БЕЛЬСКИЙ, Игорь Дмитриевич (28 марта 1925, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 3 июля 1999, Санкт-Петербург, захоронен на Литераторских мостках Волковского кладб.) — артист балета, балетмейстер, педагог. Профессор (1981). Заслуженный артист РСФСР (1955). Народный артист РСФСР (1966). Лауреат Сталинской премии СССР (1951). Награжден орденами: Знак Почета (1972), Дружбы народов (1983), Трудового Красного знамени (1983).
Окончил Ленинградское хореографическое училище (1943). Педагоги — Л. С. Петров, А. И. Бочаров и А. В. Лопухов. Окончил ГИТИС (1957) по специальности «актер драмы и кино». Артист балета Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1942–1963). Главный балетмейстер Малого академического ленинградского госудрственного оперного театра (1963, Малого театра оперы и балета, 1964–1973), ГАТОБа имени С. М. Кирова (1973–1977), Египетского Национального балета (1977–1978), Ленинградского Мюзик-холла (1979–1992). Художественный руководитель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и главный редактор издания «Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой» (1992–1999).
Бельский вошел в историю искусства как яркий хореограф-новатор, автор балетных постановок, положивших начало новому этапу отечественного балета: «Берег надежды» А. П. Петрова (1959), «Ленинградская симфония» (1961) и «Одиннадцатая симфония» (1966) на музыку Д. Д. Шостаковича. В них хореограф возродил жанр «танцсимфонии», родоначальником которого был Ф. В. Лопухов. Особенностью творчества Бельского является приверженность принципам хореографического симфонизма. Свои взгляды на хореографическое искусство выразил в научно-методических и публицистических работах: «Заметки хореографа» (Советская музыка. 1964. № 3), «Проблемы балетного театра. Диалоги» в сб.: «Музыка и хореография современного балета» (Л., 1974), «Балет – та же симфония» (Советский балет. 1982. № 6), «Все совмещается в танце и все постигается через танец [О хореографическом тематизме в балете «Жизель»] (Советский балет. 1988. № 4), «О хореографическом симфонизме в балетах классического наследия» (Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 1993. № 2).
Как танцовщик прославился исполнением партий Шурале («Шурале» Ф. Яруллина), Эспады («Дон Кихот» Л. Минкуса), Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева), Ротбарта («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции Ф. В. Лопухова), сольными партиями характерных танцев.
В 1946–1966 преподавал в Ленинградском хореографическом училище. Среди учеников по кл. характерного танца — И. Колпакова, Н. Кургапкина, С. Викулов.
В Консерватории: преподаватель каф. балетмейстеров (1967), старший преподаватель (1971), доцент (1972–1981, утв. 1976), профессор (1981–1991). Разработал специальный курс «Искусство балетмейстера» для студентов балетмейстерского отделения.
Ученики, воспитанные им в Консерватории, а также за годы работы в качестве главного балетмейстера Малого театра оперы и балета и ГАТОБа имени С. М. Кирова, входят в число ведущих современных хореографов: засл. артист РСФСР В. А. Бударин — гл. балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета (1982–1990); нар. арт. БССР и СССР В. Н. Елизарьев — гл. балетмейстер (с 1979), худ. рук. (1992–2008) Национального академического Большого театра оперы и балета Белорусии (Минск); Г. А. Майоров — профессор каф. хореографии и худ. рук. Московской государственной академии хореографии (1988–2009); К. А. Рассадин, Д. О. Тхоржевский — гл. балетмейстер Петрозаводского музыкального театра, Самарского театра оперы и балета; засл. деят. искусств Литовской ССР В. Браздилис — гл. балетмейстер Театра оперы и балета г. Вильнюс, н. а. РСФСР И. А. Чернышев, лауреат Гос. пр. РФ Б. Я. Эйфман и другие.
Сценография
Постановки: [работы И. Д. Бельского] // Абызова Л. И. Игорь Бельский: Симфония жизни. СПб., 2000. С. 331–333.
Библиография
Сочинения: Библиография. Статьи И. Д. Бельского // Абызова Л. И. Игорь Бельский: Симфония жизни. СПб., 2000. С. 296–302.
Литература: Литература об И. Д. Бельском // Абызова Л. И. Игорь Бельский: Симфония жизни. СПб., 2000. С. 302–331; [Бельский Игорь Дмитриевич] // Деген А., Ступников И. Петербургский балет, 1903–2003: Театры. Артисты. Балетмейстеры. Педагоги. Премьеры спектаклей: справ. изд. СПб, 2003 С. 55–56; Лопухов Ф. В. О балете «Конек-Горбунок» и еще об очень важном // Лопухов Ф. В. В глубь хореографии. М., 2003. С. 62–83; Боярский К. Ф. Капризная Терпсихора. СПб., 2004. 56 с.; Абызова Л. И. Творчество балетмейстера И. Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950–1960 годов: Автореферат дис. канд. иск. СПб, 2006. 26 с.
Архивные источники
Дело профессора И. Д. Бельского. Архив СПбГК. Дела на утверждение в ученых званиях за 1982. 35 л.; Личная карточка И. Д. Бельского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава за 1993 и 1994; Личное дело И. Д. Бельского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 1994. Л. 55–109.
А. Н. Цветкова, 2013