ОСТРОВСКИЙ, Арон Львович (1905–1985)

Музыковедческий факультет
Профессор

ОСТРОВСКИЙ, Арон Львович (20 ноября / 3 декабря 1905, д. Замирье Минской губ. – 1985, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед-теоретик, методист, музыкально-общественный деятель, педагог. Кандидат искусствоведения (1947). Профессор (1977). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944).

В 1916 вместе с семьей переехал в Вологду, где окончил среднюю школу (1921). Учился на отделении живописи в Художественном техникуме (1919–1922). Работал в качестве подмастерья в декоративно-производственной мастерской (1920–1921) и преподавал рисование в Вологодской опытно-показательной школе (1921–1926). В Москве поступил на обучение в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, мастерская К. С. Малевича). Был вынужден вернуться в Вологду из-за отсутствия общежития. Окончил музыкальный техникум по кл. фортепиано (1922–1926). Преподавал теорию музыки, фортепиано, хоровое пение в Школе фабрично-заводского ученичества (Дом рабочего подростка), а также в трудовой школе (1922–1926) и музыкальном техникуме (1925/1926).

Был командирован на учебу в Консерваторию. Окончил музыкально-теоретический и инструкторско-педагогический факультеты по специальности «музыковед, методист и хоровой дирижер» (1926–1931). В студенческие годы активно участвовал в научной и методической работе кафедры. Специализировался на исследованиях новых методов преподавания сольфеджио и участвовал в создании ряда учебных программ и пособий. Занимался вопросами психологии восприятия музыки.

Преподавал музыкально-теоретические предметы и хор в Доме культуры имени А. М. Горького и ДК макаронной фабрики, в ДК 1-й Пятилетки, в опытной школе при Консерватории (1926–1930).

В ленинградском Центральном музыкальном техникуме (1-й гос. музыкальный техникум): преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (1930–1935), завуч (1932–1935).

Вел почасовую педагогическую и лекторскую работу в музыкальной школе Ленинского района (1935–1938). Читал лекции на курсах повышения квалификации музыкальных педагогов (1939/1940 уч. г.), работал в музыкальном отделении методического кабинета (1946–1948).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1934), и. о. доцента (1935), доцент (1940), и. о профессора (1964), профессор (1977–1981) кафедры теории музыки на музыковедческом и композиторском отделениях; зав. кафедры сольфеджио (1934–1981); зам. директора по научной и учебной работе (1939–1945). Был организатором и первым председателем Секции теории музыки и сольфеджио (1934), вокруг которой в разное время объединил лучших педагогов города, направив их усилия на создания коллективных учебников, статей и учебных пособий. (1934–1939).

Совмещал работу в Ленинградской консерватории с преподаванием музыкально-теоретических дисциплин и в Техникуме (Музыкальном училище) при Ленинградской консерватории (1934–1981) и в Музыкальной школе-десятилетке (Средней специальной музыкальной школе) при Ленинградской консерватории (1936–1977). С 1945 — консультант-методист теоретического отдела ССМШ. В документе за 1947 год значится как преподаватель гармонии.

Во время эвакуации в Ташкент вел педагогическую и консультационную работу в Ташкентской консерватории, а также руководил концертной и военно-шефской деятельностью. Был редактором и соавтором научного сборника «Музыка советского Узбекистана», а также брошюры к 80-летию Ленинградской консерватории (1942).

Создал стройную систему методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Автор многочисленных учебных пособий, книг и статей по вопросам музыкального творчества, исполнительства, педагогики. На основании многолетних исследований в области методики воспитания слуха защитил диссертацию «Восприятие музыки и задачи воспитания слуха» (1947).

В своей научно-творческой деятельности поддерживал контакты со многими зарубежными педагогами, профессорами консерваторий, научными сотрудниками исследовательских институтов Болгарии, Венгрии, Польши, Югославии, Германии, Чехословакии.

