МИХЕЛИС, Вера Леонтьевна (Лейбовна) (1889 – не ранее 1954)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Преподаватель

МИХЕЛИС (Михелес, Михелес-Мовшович), Вера Леонтьевна (Лейбовна) (1889, Минск – не ранее 1954) — пианистка, педагог. Кандидат искусствоведения (1954). Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Окончила Минскую женскую гимназию (1906). В Консерватории обучалась по кл. фортепиано у С. А. Малозёмовой (1906–1908), после ее смерти — у М. Н. Бариновой (1908–1912). Окончила с отличием и дипломом на звание свободного художника (1912).

Выпускница Университета марксизма-ленинизма (1947–1949, специализация «работник искусств»).

В Музыкальном училище (предположительно в Хоровом техникуме при Государственной академической капелле): преподаватель кл. фортепиано (1919–1931).

Во Втором государственном музыкальном техникуме (Музыкальное училище при Консерватории): преподаватель фортепианного отдела (1931–1941, 1948 – не ранее 1954).

В Лесотехнической академии имени С. М. Кирова: доцент каф. клавишных инструментов и преподаватель фортепиано (1932–1937).

В Ленинградском филиале Московского государственного заочного педагогического института: доцент кл. фортепиано, преподаватель кл. специального фортепиано, руководитель семинара по методике преподавания игры на фортепиано (1938–1941).

В Консерватории: преподаватель кл. фортепиано в Музыкальной студии (1917–1920); преподаватель и научный сотрудник каф. теории и истории фортепианного исполнительства и каф. общего курса фортепиано; консультант по педагогической практике студентов фортепианного ф-та; преподаватель общего курса фортепиано (1946–1951). Среди студентов — Е. А. Зуева, П. Б. Шнеурова-Банщикова.

Автор 17 научных работ. В сфере научных интересов Михелис — методика обучения игре на фортепиано в подготовительном периоде (до 7 лет), проблема правильной постановки рук пианиста. В 1938–1941 читала в музыкальных училищах курс методики школьного обучения игре на фортепиано.

Около 10 лет работала внештатным научным сотрудником Государственного научно-исследовательского института театра и музыки.

Во время Русско-финской войны (1939–1940) была медицинской сестрой. Во время Великой Отечественной войны активно участвовала в обороне Ленинграда в рядах армии Противовоздушной обороны (ПВО), работала медицинской сестрой в госпитале Военно-Медицинской академии.

Библиография

Сочинения: Первоначальный этап обучения-воспитания юного пианиста: автореферат дис. … канд. иск. Л., 1954. 14 с.; Первые уроки юного пианиста: очерк методики обучения и воспитания. Л.:, 1962. 64 с.;

неопубл.: Опыт методики работы с детьми: обучение игре на фортепиано. 1927; О целеустановке и методах преподавания в музыкальных школах. 1938; Программы по курсу специального фортепиано Музыкального училища ЛОЛГК. 1933; Перелом в установках фортепианной методики. 1934; Программы курса освоения рояля, [сост. для Лесотехнической академии]. 1934; Проблема взаимоотношений педагога и учащегося. 1935; Программы по курсу специального фортепиано школы при Муз. училище ЛОЛГК. 1937; Критический реферат труда Мартинсена «Индивидуальная техника». 1940; Наша педагогическая работа в годы Великой Отечественной войны. 1943. Прим.: рукопись приобретена институтом театра и музыки; Воспитательное значение личности А. Г. Рубинштейна. 1945; Каратыгин об исполнительстве. 1945; О наглядных пособиях в музыкальной педагогике: [текст доклада]. 1945; Значение внутреннего слуха в музыкально-педагогическом процессе: [текст доклада]. 1946; Моменты научно-исследовательского значения в педагогической практике студентов ЛОЛГК. 1947; О рациональном методе обучения игре на фортепиано: [диссертационная работа]. 1945–1947; Помощь педагога в домашней работе студента. 1947; Личность В. А. Чикуаневой-Рубинштейн по ее переписке с родными. 1947; Школьный музыкальный словарь. Б. г. Прим.: в соавт. с Б. Л. Вольман.

Пер. (неопубл.): Брейтгаупт И. А. Ф. Естественная фортепианная техника: практическая часть. 1918; Бах Э. Современная фортепианная техника. 1929. Прим.: конспективный перевод; Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника. 1937; Мендельсон Ф. О мотетах; О симфонической музыке. 1935; Роллан Р. Предисловие к «Новой истории музыки» Прюньера. 1939; Чикуанова-Рубинштейн В. А. Письма к разным лицам: 190 писем; Рубинштейн А. Г. Письма к разным лицам и выдержки из них: 89 писем.

Архивные источники

Дело по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Михелис-Мовшович В. Л., 1954. Архив СПбГК. Д. 641. 131 л.; Дело Михелис Веры Леонтьевны о пересмотре решения ВАК МВО СССР, 3 март. 1956. Архив СПбГК. Д. 780. 44 л.

Д. А. Варуль, 2016