ШНИРМАН, Александр Львович (1899–1960)

Профессор

ШНИРМАН, Александр Львович (7/19 марта 1899, Санкт-Петербург – 1960, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — врач-психиатр, кандидат педагогических наук, доцент, педагог.

Родился в семье скрипача — артиста Императорских театров, концертмейстера первых скрипок Мариинского театра Льва Александровича Шнирмана. Мать — Анна Моисеевна Шнирман.

Окончил в Санкт-Петербурге Вторую гимназию с золотой медалью. Образование получил в Петроградском медицинском институте. С марта 1919 обучался в 12-й народной музыкальной школе по кл. пения у Г. А. Боссе, а после оставления последним школы у Преображенского. Обладал великолепным баритоном.

В 1920 написал прошение о зачислении в Консерваторию в кл. пения Г. Боссе. Однако в 1920-е годы одновременное обучение в двух вузах было запрещено, надо было выбирать, и Шнирман выбрал профессию врача-психиатра.

В Институте по изучению мозга и психической деятельности непосредственно под руководством В. М. Бехтерева: занимал последовательно должности лаборанта, старшего ассистента, зав. лабораторией, ученого секретаря (1923–1933).

Одновременно с работой в Институте работал ассистентом Института социального воспитания нормального и дефективного ребенка (до 1925).

В Педагогическом техникуме имени Н. А. Некрасова (с 1930 — Индустриально-педагогический комбинат имени Н. А. Некрасова, с 1932 — Ленинградский гос. педагогический институт имени М. Н. Покровского): преподаватель (1927), и. о. профессора психологии и зав. кафедрой психологии и педологии (1935–1939), преподаватель (1945), доцент и зав. кафедрой психологии (1947–1951). Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (май 1947).

В Консерватории: профессор инструкторско-педагогического факультета (1929–1930).

Читал курс педологии в Ленинградском институте истории, философии и лингвистики (1933/1934).

Работал главврачом 2-й психиатрической больницы (1933–1938).

Во время Советско-финской войны служил в армии в качестве военного врача (1939–1940); 23 июня 1941 года также был призван на военную службу, с первых дней войны работал врачом в эвакогоспитале, а после ранения на фронте работал сначала в Управлении эвакогоспиталей, затем консультантом Наркома здравоохранения РСФСР. Возвратился в Ленинград после окончания Великой Отечественной войны в конце 1945 года по ходатайству ЛГПИ имени М. Н. Покровского, вернувшегося из эвакуации, и снова стал преподавателем кафедры психологии. В 1951 на волне «борьбы с космополитизмом» Шнирман был лишен должности зав. кафедрой психологии в связи с тем, что еще со времен работы в Институте мозга в качестве ученого секретаря он был включен в состав редколлегии американского психологического журнала («Journal of General Psychology»), который продолжал печатать его фамилию в списке редакторов в своих изданиях.

Позднее Ленинградский педагогический институт имени М. Н. Покровского был объединен с Педагогическим институтом имени А. И. Герцена, соответственно, были объединены и кафедры психологии. В эти годы Шнирман работал над докторской диссертацией, которая была опубликована как монография «Коллектив и развитие личности школьника» уже после смерти ученого. В институте имени А. И. Герцена Шнирман проработал в должности доцента до конца жизни (до 1960).

Ученым опубликован ряд статей, посвященных проблемам рефлексологии, в том числе две статьи на английском языке. Он принимал участие в ряде съездов и крупных совещаний по психиатрии и психологии. Шнирман занимался изучением коллективной психологии, наибольшее внимание уделяя психологии школьника и школьного коллектива. Вплоть до смерти вел большую просветительскую работу в педагогических коллективах школ города и был активным лектором общества «Знание». Вместе с тем он продолжал заниматься любимым делом — участвовал в вокальном ансамбле преподавателей института, в конце 1950 х гг. пел партию Онегина в концертном исполнении оперы П. И. Чайковского.

Библиография

Сочинения: Опыт перестройки 2-й психиатрической больницы [Ленинграда] // Советская врачебная газета. 1934. № 20. С. 1535–1540; Коллектив как жизненное условие формирования личности школьника: Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1956; Коллектив и развитие личности школьника // Ковалёв А. Г. Принципы и методы изучения личности школьника / Ленинградский гос. пед ин-т им. А.И. Герцена. — Учен. записки. Т. 232. Л., 1962.

Литература: Санкт-Петербургская психиатрическая больница св. Николая Чудотворца: к 140-летию. Том I. История. СПб., 2012. С. 577–579; Шнирман Александр Львович. Некролог // Вопросы психологии. 1960; Интервью с Аллой Александровной Русалиновой [прим.: дочь А. Л. Шнирмана] // Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/history/Rusalinova.pdf.

Архивные источники

ЦГАЛИ СПб.: Ф. 298. Оп. 1. Д. 209.; Ф. 298 Оп. 2. Д. 3653; Ф. 298, Оп. 2. Д. 3657. Л. 1; Ф. 328. Оп.2. Д. 1898. Л.1; ЦГАИПД СПб: Ф. 4505. Оп. 7. Д. 3386; Ф. 4505. Оп. 43. Д. 325; ЦГИА СПб: Ф. 436. Оп. 1. Д. 14284; Ф. 436. Оп. 1. Д. 8477; Ф. 436. Оп. 1. Д. 8478.

Е. А. Пархомова, 2018