Людько Мария Германовна

Кафедра камерного пения
Заведующий кафедрой

Ученое звание: профессор

Ученая степень: кандидат искусствоведения

Почетное звание: заслуженный артист Российской Федерации (2008)

Образование: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 1997, музыковед-исследователь, критик; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 1999, сольное пение

Сведения о диссертациях: Стилевое сольфеджио в современном виде (2011)

Общий трудовой стаж с 1996 года

Педагогический стаж работы ВУЗе с 1997 года

Преподаваемые дисциплины: камерное пение

Родилась в семье оперных певцов, занимается музыкой с четырёх лет. В восемь лет спела первую оперную партию (Н. Брянский, «Квартет» — Соловей). Снималась в детских ролях на киностудии «Лентелефильм».

В 1992 г. с отличием окончила специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1997 году с отличием окончила музыковедческий и в 1999 году вокальный факультеты Санкт-Петербургской консерватории.
Стажировалась в Интернациональной Баховской Академии (1996, Штутгарт, Германия) и Академии Мариинского театра (1999—2006), участвовала в мастер-классах крупнейших российских и европейских музыкантов, в различных молодёжных оперных мастерских, изучала интерпретацию старинной музыки и немецкой романтической песни.

Певица сотрудничает с крупнейшими европейскими оркестрами, известными отечественными и зарубежными композиторами, дирижерами и режиссерами, среди которых А. Петров, М. Эрмлер, В. Гергиев, Ю. Темирканов, П. Пейре, С. Сондецкис, Н. Алексеев, А. Дмитриев, К. Райкин, Д. Черняков, Г. Купфер, Г. Вик.

Выступала на сценах Большого театра России, Мариинского театра, Комише опер Берлин, Татарского государственного академического театра оперы и балета, тетра «Зазеркалье», Саратовского государственного академического театра оперы и балета. Исполняла такие партии, как Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Энн Трулав («Похождения повесы» Стравинского), Виолетта и Наннетта («Травиата» и «Фальстаф» Верди), Эвридика («Орфей» Глюка), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского) и другие. Участвовала в мировой премьере оперы М. Наймана «Пролог к «Дидоне и Энею», первом в России исполнении ораторий «Воскрешение Лазаря» Шуберта-Денисова и «Страсти по Брокесу» Генделя.

В репертуаре М. Людько около 500 произведений камерного репертуара, кантаты и оратории И.С. Баха, Г. Генделя, Й. Гайдна, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Дж. Верди, А. Дворжака, К. Орфа. Исполняет музыку современных композиторов, многие произведения посвящены певице и написаны в расчете на ее дарование (симфоническая фантазия «Прощание с…» А. Петрова, вокальные циклы на стихи Беранже и А. Блока Г. Белова и других).

Участвовала в записи музыки к кинофильмам («Луной был полон сад», режиссёр В. Мельников и «Caged», режиссёр С. Бренинкмайр), 8 компакт-дисков (из них 4 сольных), постоянно выступает в прессе, на радио и телевидении. Основная дискография - "Слова любви" (2002), "Романс о романсе" (2006), "Я знаю о многом" (2008), "Звезда любви (2012), "Мгновений след" (2012) и другие.

Гастролирует в городах России, Белоруссии, Казахстане, Армении, Австрии, Мальте, Швеции, США, Испании, Голландии, Дании, Бельгии, Люксембурге, Германии, Болгарии, Польше, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Чехии, Эстонии, Словакии, Исландии. Среди крупнейших концертных залов - Концертгебау (Амстердам), Джорданхолл (Бостон), колонный зал Дома союзов, Зал им. Чайковского и кремлёвский Дворец съездов (Москва), Лидерхалле (Штутгарт), залы филармонии и академической капеллы (Санкт-Петербург). Участвует в таких фестивалях, как «Золотая маска», «Площадь искусств», «Три века классического романса»,«Петербургская музыкальная весна», им. Тино Паттиера, им. В. Гаврилина, им. И. Соллертинского, им. С. Рахманинова и других.

