ЧУЛАКИ, Михаил Иванович (6/19 ноября 1908, Симферополь – 29 января 1989, Москва) — композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Лауреат трех Сталинских премий II степени (1947, 1948, 1950). Доцент (1947). Профессор (1962). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). Народный артист РСФСР (1969). Награжден Орденом «Знак почета» (1940) и Орденом Дружбы народов (1976).
Родился в семье судебного пристава и учительницы. Начал заниматься музыкой с 8 лет. Окончил Симферопольскую среднюю школу № 1 (1919–1925). Обучался в Симферопольском музыкальном техникуме по классу фортепиано (1924–1926).
Окончил историко-теоретический факультет Консерватории по классу композиции у В. В. Щербачёва (1926–1931).
В годы студенчества работал в качестве композитора при театре Союза пищевиков (1928–1929). Для клубного театра написал оперу «Бабий бунт», которая выдержала более 300 представлений в рабочих клубах Ленинграда и области.
Начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова (1929–1930), Центральном музыкальном техникуме (1930–1931).
В Консерватории: преподаватель композиции на Рабфаке (1931–1933), преподаватель полифонии на историко-теоретическом факультете (1932–1934); и. о. доцента (1944–1946), и. о. профессора (1946–1947), доцент (1947–1948) каф. композиции и инструментовки.
Чулаки активно занимался творческой деятельностью. Его сочинения исполнялись ведущими музыкальными коллективами Ленинграда. Концерт для большого оркестра (1934) и Симфония № 1 (1935) прозвучали в Ленинградской филармонии под руководством Ф. Штидри. «Русскую сюиту» впервые исполнил оркестр Ленинградского радио под управлением К. И. Элиасберга (1935).
Занимал пост художественного руководителя и и. о. директора Ленинградской филармонии (1937–1938), заместителя председателя Ленинградского отделения Союза композиторов (1941, 1944–1945). Был эвакуирован вместе с Ленинградским государственным академическим Малым театром оперы и балета (МАЛЕГОТ) в г. Чкалов (Оренбург, 1941–1944).
В 1948 году переехал в Москву, где занимал ряд ответственных должностей в Министерстве культуры СССР, Союзе композиторов СССР и Союзе композиторов РСФСР. Был директором и художественным руководителем Большого театра (1955–1970).
В Московской консерватории: работал в 1948–1989 годах, вел кл. сочинения. Среди учеников: В. Беляев, Л. Бобылёв, Т. Васильева, С. Жуков, Ю. Каспаров, Е. Крылатов, А. Немтин, В. Пальчун, Н. Шахматова, а также А. Аббасов (Азербайджан), В. Ахмедов (Туркмения), М. Бегалиев (ныне председатель СК Киргизии), Т. Кажгалиев (Казахстан), Д. Лека (Албания).
Работал во многих жанрах, создав симфонии, сюиты, кантаты, балеты, симфонический цикл «Песни и танцы старой Франции» (1959), оркестровые транскрипции прелюдий и фуг И. С. Баха (1967), «Вариации на тему Паганини» (1967), произведения для ансамбля скрипачей (Концертный вальс, «На русском празднике»), музыку к кинофильмам и другое.
Музыкальные сочинения
опера: «Молодой моряк вселенной» (1977);
для оркестра: 4 симфонии (1929; 1946, М.; 1949, 1959, 1987), оркестровые транскрипции прелюдий и фуг И. С. Баха (1967), «Вариации на тему Паганини» (1967), Концерт для оркестра (1934).
Нотография
Список музыкальных сочинений: Чулаки М. И. // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Стб. 257.
