ФОМИН, Николай Петрович (1864–1943)

Факультет народных инструментов
Профессор

ФОМИН, Николай Петрович (2/14 августа 1864, Санкт-Петербург – 19 ноября 1943, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, пианист, дирижер, педагог. Член Союза композиторов (1929). Профессор (1940). Один из основателей Великорусского оркестра (ныне Академический русский оркестр имени В. В. Андреева). Правнук композитора Е. И. Фомина.

Родился в семье служащего Министерства финансов. Окончил в Санкт-Петербурге 2-ю гимназию (1877–1885).

С 6 лет отец учил его игре на скрипке. С 10 лет обучался игре на фортепиано у Э. В. Захаревича, бывшего преподавателя Варшавской консерватории.

По совету И. О. Рыбасова (соученика П. И. Чайковского по консерватории) и Г. Венявского (друга отца) начал брать уроки у А. Д. Каменского. Поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс фортепиано А. Д. Дубасова (1883). Занимался гармонией у А. К. Лядова. Перешел в класс фортепиано А. Ф. Штейна (1885), а затем в класс практического сочинения Н. А. Римского-Корсакова, у которого изучал курсы контрапункта, формы и инструментовки. Обучался в дирижерском классе под руководством А. Г. Рубинштейна. В 1891 окончил консерваторию. Удостоен диплома на звание свободного художника.

Начал преподавательскую деятельность в Музыкальной школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина, где вел классы фортепиано, гармонии и истории музыки, а также руководил организованным им оркестром (1888–1892).

Преподавал фортепиано, оркестровый и оперный класс на Музыкально-драматических курсах Е. П. Рапгофа (1889–1892), а также теорию композиции в Музыкальной школе Ж. Ж. Руссо (1890–1898).

В 1889 начал сотрудничать с Кружком любителей игры на балалайках В. В. Андреева в качестве репетитора, преподавателя и дирижера (1889–1921). Реорганизовал работу любительского коллектива, привлек к участию в нем студентов и выпускников консерватории. Совместно с Андреевым разработал разновидности русских народных струнных щипковых инструментов (домры, балалайки). Установил состав и общий диапазон оркестра русских народных инструментов. Ввел настройку инструментов оркестра по квартам. В 1914 сконструировал клавишные гусли с диапазоном до 5-ти октав с хроматическим строем и усиленной динамикой.

В 1896 сформировал репертуар для обновленного коллектива, который получил название Великорусский оркестр (с 1913 — Императорский). С 1914 стал его вторым дирижером. В 1918 возглавил Первый народный великорусский оркестр имени В. В. Андреева после смерти его организатора и руководителя.

В Государственном институте музыкального просвещения: профессор класса фортепиано (1919–1922).

Вошел в состав комиссии Наркомпроса по выработке программ музыкальных школ, являясь заведующим художественно-учебной частью школы № 8.

Состоял членом методической, редакционной и квалификационной комиссий Музыкального отдела Наркомпроса (МузО НКП). Занимался организацией оркестров народных инструментов в ленинградских рабочих клубах и Домах просвещения. Служил в Политуправлении Балтфлота, где заведовал всеми музыкальными школами, оркестрами и хорами морских баз.

Сотрудничал в качестве дирижера с оперным оркестром Саратовского городского театра (1919–1921).

Вернувшись в Петроград, преподавал высший курс фортепиано во 2-м Музыкальном техникуме ЛенГубОНО (1921–1929).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1929–1938), и. о. профессора (1938–1940), профессор (1940–1943) игры на народных инструментах. Преподавал курс специальной инструментовки для оркестра народных инструментов на дирижерско-хоровом и композиторском факультетах.

Воспитал несколько поколений исполнителей на народных инструментах. Вел специальный семинар в Союзе композиторов по изучению композиторской техники оркестровки для народных инструментов.

Активно занимался музыкально-общественной деятельностью по организации самодеятельных коллективов. Консультировал специалистов по игре на народных инструментах.

Написал ряд методических трудов: «Оркестровка для народных инструментов», «О дирижировании (конструкция и процесс)», «Об управлении оркестром (художественная интерпретация)», «Организация народных оркестров», «Особенности склада русского народного песнетворчества», музыкально-этнографический очерк «Бачи» — рукописи утрачены в блокадном Ленинграде.

