ЯНСОНС, Марис Арвидович (1943–2019)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

ЯНСОНС, Марис Арвидович (14 января 1943, г. Рига, Латвия – 1 декабря 2019, Санкт-Петербург) — дирижер, педагог. Доцент (1985). Профессор (1992). Сын дирижера А. К. Янсонса.

Заслуженный артист РСФСР (1979). Народный артист РСФСР (1986). Кавалер Звезды Королевского ордена «За заслуги в развитии искусства» (Норвегия, 1989). Удостоен множества международных премий, орденов, званий и других почетных наград Германии, Латвии, Франции, Нидерландов, Австрии, Норвегии, России и других стран. Среди них — Рыцарь ордена Нидерландского льва (2013). Обладатель Почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013) и Золотой медали британского Королевского филармонического общества. Введен в Зал Славы журнала Gramophon (2016). Лауреат Премии Леони Соннинг (2018) и премии Герберта фон Караяна (2019).

Первые уроки игры на скрипке получил в раннем детстве от отца. Учился в Рижской средней школе № 49, а затем в Специальной музыкальной школе имени Э. Дарзиня при Латвийской государственной консерватории.

1956–1962 — обучался в Средней специальной музыкальной школе при Консерватории по классу скрипки у Г. И. Гинзбурга и по классу альта у А. Г. Сосина.

Поступил в Консерваторию на дирижерско-хоровое отделение в класс В. Г. Шипулина (1962–1966). Во время обучения был преподавателем дирижерско-хорового отделения Народной консерватории при Доме культуры имени Первой пятилетки (1963–1967), руководил хоровым коллективом Ленинградского высшего инженерно-морского училища имени адмирала С. О. Макарова (1965–1966).

С четвертого курса совмещал обучение на дирижерско-хоровом и оперно-симфоническом отделениях дирижерского факультета (класс Н. С. Рабиновича), окончив полный курс за три года (1966–1969) как дирижер оперно-симфонического оркестра. Принимал активное участие в деятельности Научного студенческого общества дирижерского факультета Консерватории.

Отличался широкой эрудицией, безупречным музыкальным вкусом, тонким пониманием стилей, свободным владением техникой дирижирования хором и оркестром. Во время обучения выступал со студенческим симфоническим оркестром на городских эстрадах и телевидении, а также руководил оперными спектаклями в Оперной студии Консерватории: был дирижером-постановщиком оперы В. Моцарта «Свадьба Фигаро» (1965) и оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» (1969).

Стажировался в Венской музыкальной Академии у Х. Сваровски и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна (1969–1970). В 1971 году стал победителем международного конкурса дирижеров «Фонд Г. Караяна» в Западном Берлине. 

Был приглашен Е. А. Мравинским в качестве стажера в Академический оркестр Ленинградской государственной филармонии (1971–1973). Дважды становился лауреатом смотра творческой молодежи Ленинграда (в 1974 и 1976). 

С 1973 года являлся дирижером-ассистентом, а с 1975 — вторым дирижером Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра (ЗКР АСО) Ленинградской государственной филармонии (ныне Санкт-Петербургской). Владел огромным репертуаром, в том числе — современными монументальными и камерными формами. 

Ежегодно дирижировал абонементными концертами в Ленинграде и Москве. Выступал с филармоническим оркестром в Москве, Риге Таллинне, Минске и других городах СССР, а также за рубежом — в ГДР, Югославии, Венгрии, США, Канаде, Италии, Японии, Норвегии и других странах. 

Параллельно руководил детским симфоническим оркестром Дворца пионеров имени А. А. Жданова (1967–1977), шефствовал над народным коллективом симфонического оркестра в Выборге (1978–1979).

Получил звание Заслуженного артиста РСФСР (1979). Дирижерскую манеру Янсонса отличали артистизм, темперамент, отсутствие пафоса и внешних эффектов, чувство стиля и формы, чистота штрихов, тонкая градация динамических оттенков.

Был приглашен Музыкальным директором и главным дирижером филармонического оркестра г. Осло (1979–1997, Норвегия). В 1997–2004 — главный дирижер Питтсбургского симфонического оркестра, главный дирижер хора и оркестра Баварского радио (2003), Амстердамского оркестра «Концертгебау» (2004).

Сотрудничал со всеми ведущими оркестрами мира, включая Венский, Берлинский, Нью-Йоркский и Израильский филармонические, Чикагский, Бостонский, Лондонский симфонические, Филадельфийский, Цюрихский Тонхалле-оркестр, Дрезденскую государственную капеллу.

Неоднократно выступал с выдающимися музыкантами: В. Т. Спиваковым, Э. К. Вирсаладзе, В. В. Третьяковым, Н. А. Петровым, И. Стерном, М. Л. Ростроповичем, Д. Норманом, В. Клайберном, Р. Луйу, Йо-Йо Ма, А. Шиффом, Ф. Цуккерманом и другими.

