ГУСЕВ, Пётр Андреевич (1904–1987) 

Кафедра режиссуры балета
Профессор

ГУСЕВ, Пётр Андреевич (16/29 декабря 1904, Санкт-Петербург – 30 марта 1987, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — хореограф, танцовщик, педагог, балетный теоретик, музыкально-общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1946). Заслуженный деятель искусств (1965). Профессор (1973). Народный артист РСФСР (1984). Награжден орденами «Знак Почета» (1937) и «Трудового красного знамени» (1983). 

Родился в семье ремесленника. Начинал занятия танцем в частной балетной школе у знаменитой балерины Мариинского театра — Ольги Преображенской. Окончил Петроградское балетное училище (ныне академия Русского балета имени А. Я. Вагановой) по классу В. И. Пономарева и А. В. Ширяева как артист балета (1919–1922) и как педагог балета (1927–1930). Был соучеником Г. М. Баланчивадзе, Ю. И. Слонимского, О. П. Мунгаловой, В. В. Дмитриева.

Уже в старших классах обнаружил педагогический талант, ведя уроки с младшими классами. Среди его воспитанников были П. В. Якобсон, Р. В. Захаров, А. Н. Ермолаев и др. в будущем известные деятели балета.

В качестве солиста поступил в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ГАТОБ, 1924–1935). Танцевал ведущие партии в классических балетах, завоевав славу «короля поддержек».

Одновременно преподавал хореографию в Ленинградском институте театрального искусства (1923–1928). Был художественным руководителем Эстрадного техникума Ленинградской филармонии, преподавал в Ленинградском академическом хореографическом училище, был главным балетмейстером театра Музыкальной комедии (1922–1935).

Стремясь к обновлению балетного искусства, принял активное участие в организации и артистической деятельности труппы «Молодой балет», репертуар которой основывался на хореографии Баланчивадзе, будущего Дж. Баланчина (1923). 

Участвовал в экспериментальных спектаклях Ф. В. Лопухова в Малом Ленинградском государственном оперном театре (МАЛЕГОТ): в премьере его Танцсимфонии «Величие мироздания» на музыку 7-й симфонии Л. Бетховена (1923), балетов ««Ледяная дева» на музыку Э. Грига (1927), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1929), а также «Светлый ручей» на музыку Д. Д. Шостаковича (1935).

С 1927 года выступал в периодической печати со статьями по вопросам теории и практики балета. Вошел в историю современного балета как создатель центральных партий в балетах Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» (Жером, 1932) и «Бахчисарайский фонтан» (Гирей, 1934, балетмейстер В. И. Вайнонен), а также в балете И. Стравинского «Жар-Птица» (Иван-царевич), в балете Д. Д. Шостаковича «Болт» (Борис).

Его репертуар насчитывал более 60-ти партий. Среди них — Амун в балете А. С. Аренского «Египетские ночи», Люсьен в балете Л. Минкуса «Пахита», Джеймс в балете «Сильфида» на музыку Ж. Шнейцгоффера, Голубая птица и Дезире в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица», Зигфрид в «Лебедином озере», Франц в балете Л. Делиба «Коппелия», Кули в балете Р. М. Глиэра «Красный мак», Трубадур, Жан де Бриен и Абдерахман в балете А. К. Глазунова «Раймонда» и др. Исполнительская манера отличалась темпераментом, виртуозной техникой танца, яркой образностью.

Вёл большую концертную работу в Ленинграде с О. П. Мунгаловой и Т. М. Вечесловой. Явился создателем и исполнителем оригинального концертно-эстрадного репертуара, в числе которого — па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, уральский и украинский танцы (балет «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни), танец египетских акробатов (из оперы «Юдифь» А. Н. Серова) и др. Ставил танцы для Ансамбля песни и пляски Военно-воздушных сил советской армии и Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСПС).

