ДОЛГУШИН, Никита Александрович (1938–2012)

Кафедра режиссуры балета
Заведующий кафедрой

ДОЛГУШИН, Никита Александрович (8 ноября 1938, Ленинград – 10 июня 2012, Санкт-Петербург) — артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный художник, либреттист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1964). Лауреатом Парижского Университета танца (1967). Народный артист РСФСР (1976). Народный артист СССР (1988). Профессор (1990). Доктор гуманитарных наук Тауссонского университета (США, 1991). Мать — оперная певица В. П. Казанская.

Окончил хореографическое училище имени А. Я. Вагановой по классам В. И. Шелкова, М. М. Михайлова, А. И. Пушкина (1950–1959). Принадлежал к поколению таких известных в будущем танцовщиков и хореографов, как Р. Х. Нуриев, Л. В. Якобсон, О. М. Виноградов, Н. Р. Макарова, Л. В. Ковалева и других. Еще в училище проявил яркую художественную индивидуальность, безупречное чувство стиля и виртуозную технику. Был приглашен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1959–1961).

Выступал в классическом и современном репертуаре, исполняя сольные партии. В их числе — Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа), Сатир (балет А. И. Хачатуряна «Спартак», хореография Л. В. Якобсона), Парис и Трубадур (балет С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», хореография Л. М Лавровского), Юноша (балет «Шопениана», хореография М. М. Фокина), Мефистофель (балет Л. А. Лапутина «Маскарад», хореография Б. А. Фенстера), Принц (балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», хореография В. И. Вайнонена), Смит (балет К. К. Кара-Караева «Тропою грома», хореография Б. А. Фенстера) и другие.

Уехал в Новосибирск, где стал солистом Новосибирского театра оперы и балета (1961–1966). В этом театре исполнил роль, о которой давно мечтал: Ферхад в современном балете А. Д. Меликова «Легенда о любви» (хореография Ю. Н. Григоровича, 1961), а также партию Юноши-воина в балете И. Д. Бельского на музыку Д. Д. Шостаковича «Ленинградская симфония» (1962) .

Стал лауреатом I премии и Золотой медали на Международном конкурсе балетной молодежи в Варне (Болгария, 1964), где выступал сольно (вариации Принцев из балетов «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и «Золушка» С. С. Прокофьева, вариации Али из балета «Корсар» А. Адана) и в дуэте с Е. С. Максимовой (па-де-де Авроры и Дезире из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского).

Среди выдающихся работ «новосибирского» периода — Ромео и Принц (балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. С. Прокофьева в постановке О. М. Виноградова), Солор (балет «Баядерка» Л. Минкуса), Альберт (балет «Жизель» А. Адана, хореография П. А. Гусева), шах Бахрам («Семь красавиц» К. Кара-Караева, хореография Б. А. Фенстера в постановке П. А. Гусева), рыцарь Жан де Бриен («Раймонда» А. К. Глазунова в постановке П. А. Гусева), а также Испанец в «Болеро» на музыку М. Равеля в постановке Е. А. Тангиевой-Бирзниек.

Дебютировал как ассистент балетмейстера П. А. Гусева в балете «Ледяная дева» на музыку Э. Грига, самостоятельно поставив вариации (1964).

Участвовал в гастролях балетной труппы в Свердловске, Новокузнецке, Кемерово, Хабаровске, Владивостоке, Сочи, Москве. Выезжал на гастроли в Австралию, Англию, ГДР, Индию, Японию, Францию, Канаду. Среди его партнеров по сцене — И. А. Колпакова, М. В. Кондратьева, Н. И. Бессмертнова, Н. В. Тимофеева и другие ведущие солисты отечественного балета.

Принимал участие в создании документальных кино- и телефильмов, посвященным искусству балета: «Как сердцу выразить себя» (творческое объединение «Экран», 1964), «Волшебство» (фильм-балет, Ленфильм, 1969), «Балет в миниатюрах» (Ленинградское телевидение, 1971), «Гран-па на музыку "Пахиты"» (Ленинградское телевидение, 1977), «Танцует Никита Долгушин» (Ленинградское телевидение, 1982), «Никита Долгушин. Философия танца» (Санкт-Петербург, 1993).

По приглашению И. А. Моисеева, стал солистом московского Хореографического концертного ансамбля СССР, позже выросшего в труппу «Молодой балет» (1965–1968).

