РУДНЕВА, Стефанида Дмитриевна (1890–1989)

Преподаватель

РУДНЕВА, Стефанида Дмитриевна (7/19 марта 1890, Санкт-Петербург — 25 августа 1989, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Большеохтинское кладб.) — советский музыкальный педагог и хореограф. Награждена Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) и Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» (1944).

Отец — Дмитрий Фёдорович Руднев (1849–1894) — сын небогатого помещика Владимирской губернии. Окончил Орловский кадетский корпус и Московское Александровское юнкерское училище; полковник артиллерии. Д. Ф. Руднев был человеком высокой культуры, увлекался музыкой — играл на виолончели, организовал домашний камерный струнный ансамбль. Мать — Варвара Дмитриевна (урожд. фон Дервиз; 1858–1943) — получила домашнее образование, прекрасно владела основными европейскими языками.

С. Д. Руднева окончила Литейную женскую гимназию в Санкт-Петербурге с золотой медалью (1908); историко-филологическое отделение Петроградских высших женских (Бестужевских) курсов по специальности «всеобщая история» (1915); сдала экзамены историко-филологической испытательной комиссии при Петроградском университете, получив диплом первой степени (1917). Свободно владела французским, английским, немецким, итальянским и греческим языками. Получила археологическое образование, специализировалась на культуре Античности. Работала сначала внештатным, затем штатным научным сотрудником Археологической комиссии Российской Академии наук (с 1919 — Академия истории материальной культуры, Акмакульт, 1917–1922).

Однако делом всей жизни для С. Д. Рудневой стало искусство танца. Несколько месяцев она училась на курсах ритмической гимнастики Ж. Далькроза. Творчество Айседоры Дункан, чьи концерты во время гастролей в Петербурге в 1907–1908 она неоднократно посещала, а в 1913 состоялось их личное знакомство, послужили толчком для начала самостоятельной работы. Руднева стала основателем и художественным руководителем студии музыкального движения «Гептахор» в Петрограде (Ленинграде, 1914–1934).

С группой единомышленниц и однокурсниц-«бестужевок» (Н. А. Энман, Е. В. Цинзерлинг, Ю. Ф. Тихомировой, сестёр И. В. и К. В. Тревер, Н. В. Педьковой) Руднева работала над созданием метода «музыкального движения». Студийцами велась преподавательская работа в детских садах, клубах, детских домах, со студентами в действовавшем тогда в Петрограде Институте Живого Слова (1919–1922). В это время они активно выступали в разных залах города, в том числе Консерватории, ездили на гастроли. Покинув Институт Живого Слова, «Гептахор» обрел самостоятельность вначале как частная студия, а с 1927 получил статус государственной студии «музыкального движения» на самоокупаемости при Ленинградском профессиональном образовании (ЛенПрофОбр). Руднева, совместно с другими членами коллектива и друзьями «Гептахора» — музыкантами, физкультурниками, физиологами, разрабатывала пособия по музыкально-двигательной работе, была автором или соавтором большинства танцевальных номеров и музыкальных постановок, с которыми выступали студийцы. «Гептахор» занимался педагогической, культурно-просветительской, творческой и концертной деятельностью. Уже в 1930-е годы работой по музыкальному движению были охвачены свыше трех тысяч детей дошкольного и школьного возраста и педагогов г. Ленинграда.

Среди поклонников творчества и друзей студийцев были А. Е. и А. А. Пресняковы, Г. А. Дюперрон, Б. В. и М. В. Эндер, академик А. П. Карпинский, музыканты М. А. Юдин, подаривший студии «Четыре русские песни» для рояля, Л. В. Вишкарёв, Ю. Г. Ван-Орен (Бильдштейн), Н. Голубовская, И. С. Миклашевская, Ю. Н. Тюлин, Л. А. Энтелис, Д. Д. Шостакович, который подарил «Гептахору» автограф своей «Песни о встречном», послужившей материалом для одной из танцевальных постановок, снабдив его дарственной надписью студийцам (ноябрь,1932).

В 1930–1933 Руднева вела занятия по двигательной гимнастике в Ленинградском государственном хореографическом техникуме (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

В Консерватории: сверхштатный преподаватель ритмики инструкторского отдела педагогического факультета (1929–1931), вела занятия «Музыкального движения».

В 1935 Руднева и трое её сотрудников были приглашены Московским областным домом художественного воспитания детей в Москву для организации музыкально-двигательной работы со школьниками. Работала методистом по художественному воспитанию детей в Москве и Московской области (1935–1956), заведующей художественным отделом областного Дома внешкольной работы с детьми (с 1940-х).

В предвоенные годы были организованы детские кружки «художественного движения» в подмосковных городах Орехово-Зуево, Павловском Посаде и Электростали. Состояла сотрудником Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук (1946–1948). Руднева участвовала в разработке программ по физическому воспитанию детей в начальной и средней школе, комиссии по созданию программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В 1948 Руднева выступала перед педагогами в разных республиках Советского Союза на семинарах по музыкально-ритмической работе, организованных Министерством просвещения для музыкальных руководителей.

