Архангельские материалы в фондах Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки (общая характеристика)

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.007

Архангельские материалы
в фондах Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки
(общая характеристика)

Скачать pdf  .

Автор: Елена Викторовна Битерякова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Аннотация

Статья представляет обзор звуковых и рукописных документов архангельской коллекции из фондов Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки. История собирания музыкального фольклора на территориях Русского Севера, не являвшихся приоритетными для фольклористов Московской консерватории, вписана в контекст общей истории отечественной этномузыкологии ХХ века.

Направления собирательской работы отражают ключевые тенденции соответствующих периодов в советской музыкально-фольклористической науке. В 1930-е годы остро стоял вопрос обновления народных традиций в иных социально-идеологических условиях.

В 1950-е годы поиск новых форм оставался по-прежнему важной собирательской задачей, однако записи частушечных и других «современных» и «осовремененных» текстов не препятствовали интересу исследователей к архаическим жанрам в их исконном виде. В этом смысле примечательно соседство в экспедиционных материалах частушек и былин, свадебных приговоров и сказов о Ворошилове, Ленине и Сталине.

Записи 1960-х годов, наиболее многочисленные и разнообразные, демонстрируют, среди прочего, не свойственный музыковедам-фольклористам интерес к немузыкальным жанрам: заговорам, приговорам, сказкам, стихам, загадкам.

Статья завершается выводом о необходимости внимательного изучения и введения документов архангельской коллекции НЦНМ в широкий научный оборот.

Ключевые слова: музыкальный фольклор Архангельской области, Научный центр народной музыки имени К. В. Квитки Московской консерватории, история изучения традиционной культуры Русского Севера в ХХ веке

Для цитирования: Битерякова Е. В. Архангельские материалы в фондах Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки (общая характеристика) // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 1. С. 126–150. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.007.

Статья поступила в редакцию: 19.01.2023; одобрена после рецензирования: 29.01.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.

Список источников

[1] Боронина 2019 — Боронина Е. Г. Певческая традиция восточного Подмосковья в творчестве крестьянского хора П. Г. Яркова // IV Всероссийский конгресс фольклористов: Сб. науч. ст.: В 4 т. Т. 1: Народная музыкальная культура: история, современные исследования, проблемы актуализации / ред.-сост. Е.  А. Дорохова, Д. В. Морозов. Москва: ГРДНТ им. В. Д. Поленова, 2019. С. 131–137.

[2] Иванова 2021 — Иванова М. Н. Варианты лирических песен с сюжетом «сон — предзнаменование несчастливой судьбы молодца» в региональных традициях России: особенности поэтики // Музыкальный фольклор в полевых записях, архивных документах, композиторской и концертной практике: Материалы VI Международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / ред.-сост. Е. В. Битерякова. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского; сб. 88). С. 69–82.

[3] Власов, Дорохова, Канева, Мехреньгина 2014 — Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды (Материалы к Своду русского фольклора) / сост., подг. текстов, статьи и коммент. А. Н. Власова, Е. А. Дороховой, Т. С. Каневой, З. Н. Мехреньгиной. Санкт-Петербург: Изд-во «Пушкинский Дом», 2014. 932 с.

[4] Мякушин 2007 — Мезенские песни весенне-летнего и зимнего циклов в записи М. Н. Мякушина (подгот. и комм. Е. И. Якубовской) // Из истории русской фольклористики. Выпуск 7 / Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Санкт-Петербург: Наука, 2007. С. 390–411.

[5] Мякушин 2016 — Мякушин М. Н. Мои песни: лешуконские песни, собранные М. Н. Мякушиным / [подгот. к изд. Е. И. Якубовской]. Архангельск: Лоция, 2016. 560 с.

[6] Мякушин 1940 — Песни Лешуконья. Собрал М. Н. Мякушин / муз. запись и запись текстов П. Кольцова; предисл. П. Аравина. Архангельск: ОГИЗ, 1940. 88 с.

[7] Никитина 2022 — Никитина И. А. Мужская певческая традиция в бассейне реки Мезень // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 10–33. https://doi.org/10.26156/ OM.2022.14.1.002

[8] Подрезова, Швец 2021 — Подрезова С. В., Швец Т. В. Певческая традиция старообрядцев-поповцев села Койда (по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 и 1976 годов) // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 6–36. https://doi.org/10.26156/ OM.2021.13.4.001

Original article

Arkhangelsk Materials
in the Funds of the Klyment Kvitka Folk Music Research Center
(General Characteristics)

Author: Elena V. Biteriakova

Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Moscow, Russia,elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Abstract

The article is devoted to the characteristics of the Arkhangelsk collection from the funds of the Klyment Kvitka Folk Music Research Center of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory. The history of collecting musical folklore in the territories of the Russian North, which were not a priority for the folklorists of the Moscow Conservatory, is inscribed in the context of the history of Russian ethnomusicology of the 20th century.

The character of the fieldwork show key trends of particular periods in Soviet musical ethnography. For the period of 1930s it was the problem on updating folk traditions according to the new socio-ideological conditions.

In the 1950s, the search for new forms was still an important task, but recording of chastushkas (couplets) and other “modern” and “modernized” texts did not conflict with the interest of the folklorists in archaic genres in their original form. In this sense, it is remarkable to note how chastushkas, epics, and wedding whisperings go in the expedition materials along with tales about Soviet leaders and heroes of the October revolution of 1917 and the subsequent civil war.

