БЕРШАДСКАЯ, Татьяна Сергеевна (1921–2021)

Кафедра теории музыки
Профессор

БЕРШАДСКАЯ, Татьяна Сергеевна (4 июля 1921, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 8 мая 2021, Санкт-Петербург) — музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1992). Доктор искусствоведения (1986). Профессор (1979). Награждена орденом Дружбы (2004), медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). Член Союза композиторов (1975).

Окончила теоретическое отд. Музыкального училища при Консерватории (1940), теоретико-композиторский факультет Консерватории (кл. Ю. Н. Тюлина, 1947), аспирантуру Консерватории по теории музыки под руководством Х. С. Кушнарёва (1950). В диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни» (1954) впервые в фольклористике поставила вопрос о региональных особенностях русского фольклора.

В Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова: преподаватель теоретических дисциплин (1945–1954), вела специальный и общий курсы гармонии и анализа.

В Консерватории: преподаватель (1953), доцент (1958, утв. в 1961), профессор (1974) каф. теории музыки; декан заочного отд. (1961–1969). Оказывала методическую помощь музыкальным училищам и вузам России. Педагогическая деятельность включает лекционные специальные курсы гармонии, руководство специальными классами и аспирантами.

Защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения (1985) на основании книги: «Лекции по гармонии» (1-е изд. – Л., 1978, 2-е – Л., 1985, 3-е – СПб., 2002). В труде разработан принципиально новый теоретический курс гармонии, дополненный позже пособием «Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в консерватории» (1-е изд. – Л., 1982, 2-е – СПб., 2001). Методологической базой курса является оригинальная новаторская концепция музыкальной системы, с четким разграничением аспектов и уровней, где гармония и мелодия определяются как типы пространственной координации тонов, а лад как система их логической дифференциации, аналогичная грамматическим соподчинениям вербального языка. В развитие идей Тюлина о музыкальной ткани Бершадская предлагает концепцию склада как ее логической системы; вводит понятие конструктивной единицы ткани. В развитие идей Кушнарёва выдвинута теория лада как всеобщей категории музыки; предлагается понятие информативной единицы, на основе которой лады делятся на монодические, гармонические и монодийно-гармонические; разработаны теории: монодических ладов, параллелей в структурах языков вербального и музыкального.

Концепции Бершадской (изложены в трудах «Гармония как элемент музыкальной системы», «Статьи разных лет») нашли признание в России как в научной, так и в педагогической среде. Многочисленны выступления с докладами, сообщениями и лекциями, публикации по материалам исследований. Соавтор коллективных трудов каф. теории музыки Консерватории — «Музыкальная форма» (под общ. ред. Тюлина), «Курс теории музыки» (под общ. ред. А. Л. Островского). Наиболее значительным научным трудом стала монография: «Гармония как элемент музыкальной системы» (1997).

Среди учеников Бершадской немалое число ее последователей — творчески активных научных деятелей, преподавателей музыкальных вузов: Н. А. Бергер (1973), А. В. Гусева (1974), А. В. Денисов (1999), В. Г. Карцовник (1980), Ж. В. Пяртлас, Е. М. Смирнова (1985), Т. Н. Тимонен, Е. В. Титова (1980), П. А. Чернобривец (1988), Т. Ф. Шак и многие друие; а также композиторы: А. С. Белобородов, Ю. А. Фалик, В. И. Цытович; и дирижеры: Ю. И. Симонов, Н. Ярви.

Библиография

Литературные сочинения 1951–1997: См.: Гармония как элемент музыкальной системы. СПб., 1997. С. 185–187, прил.: Список работ, написанных под руководством Бершадской 1959–1997. С. 188–191.

Литературные сочинения с 1997: Гармония как элемент музыкальной системы. СПб., 1997. 192 с.; Сольфеджио. Гармония: требования к вступ. экзаменам в С.-Петерб. конс. Образцы экзаменационных материалов / [общ. ред.: Е. В. Титова, Т. С. Бершадская, Л. М. Маслёнкова]. СПб., 1998. 92 с.; К проблеме общей теории лада // Муз. академия. 1998. № 3–4. Кн. 2. С. 278–280; Еще раз о Рахманинове // «Музыкальное приношение»: к 75-летию Е. А. Ручьевской: сб. ст. СПб., 1998. С. 153–156; Татьяна Ларина и Владимир Ленский глазами Пушкина и Чайковского // Отражения музыкального театра: сб. ст. и материалов к юбилею Л. Г. Данько: в 2 кн. СПб., 2001. С. 36–43; Вклад ученых кафедры теории музыки Ленинградской консерватории в становление отечественной концепции гармонии и лада: теория и практика // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. ст. СПб., 2001. С. 129–132; [О С. Слонимском] // Сергей Слонимский. Фестиваль музыки / сост. Р. Н. Слонимская. СПб., 2002. С. 29–31; Научные установки Ленинградской-Петербургской теоретической школы // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 23; Маленькие шедевры / [ред.-сост. Е. В. Титова]. СПб., 2002. 16 с.; Аккорд в музыке Сергея Рахманинова: (обобщая сказанное) // Грань веков: Рахманинов и его современники: сб. ст. СПб., 2003. С. 69–75; Гармония: Программа для муз. вузов по спец. 051400 «Музыковедение». Образцы заданий для практических работ (в соавт. с Е. В. Титовой). СПб., 2004. 55 с.; Теория музыки: учеб. для муз. уч-щ и ст. кл. спец. муз. школ / общ. ред. Т. С. Бершадской. СПб., 2004. 194 с.; Обработки М. А. Балакирева и звуковысотная система русской песни // М. А. Балакирев. Личность. Традиции. Современники: сб. ст. и материалов / ред.-сост. Т. А. Зайцева. СПб., 2004. С. 96–104; [Из воспоминаний о блокадном Ленинграде] // Ленинградская государственная консерватория в годы Великой Отечественной войны, 1941–1945 / ред.-сост. Е. А. Пономарёва. СПб, 2005. С. 49–52; Об Олеге Павловиче Коловском // Наши учителя: сб. воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории / [ред.-сост. Л. П. Иванова, Е. Л. Александрова]. СПб., 2006. С. 22; Памяти дорогого друга (Б. А. Незванов) // Наши учителя: сб. воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории / [ред.-сост. Л. П. Иванова, Е. Л. Александрова]. СПб., 2006. С. 20–21; Учитель на всю жизнь (Х. С. Кушнарёв) // Наши учителя: сб. воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории / [ред.-сост. Л. П. Иванова, Е. Л. Александрова]. СПб., 2006. С. 4–10; [Воспоминания о Е. М. Орловой] // Елена Михайловна Орлова — известная и неизвестная: [сб. к 100-летию со дня рождения / отв. ред. З. М. Гусейнова; ред.-сост. Л. А. Скафтымова, Г. А. Некрасова, Т. А. Хопрова]. СПб.: СПбГК, 2008. С. 38; Фрагменты из статей учеников А. Г. Шнитке / С. Е. Белкина, Т. С. Бершадская, Ю. А. Фалик, С. М. Слонимский // Musicus. 2008. № 4 (13). С. 56. URL: http://www.conservatory.ru/files/54-56b_musicus_13.pdf; Памяти композиторов блокадного Ленинграда // Консерватория.ру. 2009. № 8. С. 7.

Литература: Бершадская Т. С. // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. [Библиогр. за 1961–1966 гг.]. С. 95; Денисов А. В., Чернобривец П. А. Памяти Татьяны Сергеевны Бершадской // Musicus. 2021. № 3 (67). С. 61–67

Е. В. Титова, А. Н. Цветкова, 2021