С 1956 руководила работой кружков по эстетическому воспитанию в Москве и Ленинграде, работала над методическими пособиями, проводила семинары с руководителями кружков художественной самодеятельности в Киеве и Средней Азии. Вела факультативный семинар при факультете психологии в Московском государственном университете, занятия и консультации в кружке эстетического воспитания детей в Доме культуры гуманитарных факультетов МГУ «Орленок» (1972–1974). Воспитанные ею ученики продолжили традиции «Гептахора».

За три года до смерти близкие перевезли Рудневу в Ленинград, где она скончалась, не дожив нескольких месяцев до своего столетия.

В 2008 на могиле ее последователями был установлен памятник на собранные ими средства.

В Санкт-Петербурге и Москве по сей день существуют студии, работающие по методу «Музыкального движения», пропагандируя педагогическое наследие Рудневой. В Москве проводится «Фестиваль Стефаниды Рудневой».

Библиография

Основные сочинения: Народные танцы / Моск. обл. дом худож. воспитания детей. М., 1951 20 с. Прим.: вып. дан. 1952; Музыкальные игры, пляски и упражнения в детском саду: из опыта работы муз. руководителей дет. садов г. Москвы: [сборник] / сост. Каява Е. Е., Кондрашова Л. Н., Руднева С. Д. М., 1957. 74 с. : ил., нот. Прим.: год изд. на обл. 1958; Упражнения на музыкальных занятиях // Дошкольное воспитание. 1960. № 12. С. 29–34.; Музыкальные игры и пляски в детском саду: пособие для муз. руководителей дет. садов / сост. Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. Д. Руднева. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1963. 399 с.: нот.; Музыкальные игры и пляски в детском саду / сост. С. Руднева. Л., 1964; Движение и музыкальный образ // Дошкольное воспитание: ежемесячный методич. журнал М-ва нар. обр. РСФСР. № 1. 1970. 50–54; К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. 1971. № 5. С. 66–74. Прим.: в соавт. с Ильиной Г. А.; Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972. 334 с. Прим.: в соавт. с Фиш Э. М.; Роль моторных компонентов в восприятии музыки // Научная конференция по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса детей (1977). Тезисы Пятой научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально-творческих способностей детей и юношества. М., 1977. С. 77—79. Прим.: в соавт. с Пасынковой А. В.; Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. Т. 3. № 3. 1982. С. 84–92. Прим.: в соавт. с Пасынковой А. В.; Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / сост. Е. Раевская, С. Руднева и др. 3-е изд. М., 1991. 222 с.; Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / сост. В. Ю. Баскаков. М., 1993. С. 132–140. Прим.: в соавт. с Пасынковой А. В.; Музыкальное движение: методическое пособие для педагогов муз.-двигательного воспитания, раб. с детьми дошк. и мл. шк. возраста. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. Царьковой. СПб., 2000. 320 с. Прим.: в соавт. с Э. М. Фишер; Кац. А. А. С. Д. Руднева // Московское действо: (100-летию первого выступления Айседоры Дункан в Москве посвящается) / сост. И. Е. Сироткина. М., 2005. С. 73–74.; Воспоминания счастливого человека: Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахорд» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний / [авт.-сост. А. А. Кац]. М., 2007. 856 с.: ил.; К истории Гептахора: от Айседоры Дункан к Музыкальному движению: письма С. Д. Рудневой, Н. К. Фан-дер-Флит-Бриммер, Н. В. Педьковой к Ю.Ф. Тихомировой, 1944–1978. СПб., 2008. 312.;

Литература: Кац А. А. Дункан и студия «Гептахор» (из материалов личного фонда Рудневой С. Д.) // Мир источниковедения. М.; Пенза, 1994. С. 286–290; Тейдер Вал., Тейдер Вик. Гептахор — это семь пляшущих // Балет. 1995. № 3. С. 40–42, 48.; Айламазян А. О судьбе Музыкального движения // Балет. 1997. № 7–8. С. 20–23; Рязанова В. Н. Московская студия музыкального движения «Смотрите: музыка!» // Журнал практического психолога. 2016. № 2. 150–158; Из истории русского танцевального движения. Студия Гептахор // Dancerussia.ru: Танцевальная Россия начинается здесь: официальный сайт проекта «Танцевальный Клондайк». URL: http://dancerussia.ru/publication/374.html; Боякова Е. В. Вклад С. Д. Рудневой в теорию и методику музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. 2013. № 2. URL: http://www.art-education.ru/pedagogika-iskusstva-9.

Иконография

Портрет С. Рудневой в книге: Воспоминания счастливого человека: Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения «Гептахорд» в документах Центрального московского архива-музея личных собраний / [авт.-сост. А. А. Кац]. М., 2007. 856 с.: ил.

Архивные источники

Протокол № 4 Заседания правления ЛГК от 12.Х.1929 г. ЦГАЛИ Ф. 298. Оп.1. Д. 231. Л. 164, 184; Протокол правления ЛГК от 12.10.29. [Руднева С. Д.] ГАОРСС ЛО, Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 163. Выпускное свидетельство слушательницы Санкт-Петербургских Высших женских курсов Рудневой С. Д. ЦГИА. Ф. 113. Оп. 2. Д. 1673.

Е. А. Пархомова, 2019