ПРЕСНЯКОВ, Валентин Иванович (1877–1956)

Кафедра режиссуры балета
Профессор

ПРЕСНЯКОВ, Валентин Иванович (15(16) / 27(28) октября 1877, Санкт-Петербург – 27 марта 1956, Псков) — артист балета, режиссер, хореограф, педагог. Профессор (1914). Награжден шейной серебряной медалью «За усердие» на Андреевской ленте; орденами Св. Станислава 3-й и 2-й степеней, Св. Анны 3-й степени.

Родился в семье чиновника-дворянина. В 1885 семья переехала в Невель, где отец получил место секретаря Съезда мировых судей. В доме проходили музыкальные вечера, которые посещал друг дома, врач В. Г. Юдин, отец М. В. Юдиной. Первые уроки музыки ему давала мать, учительница музыки, выпускница консерватории по классу игры на фортепиано.

По совету А. Г. Рубинштейна поступил в Санкт-Петербургское театральное училище на балетное отделение (1887–1895). Учился у М. И. Петипа, П. К. Карсавина, П. А. Гердта. Одновременно посещал в университете курс лекций профессора филологии Ф. Ф. Зелинского. Обучался игре на фортепиано под руководством В. В. Демянского. Обнаружил склонность к сочинению музыки. Участвуя в репетициях к премьере балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890), общался с композитором, который с интересом отнесся к молодому танцовщику и дал ему несколько советов по голосоведению и гармонии.

По окончании училища зачислен корифеем в труппу Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве (1895–1910). Выступал в амплуа характерного танцовщика, исполнял партии мимико-пластического плана. В дружеский круг общения входили М. М. Фокин, А. П. Павлова, С. Г. и Н. Г. Легаты, Т. П. Карсавина, С. М. Волконский.

Преподавал бальный, классический, характерный танец, пластику, мимику, жест, фехтование в различных петербургских гимназиях, женских институтах (Смольном, Екатерининском, Елисаветинском, Ксенинском), а также на различных курсах и в хореографических студиях. Давал частные уроки. Одновременно состоял одним из директоров «Старинного театра», руководителем «Школы старинного театра», директором «Первой частной школы хореографического искусства», преподавателем жеста в «Школе ораторского искусства» и др. Много путешествовал за границей с целью изучения танцевального искусства разных народов и выступая в Париже, Брюсселе, Вене и других европейских городах в качестве артиста русского балета.

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель (1904–1913), профессор (1914–1920) ритма, пластики и хореографического искусства в оперном классе; сценический руководитель оперного класса (1914–1919). Был приглашен директором А. Р. Бернгардом на работу в консерваторию. Сотрудничал с С. И. Габелем и Й. Палечеком. Был постановщиком танцев в классах оперных упражнений.

Был убежден, что пластика — один из самых важных элементов сценического искусства. Являлся одним из первых российских адептов ритмопластической системы Э. Жак-Далькроза, призванной развивать дух и тело в гармонии. Стремился объединить классический танец с ритмической гимнастикой. В 1909 опубликовал методическую брошюру «Санкт-Петербургская консерватория. Классы артиста Императорских театров В. И. Преснякова. Мимика. Пластика и танцы. Программа и правила», в которой обосновал авторскую методику смыслового и эмоционального соединения пластики и жестов с ритмическим рисунком вокальной мелодии. В частности, писал: «Пластика построена на естественных движениях, облаченных в художественную форму, и требует постоянного участия мысли и воображения в продолжении каждого упражнения». Среди учеников — хореограф П. П. Вирский, драматический актер А. А. Мгебров, певица Л. В. Кича.

Вел уроки пластической гимнастики в студии В. Э. Мейерхольда на Жуковской (1908–1909). Был постановщиком танцев в спектаклях В. Э. Мейерхольда «Выбор невесты», «Заложники жизни» (сцена танца Лилит), «Обращенный принц» (1910), «Шарф Коломбины» (1913).

Принимал участие в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже (1908–1910). Сотрудничал с И. А. Сац, Т. Л. Щепкиной-Куперник, А. А. Саниным, К. М. Миклашевским, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, Н. К. Рерихом, В. А. Щуко. Постановщик танцев в антрепризе Н. Н. Евреинова – Н. В. Дризена «Старинный театр» (1908–1912), в программах Художественного общества интимного театра «Бродячая собака», а также в театре «Кривое зеркало» (1908–1918).

