Смирнова Екатерина Александровна

Кафедра древнерусского певческого искусства
Заведующий кафедрой

Ученое звание: нет

Ученая степень: нет

Почетное звание: нет

Другие достижения: грамота Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии «За достижения в области развитии духовной культуры Петербурга» (2014)

Образование: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2001, музыковедение

Общий трудовой стаж с 1999 года

Педагогический стаж работы ВУЗе с 2001 года

Преподаваемые дисциплины: История и теория русской духовной музыки, певческие стили Древней Руси; История и теория русской духовной музыки. Раннее русское многоголосие; русское партесное многоголосие, дешифровка раннего русского многоголосия, чтение хоровых партитур XVII – XVIII веков, методика работы с рукописными источниками, концертно-лекторская подготовка

Основные направления исследований – источниковедение, дешифровка, история и теория раннего русского многоголосия. Автор исследовательских и учебно-методических работ в области истории русского церковного пения. Сотрудничает с хоровыми коллективами Санкт-Петербурга и других городов России, как консультант в области истории русского церковного пения, расшифрованные песнопения из средневековых певческих рукописей представлены на 6 CD, входят в репертуар камерного хора «Lege Artis», мужского хора «Оптина пустынь», праздничного хора Валаамского монастыря, мужского хора Вологодской филармонии, сводного хора Международного фестиваля «Академия православной музыки».

С 2009 года – научный консультант Международного фестиваля «Академия православной музыки» (учредитель – Министерство культуры РФ), в обязанности входит разработка концепции фестиваля, музыкальных сценариев концертов, концертных, просветительских и образовательных программ, участие в организации и проведении мероприятий, среди которых: «Великопостные концерты – возрождение исторических традиций» (Санкт-Петербург, Большой зал Филармонии, с 2010 г.), Международный конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец» (Санкт-Петербург, Большой и Малый залы Филармонии, с 2011 г.), «Крещенские вечера» (Санкт-Петербург, Большой концертный зал «Октябрьский», с 2013 г.), праздничный гала-концерт «День славянской письменности и культуры» (24 мая 2011 и 2012 гг., Москва, Государственный Кремлевский Дворец, организатор - Министерство культуры РФ, Русская Православная Церковь), просветительская концертно-экскурсионная программа «Преподобный Сергий Радонежский – великий духовный путь» (Москва, Сергиев Посад, Ростов Великий, Переславаль-Залесский, июнь 2014 гг.), научно-творческий симпозиум «Дни Сергия Радонежского» (Москва, Министерство культуры РФ, 23 июня 2014 г.), I Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель» (остров Валаам, июль 2015 г.).

Ведёт обширную просветительскую и концертно-лекторскую работу. Регулярно выступает с историческими комментариями к концертам в Санкт–Петербурге: «Великопостные концерты-возрождение исторических традиций» в Большом и Малом залах Филармонии, «Крещенские вечера» в Большом концертном зале «Октябрьский», концерты фестиваля «Академия православной музыки» в Академической Капелле, Исаакиевском соборе, Эрмитажном театре, концерты международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» Малом зале СПб Консерватории им. А.К. Глазунова и других. Гастролирует в качестве ведущей концертов в городах России: Москве, Ростове Великом, Великом Новгороде, филармонических площадках Архангельска, Костромы, Вологды, Кирова, Сыктывкара, на о.Валаам и др. Выступает в качестве ведущей просветительских мероприятий в области русской духовной музыки: конкурсных прослушиваний, гала-концертов и пресс-конференций международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец» в Большом и Малом залах Филармонии (с 2011 г.), круглых столов и научно-творческих симпозиумов по проблемам православной духовной музыки («Богослужебная и духовная музыка сегодня: столкновение или знак равенства?», Санкт-Петербург, февраль 2012; научно-творческий симпозиум «Дни Сергия Радонежского», Москва, Министерство культуры РФ, 23 июня 2014 г.) Проводит лекции и мастер-классы по истории русского церковно-певческого искусства в городах России и за рубежом (Санкт-Петербург, Москва, Вологда, Псков, Ханты-Мансийск, Хабаровск, Клайпеда и другие)

Автор образовательной программы Летней школы «Академия православной музыки», руководитель концертной программы Международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (Санкт-Петербургская государственная Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова). Автор идеи и художественный руководитель Рождественского международного музыкального фестиваля «Вифлеемская звезда» (Санкт-Петербургская государственная Консерватория, 2006-2009).

С 2011 года читает авторский курс лекций по дисциплине «История церковного пения» на Регентском отделении Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.

