ТАММ (Tamm), Ян (Jaan, Яан, Ян Денисович / Тенисович, Тынисович) (30 декабря 1874 / 11 января 1875, д. Курессааре Тарвастусской волости Вильяндинского уезда Эстляндской губернии Российской империи, ныне у. Ви́льяндимаа, Эстония – 17 февраля 1933, Таллин) — эстонский валторнист, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор 2-й степени (1908). Директор Таллинской консерватории (1923–1933). Имел чин Губернского секретаря (1916). Награжден Бухарской золотой медалью для ношения на шее (1903), а также серебряным жетоном к 25-летию со дня основания Придворного оркестра (1907). Брат певицы Айно Тамм (сопрано).
Родился в семье курессаарских крестьян. Отец Тамма пел в сельском хоре, играл на скрипке, давал первые уроки музыки сыну. Образование Тамм получил в гимназии Трефнера в г. Тарту (окончил в 1891). По приезде в Санкт-Петербург пытался поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию как скрипач, но был принят на обучение в кл. валторны Ф. Гомилиуса (1892–1897, окончил специальный предмет).
Посещал кл. военной инструментовки. Одновременно с обучением вел концертную деятельность: выступал в городах Эстонии на концертах вместе с сестрой, в Санкт-Петербурге на концертах, организованных эстонскими обществами. Играл на скрипке и валторне, руководил хором Эстонского педагогического общества.
По окончании Санкт-Петербургской консерватории служил вторым, а позднее первым валторнистом в Придворном симфоническом оркестре (1897–1917). Был приглашенным артистом оркестра Мариинского театра. Участвовал в камерных собраниях Императорского Русского музыкального общества, исполняя ансамблевые сочинения Л. Бетховена (Септет ми-бемоль мажор, ор. 20), Ф. Шуберта (Октет фа мажор), И. Гуммеля (Септет № 1 ре минор, ор. 74), И. Брамса (Триоми-бемоль мажор, ор. 40). Выдающееся звучание инструмента Тамма отмечали его современники композитор А. Г. Лемба, дирижер А. Никиш.
В Санкт-Петербургской консерватории: помощник Ф. Х. Гомилиуса в кл. игры на валторне (1897, в списке преподавателей не значился), преподаватель (1899, принял кл. Гомилиуса, отказавшегося от преподавания по состоянию здоровья), старший преподаватель (1904), и профессор 2-й степени (1908–1920); старший помощник инспектора (1910), управляющий студенческими делами (1917).
Дружил с А. К. Глазуновым, позднее дочь Тамма С. Я. Ольхина состояла с Глазуновым в переписке.
Был консультантом при Фабрике музыкальных инструментов Ю. Г. Циммермана. В педагогической практике использовал только натуральную валторну in F, как инструмент, обладающий наиболее чистым и ярким звуком.
На первое место в процессе обучения игре на валторне ставил красоту звука, подчиняя этой задаче постановку дыхания и технику. Учебный репертуар Тамма, в основе традиционный для своего времени, пополнили Соната Л. Бетховена (ор. 17), концерты для валторны с оркестром В. Моцарта (№ 1–4), а также Концерт для валторны с оркестром № 1 Р. Штрауса. Для развития исполнительской техники использовал этюды собственного сочинения. Ученики Тамма принимали активное участие в концертной жизни Санкт-Петербургской консерватории, выступая сольно и в ансамблях на профессорских и адъюнктских вечерах.
Среди учеников — его преемник в Санкт-Петербургской консерватории М. Н. Буяновский, солист оркестра Мариинского театра К. И. Ваншейдт (1908, диплом, большая серебряная медаль и Премия имени В. А. Шуберта), артист оркестра Мариинского театра В. Я. Лавендель (1914), валторнист и композитор А. Н. Данилов (Исай Драпман, 1912), эстонский композитор и дирижер Э. П. Тамм (1905), артист Ленинградской филармонии Л. Е. Артемьев (1901), преподаватель Московской консерватории С. Я. Агронский.
Переехав в Эстонию в 1920, начал педагогическую деятельность в кл. валторны, трубы и тромбона Высшей школе музыки Таллина. В 1923–1933 был руководителем (директором) школы, переименованной в Таллиннскую консерваторию. Для развития ансамблевого исполнительства организовал квартет валторнистов. Среди учеников в Таллине — М. Паэмурру (заведующий кафедрой духовых инструментов Таллинской консерватории и артист оркестра Эстонского радио), А. Кыхелик (преподаватель Таллинской консерватории), солисты симфонического оркестра Эстонского радио и телевидения В. Уусталу, А. Треймут и др. В классе валторны Таллиннской консерватории у Тамма несколько лет занимался композитор и хормейстер Г. Энесакс (народный артист СССР).
Старался расширить исполнительский и учебный репертуар. Написал два сборника этюдов, создавал обработки народных песен из сборника Н. А. Римского-Корсакова и собранных А. Тамм эстонских песен. Основал эстонскую школу игры на народных инструментах (рожок).
На здании Таллинской консерватории (ныне Эстонской академии музыки и театра) установлена мемориальная доска с именем Тамма. В 1955 при Эстонской филармонии был образован Квинтет деревянных духовых инструментов (с участием В. Уусталу, до 1959), который носил имя Я. Тамма (с 1976).
Библиография
Литература: Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1892/1893 год. СПб., 1894. 194 с. (См. также Отчеты за 1893/1894 – 1896/1897, 1899/1900 – 1914/1915 гг.); Музалевский В. И. Петербург. В консерватории // Музалевский В. Записки музыканта. Л., 1969. С. 14–47 (О Я. Тамме на с. 17–18); Баранцев А. П. Педагогическая деятельность Яна Тамма // Музыка и музыканты братских народов Советского Союза / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1972. С 60–65; Эрнесакс Г. Старые педагоги // Эрнесакс Г. На песенных дорогах: выступления, статьи, воспоминания / сост. и пер. Н. Никитиной. Л., 1981. С. 67–77. (О Я. Тамме с. 70–71; См. также имен. указ. С. 270); Буяновский М. Н. В классах духовых инструментов // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: [в 2 кн.] Кн. 2. Изд. 2-е, доп. Л., 1988. С. 168–170; Тамм Я. Д. // Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1995. С. 276–277; Фатыхова Э. А. Эпистолярное наследие А. К. Глазунова в фондах отдела рукописей Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив. Вып. 1. СПб., 1997. С. 144–147. (О письмах А. К. Глазунова к С. Я. Ольхиной); Тамм Яан // Эстонский биографический словарь / ред. А. Модебадзе, И. Коробов, Л. Раудтитс. Таллинн, 2002. С. 342; Баранцев А. П. Очерк второй. Профессор Ян Денисович Тамм (1874–1933) // Баранцев А. П. Мастера игры на валторне — профессора Петербургской консерватории (1862–1992). Петрозаводск, 2004. С. 14–21.
Иконография
Я. Д. Тамм // Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969. – Фото на вклейке между с. 112 и 113.
Архивные источники
Списки преп. Конс. за 1916. ГИАЛО. Ф. 361. Оп.11. Д. 73. С. 17. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Опросный лист Я. Д. Тамма от 27.10.1918. ЦГАЛИ СПб. Р-298 Оп. 6 Д. 12. Лл. 105–105об.; Личное дело ст. преп. Я. Д. Тамма (1897–1908). ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 159. 18 л.
А. Н. Цветкова, 2013