БОГАЧЁВА (урожд. Комякова), Ирина Петровна (1939–2019)

Кафедра сольного пения
Заведующий кафедрой

БОГАЧЁВА (урожд. Комякова), Ирина Петровна (2 марта 1939, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 19 сентября 2019, Санкт-Петербург, Новодевичье кладб.) — оперная и концертная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1976). Профессор (1982). Лауреат Гос. премий РСФСР (1973) и СССР (1884). Академик Академии Гуманитарных наук (1999). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2000). Председатель Президиума Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры Российской Федерации. Председатель Координационного Совета творческих союзов Санкт-Петербурга. Награждена орденами Дружба народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2003) и 4-й степени (2009), «Звезда Вернадского» 2-й степени (2001). Муж — С. Л. Гаудасинский. Дочь — Е. С. Гаудасинская.

Занималась вокалом у М. Т. Фитингоф. Окончила Консерваторию по кл. сольного пения у И. П. Тимоновой-Левандо (1958–1965). Лауреат II Всероссийского вокального конкурса имени М. И. Глинки (1962). Лауреат Международного вокального конкурса в Рио-де-Жанейро (1967).

Во время учебы в Консерватории стала стажером оперной труппы Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1963). Дебютировала в партии Полины («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1964). С 1966 — солистка оперной труппы Кировского (с 1992 — Мариинского) театра.

Стажировалась в театре Ла Скала (1968–1969, Милан, кл. Д. Барра). Первой среди стажеров из СССР с большим успехом выступила на сцене Ла Скала (партия Ульрики в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди).

Олицетворяет лучшие традиции петербургской вокальной музыкальной культуры. Выступала на лучших оперных сценах бывшего СССР и мира. Сотрудничала с Э. П. Грикуровым, Р. Б. Баршаем, К. А. Симеоновым, Ю. Х. Темиркановым, Е. В. Колобовым, Г. Н. Рождественским, В. А. Гергиевым, В. А. Чернушенко, Ф. Ш. Мансуровым, А. С. Дмитриевым, Мунг Вунг Чунгом и другими известными дирижерами.

В течение двух десятилетий Богачёва выступала вместе с пианисткой С. Б. Вакман с концертными программами (арии из опер, романсы и песни композиторов разных стран и эпох). Их творческий дуэт был широко известен в России и за рубежом. Последние годы постоянным концертмейстером певицы являлась ее дочь — Е. С. Гаудасинская.

Оперный репертуар певицы включал обширную галерею сценических образов сильных волевых женщин с необычайной судьбой и ярким характером. Это Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Любаша в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Марфа в «Хованщине» М. П. Мусоргского, Амнерис и Азучена в операх Дж. Верди «Аида» и «Трубадур» и др. Одна из любимых партий певицы — Графиня в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

Многие современные композиторы вдохновлялись искусством Богачёвой. Специально для нее композитор И. И. Дзержинский создал образ Аксиньи в опере «Григорий Мелехов» (1967), А. П. Петров — партию Екатерины в опере «Пётр I» (1974). Певица явилась первой исполнительницей вокального цикла Д. Д. Шостаковича «Шесть стихотворений Марины Цветаевой» (1973), а также произведений А. И. Хачатуряна, А. П. Петрова, В. А. Успенского, В. А. Гаврилина, С. М. Слонимского и других.

Снялась в трех музыкальных фильмах режиссера В. Ф. Окунцова — «Поет Ирина Богачёва» (1970), «Голос и орган» (1975), «Жизнь моя — опера» (1979), а также «Кармен — страницы партитуры» (1983, режиссер О. В. Рябоконь) и телевизионных моноспектаклях режиссера И. Е. Таймановой: «Итальянские грезы» (1993), «Любовь и жизнь женщины» (1995), «Русский романс» (2005).

Член жюри многочисленных всероссийских и международных конкурсов. С 2003 года — Президент и председатель жюри Международного музыкального фестиваля-конкурса «Три века классического романса», организатор и председатель жюри международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».

В Консерватории: преподаватель-почасовик (1972/1973), и. о. профессора (1973), профессор (1982), и. о. заведующего каф. сольного пения (2002–2003), заведующая каф. сольного пения (2003–2019).

