УСПЕНСКИЙ, Николай Дмитриевич (1900–1987)

Кафедра теории музыки
Старший преподаватель

УСПЕНСКИЙ, Николай Дмитриевич (3/15 января 1900, д. Поля Демянского уезда Новгородской губ. Российской империи – 22 (по другим сведениям 23 июля) 1987, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, похоронен на Серафимовском кладбище) — ученый-литургист, богослов, педагог. Кандидат искусствоведения (1946). Доцент (1946). Магистр богословия (1949). Доктор Церковной Истории (1957, ученая степень). Кавалер ордена Отечественной войны I степени. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1947), Почетной грамотой борца за мир между народами.

Как крупнейший ученый-богослов отмечен церковными наградами Русской православной церкви: Святого равноапостольного Великого князя Владимира II и III степени; Преподобного Сергия Радонежского I и II степени. Кавалер орденов иных Православных церквей: орден Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Антиохийский патриархат), грамота и орден офицера Святого Гроба (Иерусалимский патриархат), орден Святого апостола Андрея Первозванного (Константинопольский патриархат), орден Румынского патриархата II степени, орден равноапостольной Марии Магдалины (Польская православная церковь).

Член Международной комиссии по изучению древнеславянских музыкальных памятников (с 1966; избран Международным Комитетом Славистов на конгрессе в Оксфорде). Почетный доктор Фессалоникийского университета имени Аристотеля (с 1967). Доктор богословия Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке (с 1968). Почетный член Московской Духовной Академии (с 1970). Почетный доктор Богословского факультета Сербской Православной Церкви (с 1982).

Родился в семье священника. Любовь к музыке воспринял от отца, организовавшего и управлявшего семинарским хором и семинарским любительским симфоническим оркестром (сам играл на скрипке).

Начальное образование получил в местной земской школе.

В 1909–1913 обучался в Духовном училище в г. Старая Русса. За исключительные знания в области осьмогласника и обладание хорошим голосом был принят в училищный хор, где исполнял партию дисканта.

В 1913–1917 — учащийся Новгородской Духовной семинарии. В эти же годы пел в Новгородском Софийском соборе.

В 1917–1925 был псаломщиком и регентом в церкви с. Окуловка Новгородской губернии, где тогда служил его отец. Параллельно работал в железнодорожном депо в качестве паровозного кочегара (1918–1919), откуда был призван в ряды Красной армии 16-й особой Кавалерийской дивизии (1919–1922). После демобилизации работал надзирателем в Ленинградском центральном распределителе дефективных несовершеннолетних детей (1922–1923).

В 1920–1923 обучался в Петроградском Богословском институте. По окончании работал над диссертацией «Происхождение чина агрипнии и его составные части» под руководством профессора-литургиста Алексея Афанасьевича Дмитриевского. За эту работу по решению Совета Высших Богословских курсов был удостоен ученой степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра без новых устных испытаний (1926).

В 1923–1928 работал оркестровым музыкантом (ударные инструменты) в кинотеатрах «Аврора», «Две маски», «Межрабпомфильм», «Молния», «Правда» и других.

В 1925–1927 — секретарь Высших Богословских курсов; также проходил научную специализацию на кафедре литургики.

В 1928–1931 обучался в Ленинградской государственной академической капелле (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга), где освоил квалификацию дирижера хора и учителя пения. Параллельно был регентом Троицкого, Измайловского и Князь-Владимирского соборов в Ленинграде (1929–1934).

В 1932–1937 — студент историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории. В эти же годы начинает музыкально-педагогическую работу в детских музыкальных школах, на курсах музыкального образования для взрослых, в музыкальных училищах. В качестве дипломной работы представил несколько фуг (класс доцента Х. С. Кушнарёва). Параллельно руководил самодеятельными коллективами хоров и народных оркестров в таких учреждениях, как фабрика им. Ногина, Текстильный техникум и Текстильный институт, завод им. ОГПУ, школа ФЗУ Ленхлоппрома.

В 1937–1938 — помощник директора по учебной части Государственных курсов музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова в Ленинграде.

В Ленинградском музыкальном училище при ЛОЛГК (ныне Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова): помощник директора (сентябрь 1939–1940), директор (1940 – август 1942).

В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде, выполнял обязанности начальника противовоздушной обороны училища. С октября 1942 по май 1946 был старостой Николо-Богоявленского кафедрального собора, где также управлял хором; преподавал в ДМШ Петроградского района.

