СОХОР, Арнольд Наумович (1924–1977)

Межфакультетская кафедра
Профессор

СОХОР, Арнольд Наумович (7 апреля 1924, Ленинакан Армянской ССР, ныне Гюмри, Армения – 12 марта 1977, Ленинград) — музыковед, эстетик, социолог, критик, педагог. Доктор искусствоведения (1967). Профессор (1971, ученое звание). Награжден медалями «За боевые заслуги» (1945), «За победу над Германией» (1945), «250-летие Ленинграда» (1957), «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).

Член правления Союза композиторов СССР (с 1962); член правления и руководитель секции критики и музыкознания в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР (с 1964).

Окончил фортепианное отделение музыкальной школы-семилетки при Ленинградской консерватории (1933–1940). Учился на историко-теоретическом отделении музыкального училища при консерватории (1940–1941). После начала Великой Отечественной войны вместе с училищем эвакуировался в Ташкент, где был переведен на I курс Ленинградской консерватории (1941/1942 учебный год). В те же годы (сентябрь 1942 – январь 1943) числился вольнослушателем на курсах рентгенотехников (г. Самарканд), после чего поступил в Центральный рентгенологический институт (январь – апрель 1943).

В апреле 1943 года был призван на военную службу: служил в действующей Красной Армии на 1-м Украинском фронте в должности рентгенотехника Отдельной роты медицинского усиления № 89 и № 72.

В 1945–1949 — вновь студент теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории; в 1948/1949 учебном году лауреат Сталинской стипендии.

В 1947–1954 — студент философского факультета Ленинградского государственного университета. Параллельно (июнь 1949 – январь 1950) преподавал в музыкальном училище при консерватории.

В 1950–1953 — аспирант Hаучно-исследовательского института театра и музыки (ныне — РИИИ). Научные авторитеты в годы учебы: А. Н. Должанский, Ю. В. Келдыш, Ю. А. Кремлев. Занимался творческой работой в качестве члена Союза композиторов.

С сентября 1954 по июль 1955 преподавал (и. о. доцента) в Таллинской консерватории.

В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Массовая песня в период Великой Отечественной войны»; в 1965-м — докторскую диссертацию на тему «А. П. Бородин».

С 1955 — старший научный сотрудник Института театра, музыки и кинематографии (в 1973 создал и возглавил секцию социологии искусства и эстетики).

Музыковедческое и философское образование обусловили широкий круг научных интересов А. Н. Сохора, связанных с актуальными проблемами музыкальной культуры. Не только постоянное внимание к росткам нового в композиторском творчестве, но также к специфическим условиям его социального функционирования неизменно привлекали ученого. Обобщающими в этом плане явились работы: «Музыка как вид искусства», «Эстетическая природа жанра в музыке», «Cоциальная обусловленность музыкального мышления и восприятия», «Социология и музыкальная культура». Значительное место в его работах уделялось массовым музыкальным жанрам, которые обычно наxодились как бы за пределами академического музыкознания. В этом плане уникален труд «Русская советская песня» (1959), поднимающий широкий круг эстетико-социологических проблем. Непреходящее значение имеют теоретические статьи о соотношении слова и музыки, выразительных возможностях диатоники, жанрово-стилистических особенностях камерно-вокальныx циклов Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова, эпической драматургии русской классической оперы.

А. Н. Сохору принадлежат первые монографии о В. П. Соловьеве-Седом, Г. В. Свиридове, фундаментальный труд о А. П. Бородине, обогащенный значительными источниковедческими находками, публикацией струнного квартета и ранних сочинений (1960), писем и воспоминаний о композиторе (1970). Обширна критическая деятельность музыковеда, включающая более 200 статей в журналах «Советская музыка» (член редколлегии), «Музыкальная жизнь» и других периодических изданиях. В 1960–70-х гг. А. Н. Сохор явился инициатором и редактором-составителем таких тематических сборников, как: «Музыка и жизнь (Музыка и музыканты Ленинграда)», «Молодые композиторы Ленинграда», «Музыка в социалистическом обществе», «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров» (совместно с Ю. Н. Xолоповым), «Социология музыки в СССР и за рубежом»; членом редколлегии и автором статей «Большой советской энциклопедии», «Музыкальной энциклопедии», учебников, коллективных трудов. Некоторые его работы переведены в Болгарии, Чеxословакии, Румынии, Австрии, Германии.

