Авторские ремарки в нотном тексте как выражение режиссерской воли композитора

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.009

Авторские ремарки в нотном тексте 
как выражение режиссерской воли композитора

Скачать pdf  .

Автор: Наталья Ивановна Дегтярева 

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова,
Санкт-Петербург, Россия, natad-49@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1126-412X

Аннотация

Статья посвящена проблеме ремарок, вписанных композитором в оперную партитуру и конкретизирующих предметный мир оперы: жесты, движение, мимику персонажей, характер произнесения той или иной реплики и т. д. Объектом рассмотрения в статье служат австрийские и немецкие оперы начала XX в., либретто которых либо принадлежит самому композитору («Отмеченные» Ф. Шрекера), либо является авторской (композиторской) переработкой текста оригинальной драматической пьесы («Саломея» Р. Штрауса, «Флорентийская трагедия» А. Цемлинского, «Воццек» А. Берга). Ремарки в операх, включая и те, что относятся к внешнему, изобразительному ряду действия, представляют особый слой целостного оперного текста, внутренне связанный с авторской концепцией и непосредственно отражающий режиссерские намерения композитора. Показано, как ремарки разного типа («психологической подсказки», «эмоционального тона», бытовые, визуальные) корреспондируют с музыкальным решением и акцентируют ключевые моменты в поведении и психологической характеристике героев. Особое внимание уделено ремаркам, отсутствующим в драмах О. Уайльда и  Г.  Бюхнера и внесенным в текст композитором (оперы Р. Штрауса, А. Цемлинского, А. Берга). В анализе соотношений внешнего и внутреннего планов действия, связи ремарок с  музыкальной драматургией автор статьи опирается на положения Е. А. Ручьевской, выдвинутые в исследовании «„Хованщина“» Мусоргского как художественный феномен».

Ключевые слова: Р. Штраус, А. Цемлинский, Ф. Шрекер, А. Берг, композиторская режиссура, авторские ремарки, музыкальная драматургия оперы

Для цитирования: Дегтярева Н. И. Авторские ремарки в нотном тексте как выражение режиссерской воли композитора // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 140–157. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.009.

Статья поступила в редакцию: 19.06.2023; одобрена после рецензирования: 17.07.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023

Список источников

[1] Берченко 2004 — Берченко Р. Э. Композиторская режиссура М. П. Мусоргского: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Государственный институт искусствознания. Москва, 2004. 227 с.

[2] Бытко 2015 — Бытко О. С. Композиторская режиссура С. Прокофьева в опере «Война и мир» // Modern science — moderni veda. 2015. № 3. С. 186–192.

[3] Верникова 2000 — Верникова К. Английский парадокс на австрийской почве: «Флорентийская трагедия» Оскара Уайльда в опере Александра Цемлинского // Науковий вісник Національної музичної академії України ім П. І. Чайковського. Вип. 13. Чотири столiття опери. Опернi школи XIX–XX ст. / редактори-упорядникi О. Зiнькевич, М. Черкашина-Губаренко. Мiнiстерство культури i мистецтв України; Нацiональна музична академiя України iм П. I. Чайковського; Центр музичної україністики. Киiв, 2000. С. 202–207.

[4] Власова 2007 — Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. 527 с.

[5] Земляницына 2020 — Земляницына М. В. Композиторская режиссура в опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург: [б. и.], 2020. 21 с.

[6] Куклинская 2018 — Куклинская М. Я. Некоторые особенности «композиторской режиссуры» Рихарда Вагнера // Музыкальная академия. 2018. № 2 (762). С. 184–193.

[7] Ручьевская 2005 — Ручьевская Е. Мусоргский-режиссер. «Борис Годунов» — «Хованщина» // Ручьевская Е. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. С. 249–290.

[8] Сабинина 1963 — Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1963. 312 с.

[9] Шёнберг 2001 — Шёнберг А. Письма / сост. и публ. Э. Штайна; пер. с нем. и англ. В. Г. Шнитке; общ. ред. М. Друскина и Л. Ковнацкой. Санкт-Петербург: Композитор, 2001. 464 с.

[10] Штраус 1975 — Штраус Р. Размышления и воспоминания: Саломея // Зарубежная музыка XX века. Материалы. Документы / ред., сост., коммент. И. В. Нестьев. Москва: Музыка, 1975. С. 186–188.

[11] Kohlmayer 1996 — Kohlmayer R. Oscar Wildes Einakter “Salome” und die deutsche Rezeption // Kurzformen des Dramas. Gattungspoetische, epochenspezifische und funktionale Horizonte / Hrsg. von W. Herget, B. Schultze. Tübingen: Francke, 1996. S. 159–186 (Mainzer Forschungen zu Drama und Theater. Bd. 16). Электронная версия: © Rainer Kohlmayer, 2021. URL: http://www.rainer-kohlmayer.de/downloads/files/salome_ rezeption.pdf (дата обращения: 19.06.2023).