The documents of the 1960s, the most numerous and diverse, demonstrate researchers’ interest in non-musical genres (which is not peculiar for musicologists-folklorists): spells, whisperings, fairy tales, poems, riddles.

The author makes a conclusion about relevance of introducing the documents of the Arkhangelsk collection of the Klyment Kvitka Folk Music Research Center into a wide scientific circulation.

Keywords: musical folklore of the Arkhangelsk region, Кlyment V. Kvitka Folk Music Research Center of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, history of the study of the traditional culture of the Russian North in the 20th century

For citation: Biteriakova E. V. Arkhangelsk Materials in the Funds of the Klyment Kvitka Folk Music Research Center (General Characteristics). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 1. Р. 126–150. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.007.

The article was submitted 19.01.2023; approved after reviewing 29.01.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.

References

[1] Boronina, Elena G. (2019). “Pevcheskaya traditsiya vostochnogo Podmoskovya v  tvorchestve krestyanskogo khora P. G. Yarkova” [“The singing tradition of the Eastern Moscow region in the work of the peasant choir conducted by Pyotr G. Yarkov”]. In IV Vserossiyskiy congress folkloristov: Sbornik nauchnykh statey [All-Russian Congress of Folklorists: Collection of scientific articles] in 4 vols. Vol. 1: Narodnaya muzykal’naya kultura: istoriya, sovremennye issledovaniya, problemy aktualizatsii [Folk music culture: history, modern research, problems of actualization], compiled by Yekaterina А. Dorokhova, Dmitriy V. Morozov. Moscow: GRDNT imeni V. D. Polenova, pp. 131–137 (in Russian).

[2] Ivanova, Maria N. (2021). “Varianty liricheskikh pesen s siuzhetom 'son — predznamenovaniye neschastlivoy sud’by molodtsa' v regional’nykh traditsiyakh Rossii: osobennosti poetiki” [“Variants of lyrical songs with the plot 'a dream as an omen of the unfortunate fate of a young man' in the regional traditions of Russia: features of poetics”]. In Muzykal’nyy fol’klor v polevykh zapisiyakh, arkhivnykh dokumentakh, kompozitorskoy i kontsertnoy praktike: Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii pamyati A. V. Rudnevoy [Musical folklore in field recordings, archival documents, composing and concert practice: Materials of the VIth International Scientific Conference in Memory of Anna V. Rudneva], editor-compiler Еlena V. Biteriakova. Moscow: Research and Publishing Center “Moscow Conservatory”, pp. 69–82 (in Russian).

[3] Vlasov, Andrey N. & others (2014). Muzykal’no-poetcheskiy folklor nizhney Vychegdy (Materialy k Svodu russkogo fol’klora) [Musical and poetic folklore of the lower Vychegda (Materials for the Code of Russian Folklore)], compilation, preparation of texts, articles and comments by Andrey N. Vlasov, Yekaterina А. Dorokhova, Tatyana S. Kaneva, Zinaida N. Mekhren’gina. St. Petersburg: Pushkinskiy Dom, 932 pp. (in Russian).

[4] Myakushin, Mikhail N. (2007). “Mezenskiye pesni vesenne-letnego i zimnego tsiklov v zapisi M. N. Myakushina” [“Mezen’ songs of the spring-summer and winter cycles recorded by Mikhail N. Myakushin”], preparation and comments by Elena I.  Yakubovskaya. In Iz istorii russkoy fol’kloristiki [From the history of Russian folklore studies]. Issue 7. St. Petersburg: Nauka, pp. 390–411 (in Russian).

[5] Myakushin, Mikhail N. (2016). Moi pesni: leshukonskye pesni, sobrannye M. N. Myakushinym [My songs: Leshukon songs collected by Mikhail N. Myakushin], preparation and comments by Elena I. Yakubovskaya. Arkhangelsk: Lotsiya, 560 pp. (in Russian).

[6] Myakushin, Mikhail N. (1940). Pesni Leshukonya. Sobral M. N. Myakushin [Leshukon songs. Collected by Mikhail N. Myakushin], music recording and recording of texts by Pyotr F. Koltsov; preface by Pyotr V. Aravin. Arkhangelsk: OGIZ, 88 pp. (in Russian).

[7] Nikitina, Inessa A. (2022). “Muzhskaya pevcheskaya traditsiya v basseyne reki Mezen’” [“The Tradition of Male Singing in the Mezen River Basin”]. In Оpera musicologica. Vol. 14, no. 1, p. 10–33 (in Russian). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.002

[8] Podrezova, Svetlana V., Shvets, Tatyana V. (2021). “Pevcheskaya traditsiya staroobriadtsev-popovtsev sela Koyda (po materialam ekspeditsii IRLI 1975 i 1976 gg.)” [“The Liturgical Singing Tradition of the Old Believers Priests of the Village of Koida (Based on the Materials of the Pushkin House Expedition in 1975 and 1976)”]. In Оpera musicologica. Vol. 13, no. 4, p. 6–36 (in Russian). https://doi.org/10.26156/ OM.2021.13.4.001

The article was submitted 19.01.2023; approved after reviewing 29.01.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.