кантата: «На берегах Волхова». Кантата для солистов, чтеца, хора и оркестра (на ст. Вс. Рождественского). Л.; М.: Музгиз, 1947. 67 с.;
для хора: Песня о гвардейском знамени. Для хора с фортепиано (сл. А. Чуркина) // Песни для хора. Л.; М.: Музгиз, 1948. С. 16–20; Ленин с нами. Для хора a capella (на ст. М. Лисянского). М., 1961. 51 с.;
для голоса с фортепиано: Песни для голоса с фортепиано (сл. Е. Рывкиной). М.: Музгиз, 1962. 15 с.; Изобилие. Вокальный цикл для среднего голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1975. 32 с.; вокальный цикл «Годы летят» для голоса и фортепиано (на слова В. М. Грекова. М., 1986) и др.; музыка к кинофильмам и другое.
для оркестра: Симфония № 2. М.; Л.: Музгиз, 1949. 202 с. (партитура); «Песни и танцы старой Франции». Для большого симфонического оркестра. М.: Музыка, 1966. 237 с. (год создания 1959); Чулаки М. – Прокофьев С. Русская увертюра op. 72 для симфонического оркестра в переложении для фортепиано. М.: Музыка, 1976. 24 с.;
для фортепиано: Две танцевальные картины для фортепиано. М.: Музгиз, 1954. 25 с.;
балеты: Юность. Балет в 3 актах, 6 картинах. Либретто Ю. И. Слонимского по мотивам романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Авторское переложение для фортепиано. М.: Советский композитор, 1963. 139 с. (год создания 1949); «Сказка о попе и работнике его Балде». Балет в 3 действиях, 4 картинах. Либретто Ю. И. Слонимского по одноименному произведению А. С. Пушкина. Клавир. М.: Советский композитор, 1978. 125 с. (год создания 1939); Чулаки М. – Прокофьев С. «Иван Грозный». Балет в 2 действиях на музыку С. С. Прокофьева из одноименного кинофильма. Композиция и редакция М. Чулаки. Либретто Ю. Григоровича. М.: Музыка, 1979. 192 с. (год создания 1943); «Мнимый жених». Балет в 3 действиях, 6 картинах. Либретто П. Коломийцева и Б. Фенстера по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ». Клавир. М.: Советский композитор, 1983. 187 с. (год создания 1946);
для скрипичного ансамбля: Концертный вальс, для ансамбля скрипачей. М., 1975; «На русском празднике» // Из репертуара ансамбля скрипачей Большого театра. М., 1988. С. 89–95.
для инструментальных ансамблей: Дивертисмент для скрипки, виолончели и фортепиано. М., 1987.
Фильмография
«Пышка» (1934, режиссер М. Ромм); «Серебристая пыль» (1953, режиссер А. Роом); «Мексиканец» (1955, режиссер В. Каплуновский); «Сердце бьётся вновь» (1956, режиссер А. Ромм); Фильм-спектакль «Пигмалион» (1957, режиссер С. Алексеев); «Дело пестрых» (1958, режиссер Н. Досталь); «Именем революции» (1963, режиссер Г. Габай); Фильм-спектакль «Балерина» (1969, режиссер В. Дербенев); Фильм-спектакль «Мое поколение» (1974, режиссер О. Лебедев); Фильм-балет «Грозный век» (1976, режиссеры В. Дербенев, Ю. Григорович).