В Ленинградской консерватории: преподаватель-почасовик (сентябрь 1963 – март 1964) курса «История русской музыки» для студентов III курса музыковедческого факультета; вел курс «История русской музыки» на III курсе для музыковедов заочного отделения (15 июня – 1 июля 1965); доцент (октябрь 1966 – январь 1967), профессор (1967–1976) кафедры марксизма-ленинизма; с 1 сентября 1976 г. числился на кафедре истории зарубежной музыки, с 15 декабря 1976 по 12 марта 1977 г. — на кафедре музыкальной критики, созданной по его инициативе.

Среди учеников: доктор философских наук С. Т. Махлина, доктор искусствоведения Е. Я. Бурлина, кандидат искусствоведения, член международной ассоциации социологов Ю. В. Капустин, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения А. М. Цукер.

Библиография

Сочинения (монографии): В. П. Соловьев-Седой. Песенное творчество. М.; Л.: Музгиз, 1952. 176 c.; Г. В.Свиридов. М.; Л.: Музгиз, 1956. 158 c.; Александр Порфирьевич Бородин. М.: Сов. композитор, 1959. 40 с. (В помощь слушателям народных университетов культуры: Беседы о музыке); Русская советская песня. Л.: Сов. композитор, 1959. 508 с.; Георгий Свиридов / Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. М.: Знание, 1960. 39 с.; Музыка как вид искусства. М.: Музгиз, 1961. 134 c. (2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1970. 192 c.); О музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1964. 87 c.; Георгий Свиридов. М.: Музыка, 1964. 271 с. (2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1972. 320 c.); А. П. Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. М.; Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1965. 822 c.; Маяковский и музыка. М.: Музыка, 1965. 183 c.; Василий Павлович Соловьев-Седой. Л.; Музыка, Ленингр. отд-ние, 1967. 76 с.; Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. 103 c.; Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974. 215 c.; Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. 202 с.; Василий Павлович Соловьев-Седой: очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. 127 с.

Литература: Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР: в 3 т. Т. 3. М.: Сов. композитор, 1979. С. 95–96; Советские композиторы и музыковеды: справочник: в 3 т. / сост. Л. Григорьев, А. Модин, Я. Платек. Т. 3. М.: Сов. композитор, 1989. С. 95–96; Арановский М. Путь ученого // Вопросы социологии и эстетики музыки: сб. статей. Вып. 2: статьи и исследования / вступ. статья М. Арановского. Л., 1981. С. 3–15.

Иконография

Сохор, Арнольд Наумович (1924–1977). Фото на документы 1967 г. Архив СПбГК. Личное дело доцента кафедры марксизма-ленинизма А. Н. Сохора. Б/н. Л. 13.

Архивные источники

Личное дело [студента] Сохора А. Н. Архив К. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих, аспирантов и студентов. 1911–1955. Д. 202. Л. 141–161; Личное дело доцента кафедры марксизма-ленинизма А. Н. Сохора. Архив СПбГК. Б/н. Л. 1–31; Дело Сохора А. Н. на присвоение ученой степени кандидата искусствоведения. 1954 г. Архив СПбГК. Д. 644. Л. 1–174; Дело Сохора А. Н. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. 1965 г. Архив СПбГК. Д. 1336. Л. 1–128; [Документы А. Н. Сохора на утверждение в ученом звании профессора]. Архив СПбГК. Ученый совет. Дело по утверждению в ученых званиях за 1970. Д. 1662. Л. 14–45; Личная карточка А. Н. Сохора // Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1964 г. Архив СПбГК. Д. 1295. Л. 64–64 об.; Личная карточка А. Н. Сохора // Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1965 г. Архив СПбГК. Д. 1360. Л. 125–125 об.; Личные карточки А. Н. Сохора // Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1977 г. Архив СПбГК. Д. 2322. Л. 113–117 об.

Л. Г. Данько, М. В. Михеева, 2022