СОКОЛОВ, Флавий Васильевич (1920–2003)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Профессор

СОКОЛОВ, Флавий Васильевич (5 апреля 1920, село Высоково Новгородского р-на, Новгородской области – 5 марта 2003, Санкт-Петербург). Доцент (1965, ученое звание). Награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Член творческого Союза театральных деятелей.

В 1937 году окончил Специальную музыкальную школу-десятилетку (класс профессора Л. В. Николаева). В 1937–1947 — студент фортепианного факультета Ленинградской консерватории (класс профессора К. Г. Шмидта). С 4 июля 1941 по 2 июня 1943 года воевал в составе дивизии Народного ополчения. Получил ранение глаза на Пулковских высотах.

С 1947 по 1958 год работал преподавателем фортепиано в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского. В 1951 году окончил аспирантуру Государственного научно-исследовательского института театра и музыки по специальности «Русский музыкальный фольклор».

С 1953 по 1958 — заведующий фонограммархивом Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Народные истоки русской фортепианной музыки».

В Консерватории: преподаватель (1958–1964) кафедры специального фортепиано, доцент (1964–1969) кафедры истории и теории пианизма, профессор (1969–1981), профессор-почасовик (1981–1986) кафедры истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики. С 1965 по 1972 — проректор по научной работе; с 1972 года исполнял обязанности заведующего кафедрой музыкальной педагогики и методики. В период работы в консерватории Ф. В. Соколов читал лекционный курс методики обучения игре на фортепиано, руководил педагогической практикой. Кроме того, он вел новый, разработанный им, курс лекций «Вузовская музыкальная педагогика».

Круг научных интересов Ф. В. Соколова достаточно широк. После защиты кандидатской диссертации он на протяжении нескольких лет активно занимался проблемами фольклористики, опубликовал ряд научных работ и сборников по материалам фольклорных экспедиций. Уделял постоянное внимание методическим проблемам воспитания пианиста, посвятив этим вопросам ряд очерков; осуществлял редактирование, составление, подготовку к изданию нотных сборников, писал вступительные статьи к ним.

Особенно увлеченно Ф. В. Соколов разрабатывал вопросы музыкальной психологии и, в частности, проблемы музыкальной памяти. Ему принадлежит перевод с английского книги Л. Маккинон «Игра наизусть», а также редакция, комментарии и развернутая вступительная статья к ней.

Ф. В. Соколов руководил работой соискателей и аспирантов. В числе защищенных кандидатских диссертаций, выполненных под его научным руководством, диссертация доцента Санкт-Петербургской консерватории О. П. Сайгушкиной на тему «Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя».

В последние годы жизни Ф. В. Соколов занимался практической и теоретической разработкой проблем развития творческих способностей детей. Результатом этой работы стала книга «Музыкальный конструктор» (СПб.: Композитор. 2009), подготовленная к изданию и вышедшая в свет уже после его смерти. Кроме этого, список трудов Ф. В. Соколова содержит более двух десятков статей и очерков, 15 наименований нотных изданий (сборники народных песен разных жанров, хрестоматии по фортепиано для учащихся музыкальных школ и училищ), составителем и редактором которых он являлся.

Библиография

Основные сочинения: В. В. Андреев и его оркестр. 1861–1918: очерк. Л.: Музгиз, Ленингр. отд-ние, 1962. 110 с.; Русская народная балалайка: сборник нар. балалаечных наигрышей / под общ. ред. С. В. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1962. 115 с.

Литература: Сайгушкина О. П. Памяти Учителя // Musicus. 2010. № 1–2. С. 40–42. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_20_21_Saigushkina.pdf

О. П. Сайгушкина, 2010