С 2000 года — член Союза концертных деятелей Петербурга (с 2006 года член правления, ответственный секретарь филармонической секции, заместитель председателя). С 2008 года состоит в независимом наблюдательном совете Центра культурных программ Петербурга, член аттестационной комиссии. С 2013 года вице президент регионального общественного благотворительного Санкт-Петербургского фонда поддержки и развития музыкального искусства и образования.

Мария – автор монографии «Стилевое сольфеджио в современном видении» (Lambert Academic Publishing, 2011), методических работ, программ, учебных пособий, статей, докладов на конференциях, активно сотрудничает с издательством «Планета музыки». Ведет музыкальные радиопередачи. Проводит мастер-классы и курсы повышения квалификации в России и за рубежом (включая Гарвардский университет, Лирическую оперу Нью-Йорка, университет Рейкъявика), участвует в работе жюри ряда международных вокальных конкурсов и фестивалей (им. Д. Шостаковича, "Романсиада", "Гран При Санкт-Петербурга", "АРТ Вокал", "Звёздная рапсодия", "Академия", «Петербургский стиль», «Таланты и поклонники» и другие).
С 2005 года заведует кафедрой сольфеджио и методики воспитания слуха, с 2009 года — кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории, с 2013 года заведует кафедрой Камерного пения.

Лауреат 8 международных конкурсов, среди которых Ганс Габор Бельведер (Вена, 3 премия, 2002), им. И. Юрьевой (Таллинн, 1 премия, 2002), Романсиада (Москва, 1 премия, 2000), им. В. Собинова (Саратов, 1 премия, 2000)

Пресса:

“Die schone melodische Linienfuhrung von Maria Lyudko selbst im oberen Randbereich ershien spielerisch Leicht und ungezwungen. Ihr angenehmes und wandlungsfahiges Vibrato kam besonders bei Verdis “Ave Maria” aus “Otello” und dem Duett von Mimi und Rodolfo aus der Oper “La Boheme” von Puccini zur Geltung”.
Nurnberger Nachrichten, 13-06-05

Красивое ведение мелодической линии Марии Людько даже в верхней тесситуре появилось играючи легко и непринужденно. Ее приятное и подвижное вибрато особенно проявилось в «Аве Мария» из Вердиевского «Отелло» и в дуэте Рудольфа и Мими из оперы Пуччини «Богема».

Нюрнбергские новости, Германия 13-06-05

“Stimmliche Reife, musicalische Gestaltung und Ausdruckskraft offenbarten die Sopranistin Maria Lyudko sowie der mit einer bewundernswert warmen und fulligen Stimme ausgestattete”.

Frankfurter Allegemeine Zeitung, 11-09-03

Голосовая зрелость, музыкальная форма и сила выразительности открывают сопрано Марию Людько как достойный восхищения, теплый и наполняющий голос.

Франкфуртер Аллегемайне Цайтунг, Германия 11-09-03

“Met haar fantastische stem en haar gevoel voor dramatiek ziet deze sopraan kans haar publiek mee te nemen in het verhaal. Of het nu de aria van Aminta uit de opera “Il Re patore” van Mozart is, ot het lied van Giuditta van Lehar. Haar hoogtepunt ze toch wel vlak na de pause toen ze zich letterlijk en vol passie stortie in de scene van Tatiana’s brief uit de opera “Eugenie Onegin” van Tsjaikovski. Het samenpel tussen zang en alleen de vleugel was imponerend. Zo heeft Tsjaikovski het bedoeld, maximale eerwoud, dramatiek en oprechtheid. Dat aangevuld met belichtingen in verschillende kleuren en je wordt als publiek werkelijk meegezogen in het verhaal.”

Nieuwe Meerbode 28-01-09

С ее фантастическим голосом и чувством драмы это сопрано имеет шанс увлечь публику в музыкальный рассказ, будь то ария Аминты из оперы Моцарта «Король-пастух» или Песня Джудитты из оперетты Легара «Джудитта».

