ЮШМАНОВ, Виктор Иванович (1941–2009)

Кафедра сольного пения
Доцент

ЮШМАНОВ, Виктор Иванович (25 апреля 1941, Ленинград – 4 июня 2009, Санкт-Петербург) — певец (бас), врач, исследователь, педагог. Доктор искусствоведения (2005). Награжден Знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001).

Окончил Первый медицинский институт имени И. П. Павлова (1964), работал хирургом в больнице Медсанчасти № 8 объединения «Красный треугольник» (1964–1973). Параллельно обучался на вокальном факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1972 году (педагоги по классу сольного пения Е. Е. Нестеренко, Г. В. Селезнев; по классу камерного пения К. В. Изотова). Окончил аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (1982, ныне РАМ имени Гнесиных) под руководством Л. Б. Дмитриева по специальности педагогика и методика.

Солист Оперной студии Ленинградской консерватории (1973–1978), Ленконцерта (1978–1980), Малого театра оперы и балета (1980–1987). Гастролировал в Германии, США, Италии, Шотландии и других странах. В репертуаре В. И. Юшманова такие партии, как Граф («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Командор («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Король Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Сальери («Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова); сольные партии в вокально-симфонических произведениях И. С. Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», кантаты), Г. Ф. Генделя («Ацис и Галатея», «Мессия»), Й. Гайдна («Времена года»), В. А. Моцарта («Реквием», «Большая месса»), М. П. Мусоргского («Песни и пляски смерти» в оркестровке Шостаковича), Д. Д. Шостаковича (симфония № 14, Сюита для баса и симфонического оркестра «Сонеты Микеланджело Буонарроти»), Г. В. Свиридова («Патетическая оратория»); камерные сочинения русских и зарубежных авторов, народные песни.

В. И. Юшманов концертировал с симфоническими оркестрами Ленинградской / Санкт-Петербургской филармонии, Новосибирска, Красноярска и других городов, ленинградской Академической капеллой имени М. И. Глинки, Хоровой капеллой имени А. А. Юрлова, Академическим хором Латвийской ССР. Выступал с дирижерами: Э. П. Грикуровым, Ю. Домаркасом, Р. Э. Мартыновым, Н. С. Рабиновичем, К. И. Элиасбергом, А. К. Янсонсом и М. А. Янсонсом. Среди ансамблевых партнеров — Е. С. Гороховская, Г. А. Ковалева, К. П. и Р. П. Лисициан, К. И. Плужников, Л. П. Филатова, С. Я. Ялышева. В 1992 году осуществил видеозапись исполнения Симфонии № 14 Шостаковича на телестудии Екатеринбурга.

Президент общественного фонда имени Н. А. Печковского, организатор вокальных конкурсов.

В Консерватории: преподаватель (1974), старший преподаватель (1983), доцент кафедры сольного пения (1990–2004), доцент кафедры истории и методики вокального искусства (2004–2006).

Автор кандидатской диссертации «О принципах профессиональной подготовки вокалистов в классе сольного пения консерватории (на материале исследования работы профессоров Ленинградской консерватории Е. Г. Ольховского, И. И. Плешакова и М. В. Луканина)» (1986) и первой в России докторской диссертации по практической психологии певческого искусства «Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов», а также многих научных и методических публикаций.

Исследования В. И. Юшманова в области вокальной техники направлены на анализ функционального устройства певческого аппарата с позиции музыкального инструментоведения и психотехники управления процессом звукообразования у оперных певцов. В. И. Юшманов — обладатель  патента на изобретение «Способ создания акустического сопротивления при пении» для повышения качества пения (Патент РФ № 2192047 от 27.10.2002).

Проводил мастер-классы с певцами Южной Кореи, Японии, США. Среди учеников лауреаты и дипломанты международных конкурсов: О. А. Акимов (выпуск 1980), О. В. Безинских (выпуск 1997), А. А Бычков (выпуск 1980), Ю. В. Емашев (выпуск 1987), В. А. Цехмистров (выпуск 1979), А. В. Тихонравов (выпуск 1976).

Библиография

Сочинения: О принципах профессиональной подготовки вокалистов в классе сольного пения консерватории (на материале исследования работы профессоров Ленинградской консерватории Е. Г. Ольховского, И. И. Плешакова и М. В. Луканина): автореферат дис. … канд. искусствоведения. Л.: ЛОЛГК, 1986. 24 с.; О регистрах певческого голоса // Перспективы развития вокального образования: методические рекомендации для преподавателей вузов и специальных учебных заведений. М., 1988; Николай Константинович Печковский: К 100-летию со дня рождения: Международный конкурс молодых оперных певцов им. Н. К. Печковского: [буклет / сост. В. Юшманов]. СПб., 1995. 16 с.; О проблемах современной теории певческого искусства (к вопросу о профессиональной певческой деятельности) // Современные проблемы педагогики музыкального вуза: материалы международной научно-практической конференции (2–4 ноября 1998 г.) / СПбГК. СПб.: 1999. С. 36–50; Вокальная техника и ее парадоксы / [ред. Л. Г. Ержемский]. СПб: Деан, 2001. 128 с. Примечание: 2-е изд. СПб.: Деан, 2002. 128 с.; Акмеологические основы певческой подготовки оперных певцов // Акмеология. 2003. № 3–5. С. 42–47; О природе феномена художественного творчества // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, история, социология, экономика, право). 2003. № 3(5). С. 207–216; Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: автореферат дис. … д-ра искусствоведения. СПб: РИИИ, 2004. 38 с.

Архивные документы

Дело доцента В. И. Юшманова. Архив СПбГК. Дела на утверждение в ученом звании за 1993; Личное дело В. И. Юшманова. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава за 2006. Л. 260–322; Личная карточка В. И. Юшманова. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава за 2006.

А. Н. Цветкова, 2017