Original article

Author’s Remarks in the Musical Text as an Demonstration
of the Director’s Will of the Composer

Author: Natalia I. Degtyareva

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia,
natad-49@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1126-412X

Abstract

The article is devoted to the problem of remarks inscribed by the composer into the opera score and concretizing the object world of the opera, gestures, movement, facial expressions of the characters, the nature of pronouncing this or that replica, etc. The object of consideration in the article are Austrian and German operas of the beginning of the 20th century, the libretto of which either belongs to the composer himself (Die Gezeichneten by F. Schreker), or is the author’s (composer’s) reworking of the text of the original dramatic play (Salome by R. Strauss, A. Zemlinsky’s Eine florentinische Tragödie, Wozzeck by A. Berg). The Remarks in these operas, including those related to the external pictorial range of the action, represent a special layer of an integral operatic text, internally connected with the author's concept and directly reflecting the director's intentions of the composer. It is shown how remarks of different levels (“psychological hint”, “emotional tone”, everyday, visual) correlate with the musical solution and accentuate the key points in the behavior and psychological characteristics of the characters. Particular attention is paid to the remarks that do not appear in the dramas of O. Wilde and G. Büchner and are included in the text by the composer (operas by R. Strauss, Zemlinsky, Berg). When analyzing the correlation of external and internal plans of action, the connection of remarks with musical dramaturgy, the author of the article relies on the provisions of E. A. Ruchyevskaya, which are put forward in the research «"Khovanshchina" by Mussorgsky as an artistic phenomenon».

Keywords: R. Strauss, A. Zemlinsky, F. Schreker, A. Berg, composer direction, author's remarks, musical dramaturgy of the opera

For citation: Degtyareva N. I. Author’s Remarks in the Musical Text as an Demonstration of the Director’s Will of the Composer. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 140–157. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.009.

The article was submitted: 19.06.2023; approved after reviewing: 17.07.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Berchenko, Roman E. (2004). Kompozitorskaya rezhissura M. P. Mussorgskogo [Composer direction by Modest Mussorgsky]: The semantics of musical sign: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Institute Science, responsible organization. Moscow, 227 p. (in Russian, unpublished).

[2] Bytko, Olga S. (2015). “Kompozitorskaya rezhissura S. Prokofieva v opere ‘Voina i mir’ ” [“Composer direction by Sergei Prokofiev in the opera ‘War and Peace’ ”]. In Modern science — moderni veda. 2015. No. 3, рр. 186–192 (in Russian).

[3] Vernikova, Kira Ya. (2000). “Angliyskiy paradoks na avstriyskoy pochve: ‘Florentiyskaya tragediya’ Oscara Wild’a v opere Aleksandra Zemlinskogo” [“An English paradox on Austrian ground: Oscar Wilde’s ‘Florentine Tragedy’ in Alexander Zemlinsky opera”]. In Naukovyj visnyk Nacional’noi muzychnoi akademii Ukrainy im P. I. Chajkovs’kogo [Scientific Messenger of the P. I. Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine]. Iss. 13. Chotyry stolittja opery. Operni shkoly XIX–XX st. [Four centuries of opera. Opera schools of the XIX–XX centuries], Editors-compilers Olena Zin’kevich, Marina Cherkashina-Gubarenko; Ministry of Culture and Arts of Ukraine; P. I. Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine. Center of Ukrainian Music Studies. Kyiv, рр. 202–207 (in Russian).

[4] Vlasova, Natalia O. (2007). Tvorchestvo Arnolda Schönberga [The work of Arnold Schönberg]. Moscow: Izd-vo LKI, 527 p. (in Russian).

[5] Zemlyanitsyna, Marina V. (2020). Kompozitorskaya rezhissura v opere D. D. Shostakovicha “Ledi Makbet Mtsenskogo uezda” [Composer directing in the opera by Dmitri Shostakovich “Lady Macbeth of the Mtsensk District”]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, responsible organization. St. Petersburg: [s. l.], 21 p. (in Russian).

[6] Kuklinskaya, Marina Ya. (2018) “Nekotorye osobennosti ‘kompozitorskoi rezhissury’ Richarda Wagnera” [“Some features of Richard Wagner’s ‘composer direction’ ”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy]. 2018. No. 2 (762), рр. 184–193 (in Russian).

[7] Ruch’evskaya, Ekaterina (2005). “Mussorgskу-rezhisser. ‘Boris Godunov’ — ‘Khovanshchina’ ” [“Mussorgsky-director. ‘Boris Godunov’ — ‘Khovanshchina’ ”]. In Ekaterina Ruch’evskaya, “Khovanshchina” Mussorgskogo kak khudozhestvennyi fenomen. K probleme poetiki zhanra [“Khovanshchina” by Mussorgsky as an artistic phenomenon. On the problem of genre poetics]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, рр. 249–290 (in Russian).

[8] Sabinina, Marina D. (1963). “Semyon Kotko” i problemy opernoi dramaturgii Prokofieva [“Semyon Kotko” and problems of Prokofiev’s operatic dramaturgy]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 312 p. (in Russian).

[9] Schönberg, Arnold (2001). Pis’ma [Correspondence], compiler and publisher Erwin Stein; translation from German and English by Viktor Schnittke; general edition by Mikhail Druskin and Lyudmila Kovnatskaya. St. Petersburg: Kompozitor, 464 p. (in Russian).

[10] Strauss, Richard (1975). “Razmyshleniya i vospominaniya: Salomeya” [“Reflections and memories: Salome”]. In Zarubezhnaya muzyka XX veka. Materialy. Dokumenty [Foreign music of the XX century. Materials. Documentation], editor, compiler, commentator Israel V. Nestiev. Moscow: Muzyka, рр. 186–188 (in Russian).

[11] Kohlmayer, Rainer (1996). "Oscar Wildes Einakter 'Salome' und die deutsche Rezeption". In Kurzformen des Dramas. Gattungspoetische, epochenspezifische und funktionale Horizonte, Hrsg. von W. Herget, B. Schultze. Tübingen: Francke. S. 159–186. (Mainzer Forschungen zu Drama und Theater. Bd. 16). Electronic version: Rainer Kohlmayer, 2021. Available at: http://www.rainer-kohlmayer.de/downloads/files/salome_ rezeption.pdf (accessed 19.06.2023)