Ее высшая точка наступила вскоре после антракта, когда она в буквальном смысле слова страстно ворвалась в сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина» Чайковского. Ансамбль голоса и рояля были столь импонирующими. Так Чайковский и замышлял – максимальная простота, драматизм и искренность, и мы как публика оказались вовлеченными в ее рассказ.

Новый вестник, Голландия 28-01-09

Ее голос звучал во многих залах Европы и Америки – глубокий, подвижный, тёплый, льющийся и так мастерски перевоплощающийся, звуча то нежно, то лукаво, то страстно, то отчаянно. Великолепно поставленное бельканто и необычайно красивая музыка в этот вечер доставят истинное удовольствие всем, даже самым взыскательным слушателям!

Политехнический институт, СПб, 22-10-09

Ее программа отличалась строгой выстроенностью репертуара и великолепным ансамблем с постоянным аккомпаниатором певицы – заслуженным артистом России Дмитрием Часовитиным. В первом отделении концерта Мария Людько исполняла арии из опер Моцарта, Беллини, Верди, Пуччини, романсы и песни Мендельсона, Дебюсси, Форе. Второе отделение концерта певица посвятила русскому романсу и словно бы приоткрыла для вологодских любителей пения малознакомые страницы этого богатого пласта русской музыки.

Культура Вологодской области, ноябрь 2006.

Есть великая ария в мировой оперной литературе – «Сasta diva» Беллини. Мария Людько исполняла эту арию, возвращая слушателям чистые и драгоценные мгновенья власти воистину божественного искусства.
А потом трагических или лирических оперных героинь сменяли так называемые «каскадные»! Мария Людько представала примадонной венской оперетты, исполняя арии жанра, называемого лёгким, а на самом деле – чрезвычайно трудном. И её исполнение трансформировалось в совершенно иную вокальную и сценическую манеру. Это был стиль австрийских и венгерских певцов! Она пела знаменитую Вилью – песню Ганны Главари из «Весёлой вдовы» Легара, арию Джудитты из оперетты «Джудитта», куплеты оффенбаховской Периколы. И голос её сверкал настроениями победы, лукавством, озорством… И совсем иную ипостась – душевное благородство, страстность и сдержанность чувств – раскрывала певица в исполнении русских романсов.
Покоряюще прозвучала бессмертная русская вокальная миниатюра начала XIX-го века, знаменитый «Соловей» Алябьева.
Финальную часть программы составили любимые романсы: «Тихо всё», «Взгляд твоих черных очей», «Снился мне сад»…
Этот концерт, несомненно, запомнился всем, кто посетил его. Совсем не часто в Америке мы можем послушать европейскую вокальную лирику и задушевный русский романс в камерном исполнении виртуозов.

Кругозор, Бостон, март 2009

Достойно спеть арию Энн Трулав (возлюбленной повесы Тома) из третьей картины с архивиртуозной кабалеттой и кульминацией на верхнем “до” могут лишь сопрано первого ряда. Таковыми и явились блистательная примадонна “Геликон-оперы” Елена Вознесенская и солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Мария Людько.

Литературная газета, 5-11 марта 2003

Выступление Марии Людько в программе концертов XVIII фестиваля камерной музыки в Адлере произвело большое впечатление на местных и столичных поклонников оперного жанра. Президент Российской ассоциации музыковедов академик Жанна Дозорцева и народная артистка России Надежда Красная высоко оценили вокальные данные и творческий потенциал певицы из Санкт-Петербурга, впервые участвовавшей в "Бархатном сезоне": «Необходимо отметить Марию Людько, обладательницу голоса необыкновенной красоты. Таких у нас в стране – раз-два и обчелся. Голос для крупных форм и лучших сцен! Высший класс!..» А после концерта нам представилась возможность убедиться и в коммуникабельности молодой звезды.
Новости Сочи, 01-10-2008