Обработки Фомина русских народных песен и переложения произведений русских и западноевропейских композиторов для оркестра русских народных инструментов стали основой репертуара Великорусского оркестра.

Среди произведений — одноактная опера «Пир Валтасара» (1890), кантата «Горийская башня» (1891), опера в 3-х действиях «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1904), балеты в 3-х действиях «Жизнь — сон» и «Оживленная кукла»; симфоническая картина «Идиллия», а также инструментальные сюит, множество камерных сочинений для фортепиано, скрипки и виолончели, а также произведения для оркестра русских народных инструментов.

Нотография

Обработки для Великорусского оркестра. Партитура. Л., 1928. 3 с.; Двенадцать русских народных песен для Великорусского оркестра. Вып. 1: № 1–6. М., 1929. 15 с.; Ох я, нещасный: вариации на тему украинской песни для Великорусского оркестра. М.: Музгиз, 1929. 7 с.; Березонька: симфоническая картинка для Великорусского оркестра. Партитура. М.: Музгиз, 1930. 15 с.; Двенадцать русских народных песен: из репертуара гос. оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева: для оркестра народных инструментов (балалайки, домры). Вып. 1. Партитура. М., 1931. 15 с.; Двенадцать русских народных песен: из репертуара гос. оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева: для оркестра народных инструментов (балалалайки, домры). Вып. 2. Партитура. М., 1931. 18, [1] с.; Двенадцать русских народных песен для Великорусского оркестра. Вып. 2. № 7–12. М., 1936. 15 с.; Одиннадцать русских народных песен для домр и балалаек. Вып. 1: (1–6). Партитура. М., 1936. 15 с.; Шесть русских народных песен для оркестра русских народных инструментов. Л., 1939. 27 с.; Одиннадцать русских народных песен для домр и балалаек. Вып. 2: № 7–11. М., 1936. 17 с.; Пиццикато: для балалайки с фортепиано // Пьесы для балалайки с фортепиано. М.; Л., 1947. С. 24–30; Произведения Н. П. Фомина. [1–6] // Сочинения и обработки для оркестра русских народных инструментов. Вып. 1. М., 1960. 84 с. партит., 21 парт.; Опера «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Вступление // Из репертуара оркестра им. Н. Осипова. Вып. 1. М., 1970. С. 165–179; Увертюра на русскую тему в переложении для фортепиано в 4 руки // Избранные произведения для оркестра русских народных инструментов. Вып. 1. М., 1973. С. 31–35; Ах, се вечер, вечер: вариации на тему русской народной песни. Партитура // Из репертуара оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Вып. 4. М., 1974. С. 134–144; [Обработки русских народных песен] // Антология литературы для оркестра русских народных инструментов. Ч. 1. М., 1984. С. 78–81; Березонька: симфоническая картинка для Великорусского оркестра. Партитура // Антология литературы для оркестра русских народных инструментов. Ч. 1. М., 1984. С. 82–102.

Библиография

Литература: Оболенский П. Соратник В. Андреева // Советская культура. 1964. 27 августа. С. 3; Шелков Н. Николай Петрович Фомин: к 100-летию со дня рождения // Музыкальные кадры. 1964. № 16. (4 ноября). С. 4; Римский Л. Б. Фомин Николай Петрович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 864–865. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7969/Фомин; Новикова Е. Недопетая песня: о судьбе композиторов и музыковедов Ленинградской консерватории во время блокады // Малоизвестные страницы истории Консерватории. СПб., 2008. Вып. 9. С. 3–9; Писняк Г. Н. «…и музыка высокая звучала»: Николай Петрович Фомин // Писняк Г. Н. «Могучая кучка» народной инструментальной музыки. Ч. 2: Сподвижники и последователи. Могилев, 2009. С. 71–86.

Архивные источники

Личное дело Н. П. Фомина // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих и служащих консерватории. Д. 241. С. 1–17; Личная карточка Н. П. Фомина // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих консерватории за 1930–1942. Д. 59. Л. 84.

Н. Б. Селиверстова, 2016