КОЛОВСКИЙ, Олег Павлович (1915–1995)

Кафедра теории музыки
Профессор

КОЛОВСКИЙ, Олег Павлович (17 декабря 1915, Красноярск – 8 апреля 1995, Санкт-Петербург) — дирижер-хоровик и теоретик музыки, педагог.

Кандидат искусствоведения (1974). Профессор (1989, ученое звание). Награжден Орденом «Красной звезды» (1945) и Орденом Трудового Красного знамени (1987).

Учился в Красноярском музыкальном училище по классу фортепиано (1930–1934). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования профессора А. А. Егорова (1934–1939).

В 1939–1946 — художественный руководитель ансамбля песни и пляски Забайкальского Военного округа; в 1946–1948 — художественный руководитель ансамбля песни и пляски Киевского Военного округа.

С 1948 — преподаватель ленинградского музыкального педагогического училища; в 1949–1952 — педагог музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова.

В 1951-м окончил аспирантуру теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории по классу профессора А. Н. Дмитриева.

В Консерватории: преподаватель (1952–1973), доцент (1973–1987), профессор (1987–1995) кафедры теории музыки: вел курс полифонии на музыковедческом, дирижерско-хоровом и симфоническом отделениях. С 1973 — заведующей кафедрой теории музыки. Учениками О. П. Коловского по полифонии и анализу музыкальных произведений были многие выдающиеся деятели культуры Ленинграда – Санкт-Петербурга. Среди них дирижеры М. Янсонс, Ю. Темирканов, В. Чернушенко, В Гергиев, Д. Китаенко, В. Вербицкий, В. Федотов, Ю. Ефимов, В. Кожин; композитор Г. Белов, музыковед А. Белоненко.

На протяжении своей научной деятельности О. П. Коловский самостоятельно развивал учение А. Н. Дмитриева о гомофонно-полифоническом складе русской музыки. В концепции Коловского выделяется формообразующая роль мелодического голосоведения в формировании композиционной фактуры. В этом отношении примечательны такие работы: «О мелодической сущности хорового многоголосия М. И. Глинки», «Гетерофонно-подголосочные традиции и проблема полифонии в русской музыке».

В 1953–1974 — главный редактор ленинградского отделения издательства «Музыка».

В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская советская хоровая музыка a cappella. (Вопросы голосоведения и фактуры)».

О. П. Коловским создан ряд произведений для хора a cappella: обработки народных песен из произведений русских композиторов-классиков, оригинальные полифонические композиции. Его сочинения пользуются популярностью и вошли в репертуар хоровых коллективов.

Нотография

Коловский О. Русские народные песни в обработке для смешанного хора. Л., 1960; Русские народные песни в обработке без сопровождения О. Коловского. Л., 1982; Коловский О. П. Сборник избранных обработок русских нар. песен. Л., 1983.

Библиография

Сочинения: Анализ хоровой партитуры // Хоровое искусство. Л., 1967; Хоровые циклы В. Салманова // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л., 1969; Хоровые миниатюры Шебалина // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л., 1969; Пять хоров без сопровождения Г. Свиридова // Хоровое искусство. Л., 1971; О песенной основе хоровых форм // Хоровое искусство. Л., 1977; О мелодической сущности хорового многоголосия М. И. Глинки // Критика и музыкознание. Л., 1980; Книга о русской музыке // Критика и музыкознание. Л., 1980. Примечание: рецензия на монографию А. Н. Дмитриева «Полифония как фактор формообразования»; Русская хоровая песня // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982; Мастер хоровой музыки a cappella // Салманов В. Н. Материалы, исследования, воспоминания. Л., 1982; О роли мелодии в хоровом многоголосии М. Саара: сб. статей. Таллин, 1983; О полифонии в хоровых сценах оперы «Борис Годунов» // Проблемы истории и теории хоровой музыки: сб. научных трудов ЛОЛГК. Л., 1984. С. 31–46; «Хор в опере» и «Полифонические формы» (главы) // Учебник анализа музыкальных произведений для вокалистов. Л., 1985; «Картинки с выставки» Мусоргского (к проблемам подголосочной полифонии) // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б. В. Асафьева. Л., 1985. С. 38–52; Асафьев о подголосочности и полифонии в русской музыке // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева». Л., 1987. С. 44–60; Черты хорового стиля С. Прокофьева (О хоровой фактуре кантаты «Александр Невский») // Национальные традиции русского хорового искусства (творчество, исполнительство, образование). Л., 1988. С. 21–31; О мелодии, подголосочности и контрапункте в музыке Чайковского // П. И. Чайковский. Наследие. Вып. 1. СПб., 2000. С. 77–99.

С. М. Сигитов, 2012