Уехал с семьей в Невельский уезд, в имение Пресняковых (1919). Создал и возглавил первую в России лесную школу для ослабленных детей (по типу ритмической школы Э. Жак-Далькроза в городке Хеллерау под Дрезденом). Вел уроки ритмической гимнастики, режиссировал детские спектакли. А. П. Павлова высоко оценивала результаты педагогической деятельности Преснякова. В круг невельского общения входили М. М. Бахтин, Л. В. Пумпянский, М. В. Юдина.

В ноябре 1919 был командирован в Витебск для организации там педагогических курсов ритмики. Основал и стал директором Народной консерватории в Витебске (1921–1924), открыл при ней курсы ритмики по системе Жак-Далькроза. Привлек к преподаванию М. М. Бахтина, Н. А. Малько, Н. А. Дубасова.

Преподавал танец и ритмопластику в Одесском музыкально-драматическом институте им. Бетховена (1924–1932). Создал балетную труппу Ереванского театра оперы и балета, где был балетмейстером и педагогом (1933–1938). Как хореограф поставил там несколько балетов, в том числе «Проказницы» («Тщетная предосторожность») П. Гертеля (1936). В эти же годы преподавал в Государственной консерватории Армянской ССР.

С сентября 1938 по 1942 работал в Воронеже в качестве заместителя директора по учебной части и преподавателя основанного им Воронежского хореографического искусства. Поставил ряд балетных спектаклей: «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1939), «Фея кукол» И. Байера (1940), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (1941).

Во время Великой Отечественной войны попал в зону оккупации, был угнан в Германию, в связи с чем впоследствии репрессирован. Во 2-й половине 1940-х — начале 1950-х работал по организации и руководству художественной самодеятельностью в Курской, Архангельской и Псковской областях, а также руководил детскими и молодежными хореографическими кружками.

Библиография

Сочинения: Пресняков В. И. Мимика, пластика и танцы. Программа и правила / Санкт-Петербургская консерватория. Классы артиста императорских театров В. И. Преснякова. СПб.: тип. С. Л. Кинда, 1909. 8 с.; Пресняков В. И. Воспоминания / подготовка текста и комментарии Н. Л. Дунаевой // Russian Studies: ежеквартальник Русской филологии и культуры. 2000. Т. 3. № 2. С. 339–413.

Литература: Андреевская Г. Д. Пресняков Валентин Иванович // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. С. 415; Андреевская Г. Д. Пресняков Валентин Иванович // Русский балет: энциклопедия. М., 1997. С. 369; Дунаева Н. Л. Невель в жизни Валентина Преснякова: (к 120-летию со дня рождения) // Невельский сборник: статьи, письма, воспоминания. Вып. 3. СПб., 1998. С. 143–151; Дунаева Н. Л. Педагог Петербургской консерватории В. И. Пресняков // Петербургский архив: сб. статей и материалов. Вып. 3. СПб., 1999. С. 113–120; Дунаева Н. Л. О Валентине Преснякове, авторе танца «Лилит» // Мейерхольдовский сборник. Вып. 2: Мейерхольд и другие: документы и материалы. М., 2000. С. 179–184; Дунаева Н. Л. Валентин Пресняков — забытое имя // Russion studies: ежеквартальник Русской филологии и культуры. 2000. Т. 3. № 2. С. 325–338; Дунаева Н. Л. Валентин Пресняков — сотрудник Мейерхольда // Невельский сборник: статьи, воспоминания. Вып. 11. СПб., 2006. С. 188–199; Дунаева Н. Л. Валентин Пресняков — сотрудник Мейерхольда // Невельский сборник: статьи, воспоминания. Вып. 12: По материалам 13-х Невельских Бахтинских чтений, 1–4 июля 2006 г. СПб., 2007. С. 149–161; Дунаева Н. Л. Л. Д. Блок, И. И. Соллертинский // Невельский сборник. Вып. 13. СПб., 2008. С. 173–180 (о роли В. И. Преснякова в формировании интереса к искусству хореографии).

Архивные источники

Личный фонд Преснякова В. И. 1895–1956 гг.  // ОР РНБ. Ф. 614. Оп. 450. Д. 1–32.

М. В. Михеева, Н. Б. Селиверстова, 2021