ВЕРТКОВ, Константин Александрович (1906–1972)

Музыковедческий факультет
Доцент

ВЕРТКОВ, Константин Александрович (19 декабря 1905 / 1 января 1906, с. Урунское Бийского уезда Томской губернии – 19 ноября 1972, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед-фольклорист, инструментовед, педагог. Кандидат искусствоведения (1946). Доцент (1947). Награжден Орденом Красной звезды (1943), медалями «За оборону Ленинграда» (1944), «За победу над Германией» (1945), «За победу над Японией» (1945). Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967).

Родился в крестьянской семье. Образование получил в Барнауле, где окончил опытно-показательную и одновременно музыкальную школу (1925). Окончил географический факультет Ленинградского государственного университета, получил специализацию «этнография турецких народов» (1925–1930).

Начал научно-исследовательскую деятельность в Самарканде, где работал в Центральном музее Узбекской ССР, а затем преподавал в Музыкальном научно-исследовательском институте Самарканда. Сделал ряд интересных опытов перевода на европейскую нотацию Узбекского инструментария (1930–1932).

Вернувшись в Ленинград, стал старшим научным сотрудником в Отделе истории музыкальной культуры и техники Государственного Эрмитажа.

Занимался исследовательской, выставочной и популяризаторской деятельностью. По заданию правительства Ойротии подготовил к печати рукописный архив А. В. Анохина, посвященный музыке племен Алтай-Саянского нагорья.

Изучал инструментальную коллекцию музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии (1932–1939).

Поступил в аспирантуру Консерватории на кафедру истории музыки народов СССР к С. Л. Гинзбургу (1938–1941).

Был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и участвовал в войне с белофиннами (1939–1940). Продолжил службу в армии в период Великой Отечественной войны. Воевал на Карельском и Дальневосточном фронтах (1941–1945). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Русский крепостной роговой оркестр» (1944, диплом ВАК — 1946)

В Консерватории: заведующий музыкально-теоретическим кабинетом при историко-теоретическом факультете (1939); и. о. доцента (1946), доцент (1947–1953) кафедры истории музыки народов СССР; заведующий учебной частью (1946–1947).

Работал в Научно-исследовательском отделе Ленинградского государственного института театра и музыки: старший научный сотрудник Музея (1940–1941); заведующий сектором инструментоведения (1946–1950), старший научный сотрудник секции инструментоведения (1950–1972).

Основные научные интересы были связаны с вопросами терминологии и классификации музыкальных инструментов, их типологией и эволюцией. В качестве старшего научного сотрудника НИИ театра и музыки, развивал научные идеи А. С. Рабиновича, Б. А. Струве, С. Л. Гинзбурга в области изучения инструментов с учетом исполнительской практики, особенностей бытования, а также процессов развития культуры.

Прослеживая развитие инструментов у народов России и западных славян, опираясь на широкий круг источников (летописи, церковные книги, миниатюры, фрески, иконы, свидетельства иностранцев, государственные указы и др.), выделил самобытные черты русского инструментария, проследил пути его развития. Создал самостоятельную концепцию происхождения и распространения звончатых и шлемовидных гуслей. Выявил роль домры в русской народной инструментальной культуре. Переосмыслил значение балалайки в системе струнных инструментов. Определил отличительные признаки продольной флейты (сопели) и свирели.

Совместно с Г. И. Благодатовым и Э. Э. Язовицкой создал «Атлас музыкальных инструментов народов СССР», за что был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1967).

Руководил коллективом авторов, подготовивших обширный раздел по народным инструментам СССР для международного издания «Энциклопедия музыкальных инструментов народов Европы». Написал ряд статей о музыкальных инструментах для «Музыкальной энциклопедии» (2 изд.).


Библиография


Сочинения: Русская роговая музыка / Под ред. С. Л. Гинзбурга. М; Л.: Музыка, 1948. – 84 с.: илл. и нот.; Атлас музыкальных инструментов народов СССР (в соавт. с Благодатовым Г., Язовицкой Э.) / рук. К. А. Вертков, ред. И. З. Алендер. М.: Музгиз, 1963. – 275 с., 84 ил.; Русские народные музыкальные инструменты / ЛГИТМ и К. Л.: Музыка, 1975. – 280 с.: ил., нот.; Собрание музыкальных инструментов // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института театра музыки и кинематографии, т.п. Сектор музыки. Л., 1958. С. 477–492; Музыкальные инструменты как памятники этнической и исторической культуры // Славянский музыкальный фольклор: Ст. и мат-лы. М.: Музыка, 1972. С. 97–113; Типы русских гуслей // Славянский музыкальный фольклор: Ст. и мат-лы. М.: Музыка, 1972. С. 275–286; Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: Ст. и мат-лы. М.: Музыка, 1973. С. 262–274; О развитии народной музыки народов СССР // Современность и фольклор: Ст. и мат-лы. М.: Музыка, 1977. С. 108–117; К вопросу об украинской кобзе // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: Ст. и мат-лы. М.: Музыка, 1973. С. 275–284; Некрасов русской музыки (125 лет со дня рождения Н. А. Некрасова) // Музыкальные кадры ЛГК. 1946. 21 дек., № 13 (67). С. 2; Beitrage zur Geschichte der russischen Guslitypen, «Studia instrumentorum musicke popularis», I, Stockh., 1969.


Литература: Зелинский Р. Вертков К. А. // Вопросы инструментоведения: сб. рефератов Международной инструментоведческой конференции и «Благодатовские чтения» (СПб., 21–23 апреля 1993) / Сост. И. Мациевский. СПб., 1993. С.17–18.; Левин С. Ф. О книге и ее авторе // Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. С. 3–13; Некролог // Советская музыка, 1973.  № 4. С. 159–160; Вертков К. А. // Советские композиторы и музыковеды: cправочник в 3-х т. / И. М. Ямпольский. М.: Сов. композитор, 1978. Т. 1. С. 125–126; Вертков К. А. // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1973. Т. 1. С. 759; Вертков К. А. // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 1990. С. 104. 

Е. С. Редькова, Н. Б. Селиверстова, 2019