Воспитанники класса сольного пения Богачёвой — лауреаты престижных вокальных конкурсов. Они выступают на лучших оперных сценах и работают в музыкальных учебных заведениях всего мира, продолжая вокальные традиции своего учителя. Среди них — Ольга Бородина, Юрий Ившин, Елена Витман, Наталья Бирюкова, Наталья Евстафьева, Елена Чеботарёва, Ольга Савова, Юлия Симонова, Мария Литке, Олеся Петрова, Маргарита Грицкова, Борис Пинхасович, Борис Рудак, Анастасия Кикоть и другие.

Библиография

Сочинения: Особая приверженность — искусство Д. Шостаковича // Советская музыка. 1975. № 4. С. 105–106; Впечатления и воспоминания // Ленинградская Консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Изд. 2-е. Л., 1988. С. 221–222; Знать и любить: [проблемы оперного театра] // Музыкальная жизнь. 1988. № 19. С. 5; Итальянские впечатления // Музыка в СССР. 1989. Окт. – дек. С. 14–15; Везла я «зайца» в Рио-де-Жанейро: байки Ирины Богачёвой / беседу вел О. Сердобольский // Санкт-Петербургские ведомости. 1994. 8 апр. С. 7; Царственная Богачева / бесед. Т. Сатыр // Вечерний Петербург. 1994. 18 нояб. С. 11; Трудно выбрать? Это хорошо! / бесед. и коммент. Нора Потапова // Музыкальная жизнь. 2006. № 3. С. 14–16; Я обожаю молодые голоса // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 27 мая. С. 1; Конкурс, где все решено заранее, — не конкурс! // интервьюер Н. Ланцова // Вечерний Петербург. 2006. 21 июня. С. 7; Потеряна связь поколений / интервьюер Л. Клушева // Вечерний Петербург. 2007. 15 февр. С. 10; В театре выживает тот, кто хорошо научен // интервьюер Нора Потапова // Конса.ру. 2008. № 4. С. 4.; За меня некому было вступиться / интервьюер А. Ростовская // Вечерний Петербург. 2009. 2 марта. С. 3; Ирина Богачева / лит. запись В. Ю. Богатырёва. СПб., 2009. 176 с.; Нам нужно как можно быстрее освободиться от проблем! // Консерватория. 2011. 4 нояб. С. 8.

Литература: Богачёва Ирина Петровна // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 499; Савенков А. И музыка, и слово, и движение… // Звезда. 1985. № 12. С. 137–145. (Прим: Творч. портр. Ирины Богачёвой); Смирнова М. В. Ирина Богачёва: творческий портрет. Л., 1985. 32 с.; Ерёмина Н. Искусница оперной сцены // Вечерний Ленинград. 1989. 8 апр. С. 6; Богачёва И. П. // Агин М. С. Вокально-энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1991. С. 123–126; Поплавский Г. Ее величество Певица // Невское время. 1999. 29 мая. С. 4; Бялик М. Г. Любовь чарует мир // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 1 июня. С. 3; Андрей Петров рад за дам // Смена. 2000. 17 окт. С. 2. (Прим.: Солистка Мариинского т-ра И. Богачева и профессор Консерватории, хормейстер Е. Кудрявцева удостоены памятного знака «Золотой Аполлон»); Песня для Петербурга // Невское время. 2003. 16 мая. С. 8; Сметанкина Л. И. Ирина Богачёва // Сметанкина Л. И. Звезды оперы и эстрады. СПб., 2003. С. 39–44; Мастер-класс Ирины Богачёвой // Обертон. 2003. № 4. С. 3; Людько М. Г. III Всероссийский открытый конкурс оперных певцов «Санкт-Петербург», 25 нояб. – 4 дек. 2007 года // Musicus. 2008. № 1. С. 8–10.; Литке М. В классе Ирины Петровны Богачёвой // Вокальная школа Петербургской консерватории: [сб. науч. ст. / ред.-сост. З. М. Гусейнова, Т. В. Лымарева]. СПб., 2008. С. 53–64; Тайманова И. Е. Такая разноликая примадонна // Консерватория.ру. 2009. № 8. С. 3; Памяти И. П. Богачёвой, Е. С. Гаудасинской, С. Л. Гаудасинского // Musicus. 2020. № 3. С. 49–61.

Архивные источники

Личное дело И. П. Богачёвой. Архив СПбГК. Личные дела студентов за 1965. Д. 201. С. 27–56; Личное дело И. П. Богачёвой. Отдел кадров СПбГК.

Н. Б. Селиверстова, 2019