i o muzyke i vospominaniya [Articles on Music, Memoirs]. Moscow: Sovetskij kompozitor, 226 p. (in Russian).

[3] Ginzburg, Leo M. (1982). Dirizhery i orkestry [Conductors and Orchestras]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 304 p. (in Russian).

[4] Evdokimova, Yuliya K. (1997). “Boris Tchaikovsky i ego Vtoraya simfoniya” [“Boris Tchaikovsky and his Second Symphony”]. In B. A. Tchaikovsky, 1925–1996. Materialy k biografii [Boris A. Tchaikovsky, 1925–1996. Biographic materials]. Moscow: Russkoe muzykal’noe tovarishchestvo “Kupina”, р. 33–44 (in Russian).

[5] Ionesko, Eugene (1999). Sobranie sochineniy. Mezhdu zhizn’yu i snovideniem [Complete Works. Between Life and Dream]. St. Petersburg: Simpozium, 464 p. (in Russian).

[6] Kondrashin, Kirill P. (1968). “Na puti k obreteniyu orkestrovogo stilya” [“On the Way to Finding of the Orchestral Style”]. In Sovetskaya muzyka. 1968. No. 5, pp. 44–52 (in Russian).

[7] Kondrashin, Kirill P. (1970). O dirizherskom iskusstve [On the Art of the Conducting]. Leningrad: Muzyka, 152 p. (in Russian).

[8] Kondrashin, Kirill P. (1976). Mir dirizhera. Tekhnologiya vdohnoveniya [The Conductor’s World. The Technology of Inspiration]. Leningrad: Muzyka, 192 p. (in Russian).

[9] Kondrashin, Kirill P. (1977). O dirizherskom prochtenii simfoniy P. I. Tchaikovskogo [On the Conductor’s Interpretation of Pyotr I. Tchaikovsky Symphonies]. Moscow: Muzyka, 240 p. (in Russian).

[10] Munch, Charles (1982). Ya — dirizher [I am a Conductor]. Moscow: Muzyka, 64 p. (in Russian).

[11] Razhnikov, Vladimir G. (1989). Kirill Kondrashin rasskazyvaet [Talks with Kirill Kondrashin]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 256 p. (in Russian).

[12] Khaikin, Boris E. (1984). Besedy o dirizherskom remesle. Stat’i [Dialogues on the Art of Conducting. Essays]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 264 p. (in Russian).