ЦЫТОВИЧ, Владимир Иванович (1931–2012)

Кафедра ансамбля, инструментовки и дирижирования
Профессор

ЦЫТОВИЧ, Владимир Иванович (6 августа 1931, Ленинград – 5 октября 2012, Санкт-Петербург, похоронен на Северном кладбище) — композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980). Кандидат искусствоведения (1973). Профессор (1990). Награжден Орденом Дружбы (2002).

Член Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (с 1957).

В 1949–1953 — студент музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова по композиции (класс С. Я. Вольфензона) и фортепиано (класс Г. И. Ганкиной).

Окончил Ленинградскую консерваторию как студент по двум специальностям: композиция (класс профессора Б. А. Арапова, 1958) и фортепиано (класс И. А. Браудо, 1961), а также аспирантуру по композиции под руководством Б. А. Арапова (1961). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Специфика тембрового мышления Б. Бартока» (1973).

В Консерватории: преподаватель (1961–1972), доцент (1972–1981), профессор (1972–2012) кафедры инструментовки. Вел курсы инструментовки, чтения симфонических партитур и композиции у композиторов, музыковедов и дирижеров-симфонистов. По его инициативе на кафедре восстановлен лекционный курс по истории оркестровых стилей. Среди выпускников по классу композиции: П. А. Геккер, В. Н. Гурков, Н. Н. Карш, М. К. Касумов, А. А. Королев, А. А. Красавин, В. К. Кошелев, С. В. Лаврова, М. М. Манафова, В. А. Михеенко, А. П. Смелков, С. Г. Шакарян. Среди занимавшихся по классу инструментовки дирижеры-симфонисты Ю. Х. Темирканов и Р. Абдуллаев.

Активизация научной деятельности кафедры под руководством В. И. Цытовича воплотилась в появлении научных исследований, введении практики соискательства, обсуждении диссертаций (среди его диссертантов: Р. С. Зубатова, Р. С. Борисов, К. В. Ильгин, С. В. Лаврова). К работе были привлечены Г. И. Банщиков, Ю. А. Фалик, Л. А. Пригожин.

В. И. Цытович — автор научно-методических работ по теории, композиции, инструментовке и аранжировке, составитель и редактор сборников трудов кафедры.

Творческая деятельность композитора охватывает различные жанры симфонической, камерной и детской музыки: 4 симфонии, симфониетта, 5 инструментальных концертов, симфонические зарисовки «Похождения бравого солдата Швейка», сюита «Конек-Горбунок». Более 50 произведений опубликовано в России и за рубежом. Музыка отличается образной яркостью, отточенностью деталей, особым пониманием природы оркестровых инструментов. Сочинения включались в программы различных музыкальных фестивалей («Саянские огни», «Ленинградская музыкальная весна», «Белые ночи», «Петербургская музыкальная весна», фестиваль искусств памяти П. Флоренского), звучали на зарубежной концертной эстраде в США, Германии, Франции. Многие произведения вошли в репертуар отечественных коллективов под управлением таких дирижеров как К. Элиасберг, К. Кондрашин, Ю. Х. Темирканов, В. А. Чернушенко, М. А. Янсонс, А. Штейнлухт, Д. Нозеда (Италия). Среди солистов: А. З. Массарский (виолончель), А. Д. Резниковский (скрипка), А. Зондерман (флейта, Германия), В. Вайгель (гитара, Германия).

Нотография

[Сочинения 1956–1981 гг.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Стб. 973.

Ода для симфонического оркестра; Хореографические миниатюры; балет «Я защищу тебя», Концерт для гитары и камерного оркестра; Сюита для двух фортепиано (1966), Дифирамб для органа (1977), Прелюдия и хорал для органа (1982); Шуточная плясовая для домры с фортепиано, Ария для сопрано и струнного оркестра и другие сочинения.

Библиография

Сочинения: [работы 1972–1980 гг.] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Стб. 973; О Б. А. Арапове // Советская музыка. 1977. № 12. С. 32–33; Творческая удача // Советская музыка. 1980. № 1. С. 51; Честность и принципиальность // В. Н. Салманов. Материалы, исследования, воспоминания. Л., 1982. С. 189–192; Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983. С. 64–91; Авторы рассказывают // Советская музыка. 1985. № 3. С. 115. Примечание: о своих творческих планах; Колористические черты оркестровой фактуры в музыке С. Прокофьева // Оркестровые стили в русской музыке: сб. статей / сост. и предисл. В. Цытовича. Л., 1987. С. 95–106; Не пора ли обратить внимание? // Советская музыка. 1991. № 5. С. 38–40. Примечание: о творчестве композитора В. Наговицына; О моем любимом учителе // Con anima: К 100-летию Б. А. Арапова: воспоминания, статьи, материалы / сост. Л. Г. Данько (отв. ред.), С. С. Левковская. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2006. С. 22–27 и другие публикации.

Редактура: Оркестровые стили в русской музыке: сб. статей / сост. В. И. Цытович. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1987. 206 с.; Русская симфоническая музыка XIX – начала ХХ вв. Хрестоматия по истории оркестровых стилей. Т. 1 / ред.-сост. Н. А. Мартынов; науч. ред. В. И. Цытович. — СПб.: Ut, 2008. 440 с.

Литература: Шпагина А. Ю. Владимир Цытович: портрет в диалогах. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2012. 38 с.

А. А. Красавин, 2022