С 1945 преподавал церковный устав на богословско-пастырских курсах, состоял членом от мирян Ленинградской митрополии Поместного Собора Русской Православной Церкви, сотрудничал в редакции «Журнала Московской Патриархии» как автор многих статей и научный редактор различных церковно-богослужебных изданий. По заказу Всесоюзного Музыкально-Исторического музея написал статьи для биографического словаря «Деятели русской музыкальной культуры» о таких композиторах — авторах духовных сочинений, как Е. С. Азеев, А. Л. Ведель, прот. М. А. Виноградов, П. М. Воротников, прот. М. А. Лисицын, Н. М. Потулов, прот. П. И. Турчанинов и др. В дальнейшем написал статьи для «Музыкальной энциклопедии» и «Большой советской энциклопедии».

В 1946 утвержден доцентом, в 1947 профессором Ленинградской Духовной академии по кафедре литургики с возложением на него обязанностей преподавателя того же предмета и устава в Ленинградской Духовной семинарии. В 1949 защитил диссертацию «Чин Всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви», за что был удостоен ученой степени магистра богословия. В 1957 защитил докторскую диссертацию «История богослужебного пения Русской церкви (до середины XVII в.)».

В 1956–1958 был членом богослужебно-календарной комиссии при Священном Синоде, где совместно с литургистом и агиологом епископом Афанасием (Сахаровым) работал над изданием «Богослужебных указаний». С 1959 состоял членом редакционной коллегии богословского сборника «Богословские труды».

В 1958 участвовал в XI Международном Византологическом конгрессе в Мюнхене (доклад «Византийское пение в Киевской Руси»); в 1961 на о. Родос участвовал в разработке каталога тем для будущего Всеправославного Собора; в 1967 выступал в Мюнхене на заседании Комиссии по изучению памятников музыкального искусства (доклад «Особенности древнерусского многоголосия»); в 1969 участвовал в Историко-музыковедческом симпозиуме в г. Быдгощ (Польша) с докладом «Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве».

В 1967 организовал и возглавил руководство регентским классом в ленинградских духовных школах. Им была разработана и составлена программа трехлетнего срока обучения, в которую входило изучение сольфеджио, теории музыки, гармонии, хороведения, дирижирования, истории церковного пения и фортепиано.

В Консерватории: ассистент кафедры полифонии (1939–1941), преподаватель-почасовик (1944–1949), преподаватель (1949–1953), старший преподаватель (1953–1954) полифонии на дирижерско-хоровом, теоретико-композиторском и военно-морском факультетах; преподаватель (1949–1953), старший преподаватель (1953–1954) сольфеджио на вокальном, оркестровом и отделении хореографии; преподаватель-почасовик древнерусской музыки на теоретико-композиторском факультете (27.10.1968–5.01.1968). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Лады русского Севера» (1946). Разработал программу по полифонии для дирижерско-хорового отделения (1949) и для военно-морского факультета (1953).

Библиография

Основные сочинения: Древнерусское певческое искусство. М.: Музыка, 1965. 216 с.; Образцы древнерусского певческого искусства: музыкальный материал с историко-теоретическими комментариями и иллюстрациями. Л.: Музыка, Ленингр. отд., 1968. 264 с.; Древнерусское певческое искусство / вступ. ст. Ю. В. Келдыша. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. композитор, 1971. 623 с.; Лады русского Севера. М.: Сов. композитор, 1973. 134 с.; Реалистические тенденции в творчестве новгородского мастера пения XVI века Опекалова // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. Вып. 3 / редкол.: М. Е. Тараканов, Ю. Н. Тюлин, В. Н. Холопова, В. А. Цуккерман. М.: Сов. композитор, 1975. С. 303–321; Византийская литургия. Анафора. М.: Филоматис, 2003. 347 с.; Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений. Б. м.: Сардоникс, 2004. 62 с.; Православная вечерня: историко-литургический очерк; Чин всенощного бдения (H AГPYПNIA) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004. 432 с.; Византийская литургия: историко-литургическое исследование; Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. 538 с.; Православная литургия: историко-литургические исследования: праздники, тексты, устав. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. 412 с.

Иконография

Успенский, Николай Дмитриевич (1900–1987). Фото на документы (28 х 23 мм) 1949 г. Архив СПбГК. Личные дела педагогов, рабочих, аспирантов и студентов за 1934–1955 гг. Д. 235. Л. 28.

Архивные источники

Личное дело Н. Д. Успенского. Архив СПбГК. Личные дела педагогов, рабочих, аспирантов и студентов за 1934–1955 гг. Д. 235. Л. 5, 27–51; Личная карточка Н. Д. Успенского. Архив СПбГК. Карточки на уволенных рабочих, служащих и проф.-преп. состава за 1948 г. Д. 403. Л. 101–101 об.; Личная карточка Н. Д. Успенского. Архив СПбГК. Личные карточки уволенных в 1949 г. Д. 438. Л. 77–77 об.; Личные карточки Н. Д. Успенского. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1954. Д. 663. Л. 66–67 об.; Личная карточка Н. Д. Успенского. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1968 г. Д. 1548. Л. 47–47 об.

М. В. Михеева, 2019