Библиография

Сочинения: Сольфеджио. Вып. 1. Л., 1937. 183 с. Прим.: в соавт. с Павлюченко С. А., Шокиным В. П., Егоровым А. А.; Сольфеджио. Вып. 2. М., 1940. 112 с. Прим: в соавт. с Соловьёвым С. Н., Шокиным В. П. и др.; Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича / ред. А. Л. Островский. Ташкент, 1942. 22 с.; Сольфеджио. Рига, 1948. 191 с.; Очерки по методике теории музыки и сольфеджио: пособие для педагогов. Л., 1954. 303 с.; Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. Л., 1959. С. 5–16; Взгляды Н. А. Римского-Корсакова на образование музыкантов-исполнителей // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Л., 1959. С. 58–70; Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 2, испр. и доп. М., 1960. 171 с. Прим.: в соавт. с Соловьёвым С. Н., Шокиным В. П. и др.; переизд. 1964, 1967, 1969; Учебник сольфеджио: для муз. училищ и консерваторий. Вып. 1. Л., 1962. 228 с.; Спутник музыканта: популярный энциклопедический словарь-справочник / ред.-сост. А. Л. Островский. М.; Л., 1964. 508 с.; Учебник сольфеджио: для муз. училищ и консерваторий. Вып. 2. Л., 1966. 272 с.; Ценный вклад в советскую музыкальную науку // Х. С. Кушнарёв: статьи, воспоминания, материалы / ред.-сост. Ю. Н. Тюлин; Ленингр. гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. Л.; М., 1967. С. 91–97. Прим.: в соавт. с Тюлиным Ю. Н.; Чистый родник // Х. С. Кушнарёв: статьи, воспоминания, материалы. Л.; М., 1967. С. 53–60; О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики и воспитания слуха. Л., 1967. С. 5–27; Творческая задача исполнителя // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 4. М., 1967. С. 3–21; Актуальные проблемы музыкально-эстетического воспитания // Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969. С. 63–78; Сольфеджио. Вып. 2. Изд. 5, испр. и доп. М., 1973. 179 с. Прим.: в соавт. с Соловьёвым С. Н., Шокиным В. П. и др. ; переизд. в 1974, 1975, 1976; Учебник сольфеджио: для муз. училищ и консерваторий. Вып. 3. Л., 1974. 208 с.; Музыкально воспитание в странах социализма: сб. статей / сост., ред. и вступ. ст. А. Л. Островского. Л., 1975. 247 с.; Учебник сольфеджио: для муз. училищ и консерваторий. Вып. 4. Л., 1978. 192 с.; Курс теории музыки / общ. ред. А. Л. Островского. М., 1978. 152 с.; В годину испытаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. Изд. 2-е, доп. Л, 1988. С. 5–13; Сольфеджио. М., 2002. 178 с. Прим.: в соавт. с Соловьёвым С. Н., Шокиным В. П. и др.; переизд. 2006, 2007, 2008, 2011, 2013; Учебник сольфеджио / Санкт-Петербургская гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова, Каф. теории музыки. Вып. 2. СПб., 2011. 244 с. Прим.; в соавт. с Незвановым Б. А. 

Литература: А. Л. Островский: [некролог] // Советская музыка. 1986. № 6. С. 127; Земцовский И. И. Об А. Л. Островском // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 1. Л., 1987. С. 226–228; Маслёнкова Л. М. А. Л. Островский // Наши Учителя: сб. воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербургской) консерватории. СПб., 2006. С. 15–19; Маслёнкова Л. М. Сольфеджио вчера, сегодня, завтра…: интервью // Musicus. 2011. № 1 (25). С. 41–43. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus25_Maslionkova.pdf; Гусейнова З. М. Они вернулись… [Публикация документа из архива А. Л. Островского] // Musicus. 2015. № 2 (42). С. 3–10. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_42_Gusseinova.pdf.

Архивные источники

Личное дело Л. А. Островского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов 1916–1952. Д. 171. С. 163–245; Личное дело Л. А. Островского. На утверждение в ученом звании профессора от 21.05.1974. Архив СПбГК. Д. 2042. 23 с.; Личное дело А. Л. Островского. Архив ССМШ. Д. 1-о. 5 лл.

Н. Б. Селиверстова, Ю. Орел, 2015