Список публикаций:
Научные статьи:

  1. Канон в творчестве средневекового роспевщика (на материале песнопений в честь преподобного Дионисия Глушицкого) // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. СПб, 2000. С. 88 – 98.
  2. 136 псалом – памятник раннего русского многоголосия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 2001.
  3. Источниковедение раннего русского многоголосия. Многораспевность в певческой книге Обиход. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003. 52 с.
  4. Многораспевность в раннем русском многоголосии (на материале певческой книги Обиход) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 2003. С.469 – 478.
  5. Дешифровка раннего русского многоголосия: ритмический аспект // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып.2. СПб., 2005. С. 36 – 48.
  6. The Russian Early polyphony on the Boundary between middle ages and new ages // 18th Congress of the International Musicological Society. Zurich, 10 – 15 july 2007. p.28

Нотные издания:

  1. Певческая традиция Русского Севера XVII – XIX веков: вст.статья, расшифровки, научные комментарии (при поддержке Совета по грантам Администрации Президента РФ). Вологда: Полиграфист, 2010. 75 с.

Авторские расшифровки песнопений в изданиях:

  1. «Древнерусские чины в нотированных рукописях XVII – XIX веков: умовение ног, панихида, заздравная чаша». Хрестоматия по курсу «История и теория русской духовной музыки». СПб., 2014. Авторы-сост.: Плетнева Е.В., Швец Т.В.

Научно-просветительские статьи:

  1. «К 530-летию хора Государевых певчих дьяков» // «Бражниковские чтения – 2009. Русское церковное пение: пути во времени»: буклет. СПб., 2009. C.8 – 9
  2. «Свет Вифлеемской звезды» // «Консерватория.ру». № 8 (январь). СПб., 2009. С.8
  3. «Звучащая история» // «Choirfestival.ru», буклет. СПб., 2009. С.3
  4. «Русская церковно-певческая традиция» // «Академия православной музыки - 2009», буклет. СПб., 2009
  5. «Великопостные концерты для великосветской публики» // «Великопостные концерты»: буклет. СПб., 2010. С.3 – 4
  6. «Се весна духовная» // «Академия православной музыки - 2010»: буклет. СПб., 2010. С.11
  7. «Духовное возрождение» // «Музыкальное Обозрение». №№ 10 – 11 за 2010. С.14 - 15
  8. О фестивале «Академия православной музыки» // «Академия православной музыки - 2011»: буклет. СПб., 2011. С.4
  9. Композиторский конкурс духовной музыки // Международный конкурс "Роман Сладкопевец": буклет. СПб., 2012
  10. «В поисках звучащей Атлантиды» // «Вода живая», спецвыпуск № 3, 2013 , с.2 – 5 (в соавт.с А.Н.Кручининой);
  11. «Голос любви к России» // «Вода живая», спецвыпуск № 3, 2013 , с.18;
  12. «Духовная и богослужебная музыка: столкновение или знак равенства?» // «Вода живая», спецвыпуск № 3, 2013 , с.44 – 48 (в соавт.с Н.Г.Минченковой);
  13. «Поющие рукописи» // «Вода живая», спецвыпуск № 3, 2013, с.49 - 52, (в соавт.с А.Н.Кручининой)
  14. «Действо Цветоносия» // «Великопостные концерты», буклет. СПб.,, 2014, с.4 – 5
    «К пятилетию Великопостных концертов в Санкт-Петербурге» // Великопостные концерты», буклет. СПб., 2014, с.2 – 3

CD:

  1. «Ancient Psalms of the Orthodox Church» (Средневековые песнопения Православной Церкви). Камерный хор «Lege Artis». Mazur Media, GOV 3009, 2001. Расшифровки древнерусских песнопений
  2. «Русское церковное пение». Мужской хор «Оптина пустынь». OPMC 008, 2004. Расшифровки древнерусских песнопений
  3. “Selections from Medieval Russian Vocal Art” («We glorify you with love!» Songs to the Virgin Mary): «Избранное из древнерусского певческого искусства» («Любовию величаем Тя!» Песнопения во славу Божией Матери). Камерный хор «Lege Artis», «Northen Flowers, NF/PMA 9927, 2005. Аннотация, расшифровки древнерусских песнопений (№№ 1 – 20)
  4. «Божественного пения премудрость – к 425-ти летию города Ханты-Мансийска». Вокальный ансамбль «Анастасис». Ханты-Мансийск, 2007. Аннотация, расшифровки древнерусских песнопений
  5. «Раннее русское многоголосие. Early Russian polyphony». Мужской хор «Оптина пустынь». OPMC, 010. Санкт-Петербург, 2009. Расшифровки древнерусских песнопений
  6. «Певческая традиция Русского Севера XVII – XIX веков». Мужской хор Вологодской государственной филармонии им.Гаврилина. Вологда, 2010. Аннотация, расшифровки древнерусских песнопений (№№1–21)

Интернет-ресурс:

Авторские расшифровки древнерусских богослужебных песнопений по певческим рукописям XVII – XIX вв. (в соавт. с Е.В.Плетневой, Т.В.Швец, С.Н.Никольской)
Всенощая древнерусских распевов, 2011
Божественная Литургия св.Иоанна Златоуста, 2012
Чинопоследование Панихиды, 2013
http://school.orthodoxfestival.ru/notes
Дата обращения: 06.02.2015