ФЕЙНБЕРГ, Самуил Евгеньевич (1890–1962)

Фортепианный факультет
Профессор

ФЕЙНБЕРГ, Самуил Евгеньевич (14/26 мая 1890, Одесса – 22 октября 1962, Москва, Головинское кладбище) — пианист, педагог, композитор. Профессор (1922), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Лауреат Сталинской премии II cтепени (1946).

Отец, Евгений Ильич Фейнберг, окончил юридический факультет Одесского университета. Мать, Анна Акимовна, была прекрасно образована и свободно владела французским и немецким языками. Младший брат, Леонид Евгеньевич, был известным художником. В 1894 семья переехала в Москву.

В 5 лет у Фейнберга обнаружился абсолютный слух и музыкальная одаренность. Первым педагогом игры на фортепиано была С. А. Гуревич, выпускница Московской консерватории. С 10 лет обучался у А. Ф. Иенсена — впоследствии профессора Филармонического училища. Сочинять музыку Фейнберг начал в 11 лет. Юношеские произведения были написаны в стиле Ф. Шопена, затем началось увлечение Р. Вагнером и, наконец, А. Н. Скрябиным.

В 1904 поступил в класс А. Б. Гольденвейзера в Музыкально-драматическое училище Музыкально-филармонического общества, а спустя год перешел вместе со своим педагогом в Московскую консерваторию. Изучал главным образом произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, оттачивал пианистическую технику.

Одновременно учился во Второй московской мужской гимназии. Брал уроки композиции у Н. С. Жиляева. К окончанию Московской консерватории (1911) Фейнберг представил огромную программу, куда входили такие произведения, как Хорал, Прелюдия и Фуга С. Франка, Третий концерт С. В. Рахманинова и все 48 прелюдий и фуг И. С. Баха.

В 1912 создал первые композиции, отмеченные своеобразной индивидуальностью: романсы на стихи А. К. Толстого, В. Брюсова, М. Цветаевой, М. Волошина.

В 1912–1913 концертировал в России и за рубежом (Берлин, Вена). В эти годы формировался его собственный творческий метод в области пианизма: «главенство художественного постижения произведения над механической работой, индивидуальный подход к каждому автору, к каждому конкретному сочинению; творческий, а не «музейный» подход к характеру фортепианной звучности при исполнении старинной (классической) музыки; проявление индивидуального начала исполнителя не вопреки авторскому тексту, а как результат внимательного вчитывания в него и глубокого его постижения; роль нотного текста и исполнительских указаний; роль традиции как стимула для поиска нестандартного решения <…>, отношение к упражнению как к средству овладения художественной задачей, а не как к гимнастике» (Бунин В. Самуил Евгеньевич Фейнберг: Жизнь и творчество. М., 1999. С. 27).

С началом Первой мировой войны Фейнберг был призван в армию в чине ефрейтора. В 1915 вернулся с фронта в связи с тяжелым заболеванием. В эти годы появились зрелые сочинения Фейнберга: сонаты соч. 1, 2 (1915), соч. 3 и Фантазия № 1 (1917).

Мировая слава пришла к Фейнбергу в 1920-е. С успехом выступил на фестивале в Венеции (1925), гастролировал в ряде городов Германии (1927), в Вене (1929).

Первый исполнитель многих сочинений С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А. Н. Александрова, А. В. Станчинского, собственных произведений. Особую известность получил как интерпретатор музыки А. Н. Скрябина. Исполнял все сонаты Л. ванн Бетховена, многие сочинения Ф. Шопена, Р. Шумана, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера и других композиторов.

В Московской консерватории: профессор класса специального фортепиано (1922–1962), заведующий кафедрой фортепиано (1936–1962). Создал собственную пианистическую школу. Общее число выпущенных им учеников велико — концертирующие пианисты, профессора, педагоги, концертмейстеры. Среди учеников: В. Мержанов, Н. Емельянова, Л. Зюзин, И. Аптекарев, В. Беляев, В. Натансон, Е. Лифшиц, Л. Рощина, З. Игнатьева, О. Криштальский, Б. Львов, М. Ещенко, Лю Шикунь (Китай), Г. Залинг (Германия), Викт. Бунин, Н. Сачалов, Г. Черкасов и другие. Состоял членом жюри ряда всесоюзных и международных конкурсов пианистов (Вена, 1936; Брюссель, 1937).