Был приглашен в Москву как солист и помощник художественного руководителя балета Большого театра СССР (1935–1945). Его партнершами по сцене стали Г. С. Уланова, а позже — М. М. Плисецкая. По совместительству являлся главным балетмейстером в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и преподавателем в Московском академическом хореографическом училище Большого театра. Продолжал концертную деятельность, выступая с О. В. Лепешинской.

В качестве художественного руководителя и главного балетмейстера участвовал в декаде татарского искусства (Казанский театр оперы и балета, 1940–1941). Во время войны вместе с труппой был эвакуирован в Куйбышев (Самару).

После войны стал художественным руководителем и главным балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1945–1951). Затем снова вернулся в Москву как режиссер балета Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1951–1956), позже балетмейстер-педагог (1957–1958), и балетмейстер Большого театра (1954–1957). Одновременно поставил в Баку балет К. Караева «Семь красавиц» (1952).

Был командирован в Китай, чтобы организовать в Пекине балетный театр. Участвовал в открытии хореографических училищ в Шанхае и Чанчжоу. Руководил там курсами балетмейстеров. Поставил в Пекине первые китайские балеты — «Красавица рыбка» композитора У Цзуцяна (1958) и «Наводнение» композитора Ду Минсина (1960), а также балеты «Корсар» (1958), «Лебединое озеро» (1959) и «Жизель» (1960). 

Вернувшись в Ленинград, возглавил балетную труппу МАЛЕГОТа (1960–1962), а затем был назначен главным балетмейстером Новосибирского Академического балета, где во многом способствовал творческому развитию молодого балетмейстера О. М. Виноградова (1962–1966). 

Стал основателем и художественным руководителем ленинградского балетного коллектива «Камерный балет» (1966–1968), впоследствии — труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Л. В. Якобсона (ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Л. В. Якобсона). 

Окончил заочное отделение кафедры режиссуры балета в Консерватории (1967–1971). Им сочинены и поставлены 17 балетных спектаклей, танцы в 35 операх и музыкальных комедиях, около 70 концертных номеров.

Был председателем Совета по балету при Президиуме правления Всероссийского театрального общества (ВТО), членом художественного совета по балету при Министерстве культуры СССР, членом Экспертной комиссии ВАК, постоянным членом жюри и организационных комитетов Всесоюзных и Международных конкурсов артистов балета и хореографов.

В Консерватории: доцент, и. о. профессора, заведующий кафедрой балетмейстеров (1966–1973), профессор (1973–1981). Среди учеников Гусева — И. А. Колпакова, Н. А. Кургапкина, А. А. Авдыш, Г. А. Ковтун и др. известные деятели балетного театра.

Являлся ведущим специалистом по подготовке педагогов-репетиторов для театральных и концертных организаций. Проводил семинары по вопросам развития хореографического искусства в СССР и за рубежом. Автор многочисленных статей о проблемах балетного искусства в периодической печати и сборниках, посвященных выдающимся мастерам балета А. Н. Ермолаеву (1974) и М. М. Габовичу (1977). Автор вступительных статей к книгам Ю. И. Слонимского «В честь танца» (М.: Искусство, 1968), «Драматург балетного театра XIX века» (М.: Искусство, 1977).

Фильмография

Хан Гирей (фрагменты из балета Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан») в фильме-спектакле режиссера Г. Раппопорта «Мастера русского балета» (Ленфильм, 1953); Мариус Петипа в фильме Э. В. Лотяну «Анна Павлова» (5-серийный телефильм, 1983). 

Поставленные балетные спектакли

«Семь красавиц» К. Караева. Театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова, Баку (1952), Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова (1953); «Корсар» А. Адана и Ц. Пуни. ГАТОБ имени Кирова (1956); Пекин (1958), Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1962); «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Московский государственный академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1953), Пекин (1959), Саратовский академический театр оперы и балета (1978); «Жизель» А. Адана. Пекин (1960), Бурятский государственный академический театр оперы и балета в Улан-Удэ (1978); «Раймонда» А. К. Глазунова. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1964), Венгерский государственный оперный театр в Будапеште (1978); «Ледяная дева» на музыку Э. Грига в обр. Б. В. Асафьева и А. В. Гаука, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1964); «Три мушкетёра» В. Е. Баснера. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1966); «Арлекинада» Р. Дриго (по М. И. Петипа). Ленинградский Камерный балет (1967), Киевское хореографическое училище (1969), МАЛЕГОТ (1975); «Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера. Ленинградский Камерный балет (1968); Гран па из балета «Пахита». Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1972); «Шопениана». Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1978).