Библиография
Cочинения: В новом Китае // Советская музыка. 1953. № 6. С. 95–103; Инструменты симфонического оркестра. М., 1956 (переиздана 1962,1972,1983); Театр и критика // Коммунист. 1957. № 2, февраль. С. 123–128 (совм. с Лемешевым С.); Инструменты симфонического оркестра: Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2004. 222 с.; Размышляя об оперетте… // Театр. 1961. № 11. С. 100–103; Книги А. М. Веприка // Советская музыка. 1962. № 12. С. 134–136; Возрожденная опера. «Катерина Измайлова» на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко // Музыкальная жизнь. 1963. № 5. С. 11–13; Большой театр в Милане // Советская музыка. 1965. № 3. С. 124–126; Большой театр — сегодня // Советская музыка. 1966. № 3. С. 36–39; Самый родной для меня театр // Ленинградский академический малый театр оперы и балета, 1918–1968. Л.: Музыка, 1968. С. 176–178; Говорят соратники по Большому театру — творческие руководители // А. Ш. Мелик-Пашаев. Воспоминания. Статьи. Материалы. М.: Музыка, 1975. С. 83–89; Кто является автором хореографического представления? // Музыка и хореография современного балета. Вып. 2. Л.: Музыка, 1977. С. 32–55; Воспоминания о М. В. Юдиной // М. В. Юдина. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Советский композитор, 1978. С. 144–148; Только о дирижировании. Диалоги о секретах мастерства // Музыкальная жизнь. 1981. № 13. С. 18–19; Список литературных сочинений Чулаки М. И. // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Стб. 257.; О В. Щербачёве и его школе // В. В. Щербачёв. Статьи, материалы, письма. Л.: Советский композитор, 1985. С. 81–93; В. В. Щербачёв и его школа // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2. Л.: Музыка, 1987. С. 121–130; Сегодня расскажу о Шостаковиче // Звезда. 1987. № 7. С. 189–194; Наследник могикан // Ю. С. Шапорин: Статьи. Материалы. Воспоминания. М., 1989. С. 309–316; Живые в памяти моей: Встречи, воспоминания, юморески. М.: Советский композитор, 1990. 142 с.; Я был директором Большого театра // Большой театр. 1991. № 4.
Литература: Азадовский М. К. Сказка Пушкина «О попе и работнике его Балде» // Чулаки М. И. «Сказка о попе и работнике его Балде». Л., 1941. С. 33–61; Гинзбург С. «Мнимый жених». Премьера Ленинградского Малого оперного театра // Труд. 1946. № 101. 27 апреля. С. 4; Ручьевская Е. «Мнимый жених» // Музыкальные кадры. 1946. № 3. 30 марта. С. 4; Богданов-Березовский В. Советский балет и балеты М. Чулаки // Советская музыка. 1947. № 4, июль – август. С. 16–22; Богданов-Березовский В. Героический советский балет («Юность» М. Чулаки в Ленинградском Малом оперном театре) // Советская музыка. 1950. № 6. С. 28–33; Слонимский Ю. «Юность» // Слонимский Ю. Семь балетных историй. Л., 1967. С. 16–55; Эльяш Н. «Сказка о попе и его работнике Балде» // Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. М.: Искусство, 1970. С. 203–209; Голдберг З. М. Чулаки Михаил Иванович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Стб. 257–258; Мануйлов М. Балет перестал быть только зрелищем. К 75-летию М. И. Чулаки // Театральная жизнь. 1983. № 22. С. 30–31; Диденко Т. В гостях у М. И. Чулаки // Советская музыка. 1984. № 8. С. 109–111; Наставник. К 75-летию М. И. Чулаки // Музыкальная жизнь. 1984. № 2. С. 18–19; Ткач Е. Когда театр дарит праздник [Балет «Слуга двух господ М. Чулаки в Сыктывкарском музыкальном театре] // Советский балет. 1984. № 5. С. 22–24; М. И. Чулаки. Некролог // Советская музыка. 1989. № 5. С. 144; Приложение к учебнику М. И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра» / авт. прил. А. Радвилович. Санкт-Петербург: Композитор, 2005. 42, [2] c.; Чулаки М. И. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 601, 602; Санько А. К. М. И. Чулаки — последователь школы В. В. Щербачёва // Музыкальная академия. 2010. № 1. С. 105–107; Балинская О. В. Балет М. И. Чулаки — Б. А. Фенстера «Юность» // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2013. № 2 (30). С. 111–123; Чулаки Михаил Иванович // Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, 2010–2022. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130959.
Архивные источники
Личное дело Чулаки М. И. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1930–1941. Л. 40 об.; Личное дело Чулаки М. И. Архив СПбГК. Личные дела доцентов, преподавателей, рабочих, служащих и студентов за 1924–1951 гг. Д. № 248. Л. 91–106.
Н. Б. Селиверстова, 2016