В 1930-е часто выступал на заседаниях кафедры специального фортепиано, на собраниях педагогов музыкальных школ с докладами, посвященными проблемам фортепианного исполнительства, педагогики и методики преподавания. Кроме сольных и симфонических концертов Фейнберг постоянно выступал как ансамблист с квартетом Московской консерватории, с Б. О. Сибором, аккомпанировал в своих авторских концертах певицам С. Т. Кубацкой, М. М. Мирзоевой, Ф. С. Петровой, Ф. С. Вахман, давал концерты совместно с А. Б. Гольденвейзером, Г. Р. Гинзбургом, Г. Г. Нейгаузом, М. И. Гринберг, Л. Н. Обориным и другими.

В 1940 Фейнбергу было присвоено звание доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации (протокол № 37 ВАКа от 10.11.1940). В концертный сезон 1940/1941 в шести концертах пианист исполнил все 32 сонаты Бетховена и в 4-х концертах баховский цикл.

В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Тбилиси (1942), затем Ташкент.

В Тбилисской консерватории: профессор кл. фортепиано (1942).

В это время продолжал концертировать (Тбилиси 1942, Ташкент 1943, Москва с ноября 1943). В 1943 в Ташкентской консерватории дал три концерта: 14 января, 3 февраля, 19 апреля.

В Ленинградской консерватории: в период эвакуации в Ташкенте работал профессором фортепианного факультета (1.12.1942–15.6.1943). Освобожден от работы в связи с отъездом в Москву.

Давал тематические концерты из произведений Л. ванн Бетховена: в сезон 1945/1946 исполнил сонаты, в сезон 1946/1947 — 2-й и 3-й концерты для фортепиано с оркестром. В 1948 в связи с Постановлением ЦК КПСС «о формализме в музыке» творчество Фейнберга, наряду с другими выдающимися советскими композиторами, подверглось критике. В 1950-е продолжил заниматься композиторской деятельностью, концертировал, готовил учеников к Первому международному конкурсу имени П. И. Чайковского (1958).

В Государственном музыкально-педагогическом институте (ГМПИ) имени Гнесиных: профессор класса фортепиано (1945–1959). Среди учеников: Л. Уманская, Д. Серов, М. Азизбекова, К. Арзаманова.

В последний раз выступил с концертом в московском Большом концертном зале в 1956. В 1961 Фейнберг записал на пластинки «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха. За месяц до смерти в концертном зале ГМПИ имени Гнесиных состоялась запись сочинений И. С. Баха.

Композиторское творчество Фейнберга обширно: 12 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, соната для скрипки и фортепиано, 2 сюиты для фортепиано, романсы для голоса и фортепиано на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, на югославские народные тексты, вокальные циклы, Колыбельная для фортепиано, цикл прелюдий, фантазия и другие сочинения, а также транскрипции сочинений И. С. Баха, П. И. Чайковского, И. С. Баха – А. Вивальди, А. Бородина и других авторов. Автор двух каденций к Четвертому фортепианному концерту Бетховена, четырех каденций к Фортепианному концерту C-dur В. А. Моцарта.

Фейнбергу удалось создать собственный оригинальный композиторский стиль. Для него характерны тяготение к психологически сложным, иногда трагедийным концепциям, острой ритмике, многозвучной, нередко полифонической фактуре. Свои эстетические и педагогические принципы обобщил в ряде литературных работ, посвященных теории исполнительства и фортепианной педагогики.

Дискография

Перечень грамзаписей исполнения С. Е. Фейнберга // Бунин В. В. Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество. М., 1999. С. 141.

Нотография

Полный список произведений С. Е. Фейнберга // Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. С. 589–595; Бунин В. В. Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество. М., 1999. С. 125–129.

Архивные источники

Личная карточка С. Е. Фейнберга // Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих за 1930–1942. Д. 59. Л. 31.

Е. А. Пархомова, 2018