Библиография

Сочинения: Гордость художника // Советская музыка. 1965. № 8. С. 98–103 [творческий облик и творческий путь балетмейстера Ф. В. Лопухова]; Балеты-семинары-сомнения… // Театр. 1966. № 3. С. 23–30; Новый «Щелкунчик» // Советская музыка. 1966. № 7. С. 68–78; Ленинградский камерный балет // Вечерний Ленинград. 1969. 20 февраля. № 43. С. 3; Проблемы подготовки балетмейстеров // Музыкальные кадры. 1970. 22 июня. № 3. С. 3; Размышления о балетном классическом наследии // Советская культура. 1970. 12 сентября. № 109. С. 3; Три конкурса танца // Театр. 1972. № 6. С. 59–75; Людмила Семеняко // Театр. 1973. № 1. С. 31–32; Друг балета // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л.: Музыка, 1974. С. 163–169; Предисловие // Ю. И. Слонимский. Драматург балетного театра XIX века. М.: Искусство, 1977.С. 6–22.

Литература: Слонимский Ю. Юбилей мастера // Советская музыка. 1964. № 12. С. 95–100 [Творческий облик П. А. Гусева, балетмейстера Новосибирского театра оперы и балета]; Слонимский Ю. Талант, отданный талантам // Вечерний Ленинград. 1975. 19 февраля. № 42. С. 3 [о П. А. Гусеве]; Ступников И. И снова — Мариус Петипа // Ленинградская правда. 1975. 12 июня. № 136. С. 4 [балеты, восстановленные П. А. Гусевым]; Линькова Т. Всегда идущий впереди // Музыкальные кадры. 1980. № 2. 6 февраля. С. 3; Макаров А. Служение классике // Советская культура. 1983. 4 января. № 2. С. 2; Эльяш Н. Мастер / Люди искусства // Советская культура. 1984. 25 декабря. № 154. С. 5. [К 80-летнему юбилею П. А. Гусева]; Звягина С. Слово о короле поддержки // Музыкальная жизнь. 1984. № 23. С. 8–9; Долгушин Н. Силовое поле его энергии // Советский балет. 1984. № 6. С. 13–15; Вячеслова Т. Открытие танца. Штрихи к творческому портрету // Вечерний Ленинград. 1985. 12 февраля. № 36. С. 3; Звягина С. Бесценные знания, опыт, культура // Советский балет. 1987. № 4. С. 58 [Некролог П. А. Гусева]; Григорович Ю., Лепешинская О., Колпакова И. Артист, балетмейстер, педагог // Советская культура. 1987. 11 апреля. № 44. С. 4 [Некролог]; Соколов-Каминский А. А. Петр Гусев — рыцарь балета, 1904–1987: к 100-летию со дня рождения. СПб.: СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, 2006. 210 с.; Гусев Петр Андреевич. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/34043/bio/; Энциклопедия «Балет» / гл. ред. Ю. Н. Григорович (1981) / Гусев Петр Андреевич. URL: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/balet/articles/32/gusev-p-a.htm; Трусиновская Д. Петр Андреевич Гусев. URL: http://www.belcanto.ru/gusev.htmlАловерт Н. Петр Андреевич Гусев. Вариации на тему. № 8 (461). URL: http://www.russian-bazaar.com/ru/content/6431.htm

Архивные источники

Личное дело Гусева П. А. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава. Т. 2, за 1985–1989. Д. № 251а. Л. 277–368; Личное дело Гусева П. А. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих, уволенных в 1987 году. Д. № 0011, на 11 л.

Н. Б. Селиверстова, 2018