Принимал участие в международных фестивалях в Зальцбурге (1990), Эдинбурге (1988, 1991), Вене («Музик-ферайн» — с 1988 ежегодно), Токио (Сантори холл — 1979, 1984, 1987, 1989), Лондоне (Royal Festival Hall — ежегодно) и других.

В дискографии дирижера — записи произведений Л. Бетховена, Й. Брамса, А. Брукнера, Г. Берлиоза, Б. Бартока, Б. Бриттена, П. Дюка, А. Дворжака, Э. Грига, Й. Гайдна, Г. Хенце, А. Онеггера, Г. Малера, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, М. Равеля, О. Респиги, К. Сен-Санса, Д. Д. Шостаковича, А. Шенберга, Я. Сибелиуса, И. Стравинского, Р. Штрауса, Р. К. Щедрина, П. И. Чайковского, Р. Вагнера, А. Веберна, П. Вайля и других.

С ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии записал все симфонии и концерты С. В. Рахманинова. Запись Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича была удостоена премии Эдисона (Норвегия, 1989).

Записал цикл всех симфоний Чайковского (фирма «Chandos») с Филармоническим оркестром Осло (1992, 2006), а также симфонические произведения Д. Д. Шостаковича («EmiClassics», 10 CD) с Лондонским, Берлинским, Венским филармоническим симфоническим оркестром, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, а также с Филармоническим оркестром Осло (2006).

В Консерватории: преподаватель (1970–1979), старший преподаватель (1979–1980), и. о. доцента (1980–1985), доцент (1985–1992), профессор (1992–2000) кафедры оперно-симфонического дирижирования. Являлся руководителем Студенческого научно-творческого общества (СНТО) дирижерского факультета, проводил открытые уроки для слушателей Факультета повышения квалификации. Являлся членом комиссии государственного экзамена на кафедре оперно-симфонического дирижирования.

Подготовил ряд методических докладов на заседаниях кафедры: «Ретуши в симфониях Бетховена», «Увертюра к опере Бетховена «Фиделио»» и другие.

Осуществил музыкальное руководство несколькими премьерами в Оперном театре Консерватории: поставил балет-пантомиму Д. Мийо «Бык на крыше» (1978), оперу Дж. Пуччини «Богема» (2004), концертное исполнение оперы Ж. Бизе «Кармен» (2008).

Среди учеников его класса — известные дирижеры Е. З. Цирлин, И. Х. Кожухаров (Болгария), П. А. Лилье (Эстония), В. Пяхн (Эстония), Н. Г. Алексеев, А. А. Великанов, В. В. Афанасьев и другие.

На Латвийском телевидении снят документальный фильм «Марис Янсонс» (режиссер Мара Страуме, 1999).

Библиография

Сочинения: Человек он был необыкновенный! // Арвид Янсонс: Воспоминания о музыканте и человеке. СПб, 1994. С. 48–55; Человек большого сердца // Александр Наумович Должанский. Сборник статей к 100-летию со дня рождения. СПб.: Сударыня, 2008. С. 42–43; Мой учитель // Памяти Н. С. Рабиновича: Очерки, воспоминания, документы.Washington, 1996. С. 139–144; Гюляра Садых-заде (интервьюер). Самое трудное — подобрать ансамбль // Невское время. 2010. № 54 (4559), 30 марта. С.10; Виктор Александров (интервьюер), Марис Янсонс. Качество превыше всего // Музыкальная жизнь. 2010. №1(1087), январь. С. 38–40; Умирает не дирижер, а Мими // Маркарян Н. А. Портреты современных дирижеров. М.: Аграф, 2003. С. 227–242.

Литература: Бялик М. Г. Восхождение // Невское время. 2003. 14 января, № 5. С. 2; Мищенко М. П. Гений Янсонса, симфония Янсонса // Musicus. 2009. №3(16). С. 61–63; Гюляра Садых-заде. Когда красота торжествует над чудовищами // Невское время. 2009. № 181 (4449), 6 октября. С. 5; Galonce Pablo. Mariss Janson est un meilleurs chefs actuels dans Chostakovitch. Son integrale des symphonies paraitcemois-ci // Le Monde de la Musiqe. 2006. №312. Р. 50–52.

Дискография

Перечень записей на пластинки, на радио и на телевидении 1992. Архив СПбГК. Дело на утверждение в ученом звании доцента и профессора Янсонса М. А. 1985. Л. 51–53.

Архивные источники

Личное дело студента Янсонса М. А. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1969 год. Д. 317. Л. 150–183; Личное дело Янсонса М. А. Архив СПбГК. Личные дела аспирантов и ассистентов-стажеров. Д. 102. Л. 186–240; Личное дело Янсонса М. А. Архив СПбГК. Дело на присвоение ученого звание доцента в 1985 году (84 л.); Личное дело Янсонса М. А. Архив СПбГК. Дело на присвоение ученого звания профессора в 1992 году (138 л.); Личное дело Янсонса М. А. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 2000 год. Д. 295. Л. 109–152; Рецензии, статьи советской и зарубежной прессы, посвященные Янсонсу М. А. с 1971 по 1981 гг. Л. 60–80.

Н. Б. Селиверстова, 2020