Выступал в Концертном зале имени П. И. Чайковского с сольными концертными программами, в которые входили хореографические миниатюры: «Прелюдии» И. С. Баха (постановка К. Я. Голейзовского), «Порыв» Р. Шумана (хореография Н. Долгушина), «Прелюд» Э. Вила-Лобоса (хореография М. Мурдмаа).

Творческая деятельность Долгушина широко освещалась в прессе.

С 1966 — приглашенный солист Ленинградского ансамбля «Камерный балет». Репертуар этого коллектива, созданного балетмейстером Г. Д. Алексидзе, воскрешал образы и технику старинной хореографии, используя старинную и современную музыку.

В качестве солиста ленинградского Малого театра оперы и балета исполнил множество главных партий в классическом и современном репертуаре (1968–1983). Среди них — партия Колена в балете «Тщетная предосторожность», композитор Луи Герольд, либретто и постановка Ж. Доберваля (1971), роль Князя Игоря в балете Б. И. Тищенко «Ярославна» (1974, хореография О. М. Виноградова).

Поставил в ленинградском Малом театре оперы и балета серию одноактных балетов на музыку П. И. Чайковского, исполнив в них главные партии: «Концерт в белом» (1969), «Размышление» (1970), «Моцартиана» (1970), «Ромео и Джульетта» (1971). На музыку Р. К. Щедрина осуществил постановку «Камерной сюиты» (1971). В оперном спектакле на музыку К. В. Глюка «Ифигения» в 1972 поставил балет «Клитемнестра» (2 акт).

Ставил танцы в оперных спектаклях «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина.

Поступил в Консерваторию на факультет режиссуры балета, в класс Ф. В. Лопухова и П. А. Гусева (1974–1980).

В Консерватории: преподаватель (1981), и. о. доцента (1983), доцент (1986), и. о. профессора (1988), профессор (1990–2000) каф. режиссуры балета; и. о. заведующего каф. режиссуры балета (1983–1989), заведующий каф. режиссуры балета (1989–2000).

В Государственном театре оперы и балета Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории: главный балетмейстер (1983–2006). Расширил репертуар, создав серию балетных программ «Русский балет Серебряного века» (реконструкции спектаклей труппы С. П. Дягилева), а также оригинальные версии балетов Чайковского «Щелкунчик», Лебединое озеро», «Спящая красавица» и балета А. Адана «Жизель».

Установил прочные творческие связи с кафедрой хореографии Государственного института театрального искусства, Тауссонским государственным университетом (Факультет танца, Балтимор), балетными академиями Канады, КНР, Гаванским институтом Изящных искусств. Оказывал методическую помощь самодеятельным балетным кружкам и любительским клубам. Принимал участие в государственных экзаменационных комиссиях хореографических училищ СССР.

Был хореографом спектаклей-концертов в Ленинградском Молодежном театре на Фонтанке (1984–1985). Сотрудничал с Государственным академическим театром имени А. С. Пушкина (постановка балета К. В. Глюка «Дон Жуан»), с Эрмитажным театром (хореография в опере-оратории «Царь Эдип», 1993), с Национальным театром оперы и балета «Эстония», с Государственными академическими театрами оперы и балета Саратова и Самары. Ставил танцы в программах Государственного балете на льду, в Академии танца Ванкувера, в Национальном университете в Мехико, во Львовском театре оперы и балета имени И. Франко, в Казанском Государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля, в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь, в Якутском музыкальном театре, в Государственном театре оперы и балета имени З. Палиашвили (Тбилиси) и других.

Писал либретто, выступал в качестве театрального художника в ряде своих постановок. Занимался широкой просветительской и критической деятельностью. Выступал на творческих вечерах в Доме журналиста, Доме ученых, Доме актера, Доме учителя, Доме кино и других. Публиковал статьи по вопросам теории и практики балета в периодической печати и в журнале «Советский балет». Основной круг интересов Долгушина — воспитательная роль искусства, вопросы взаимодействия традиций и новаторства, взаимообогащения национального и интернационального в хореографии. Участвовал во многих Всесоюзных и международных фестивалей артистов балета.

Был художественным руководителем хореографического отделения Санкт-Петербургской школы искусств «Кантилена» (1993–2006). Создал ООО «Театр балета Никиты Долгушина», став его художественным руководителем (2006–2007). Был приглашен как балетмейстер-репетитор в Михайловский театр (2007–2012). Осуществлял функции председателя художественного совета «Гран-при» Михайловского театра (2009–2011).

Н. Б. Селиверстова, 2018