КАЗАЧЕНКО, Георгий Алексеевич (1858–1938)

Кафедра хорового дирижирования
Профессор

КАЗАЧЕНКО (КОЗАЧЕНКО), Георгий (ошибочно Григорий) Алексеевич (21 апреля / 3 мая 1858, Полтава Полтавской губ. Российской империи, ныне Украина – 18 мая 1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, хормейстер, дирижер, педагог. Профессор (1926). Почетный член Петроградского совета детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии (1914). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Заслуженный хормейстер (до 1931). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1891), Св. Анны 3-й степени (1895), Св. Станислава 2-й степени (1900), Св. Анны 2-й степени (1904), Св. Владимира 4-й степени (1910); Серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III» (1896), Знаком отличия «Officier d’Academie» (1899). Пожалован подарком Государя Императора (1914). Награжден Золотым нагрудным знаком ГАТОБ (до 1931).

Обучался в Императорской Придворной певческой капелле (1868–1872). Среди педагогов — И. О. Рыбасов (фортепиано), И. Промбергер (фортепиано), Л. В. Маурер (скрипка), И. К. Гунке (теория музыки). Был уволен из хора «за спадением голоса» для поступления в гражданскую службу с званием губернского регистратора.

В октябре 1874, по желанию директора Капеллы Н. И. Бахметьева, в его квартире была исполнена 4-хголосная фуга сочинения Казаченко (дирижер — автор).

Прошел курс обучения в петербургской III-й классической гимназии (1872–1874).

С 1874 активно занимался преподавательской деятельностью: в Институте слепых Императорского Человеколюбивого общества (1874–1888, педагог по музыкальной грамоте, хоровому пению и истории музыки); Сиротском институте Императора Николая I (ныне — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 1897–1904, учитель хорового пения); Ксениинском институте имени Великой княгини Ксении Александровны (1898–1914, учитель классного хорового пения); Пажеском Его Императорского Величества корпусе (1905–1911, учитель хорового пения, руководитель духового оркестра); Патриотическом институте (1906–1916, преподаватель хорового пения); Императорском Воспитательном Обществе благородных девиц (1911–1916, преподаватель светского хорового пения).

Как дирижер выступал в концертах Императорского Русского музыкального общества (Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Ялта), Хора русской оперы, в Русских симфонических концертах в Париже (1889), общедоступных концертах в цирке Чинизелли, казенных и частных оперных театрах.

В 1883–1908 — второй учитель хора, позже хормейстер Русской оперной труппы.

В Императорской Санкт-Петербургской русской опере (ныне — Мариинский театр): основатель хоровых классов, преподаватель хорового пения, элементарной теории, дирижирования и чтения с листа (1888–1924).

В 1874 принят на обучение в Санкт-Петербургскую консерваторию стипендиатом имени Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича. Среди педагогов по классу композиции — Ю. Иогансен и Н. А. Римский-Корсаков; по классу фортепиано — Р. Аменда, Т. Штейн. По окончании (1883) удостоен диплома на звание свободного художника и награжден Малой серебряной медалью. На выпускном акте консерватории, проходившем в зале Дворянского собрания (ныне — Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича). 23 мая 1883 продирижировал балладой «Русалка» для сопрано соло, смешанного хора и оркестра собственного сочинения.

В Ленинградской консерватории: профессор класса хорового пения (1924–1938), хормейстер в Оперной студии; в 1930-е по заданию учебной части выполнял хоровые переложения народных песен всех народностей, входящих в состав СССР.

Музыкальные сочинения (неизданные):

опера: «Марфа» (текст В. А. Крылова); музыка к спектаклям: «Вадим» М. Ю. Лермонтова, «Княжна Острожская» В. С. Соловьёва; кантаты: кантата для сопрано, хора и оркестра «Русалка», 3 торжественных кантаты; оркестровые сочинения: 2 сюиты (№ 1. Восточная армянская сюита), балетная сюита, фантазия для альта с оркестром; увертюра на оригинальные русские темы; для хора: «Плыви, моя гондола» (для смешанного хора а cappella); «Песня о Стеньке Разине» (для однородного хора а cappella), «Только в сердце» (для женского хора в сопровождении фортепиано); «Джан гюлюм» (для смешанного хора а cappella); «Завет», сл. Маширова-Самобытника (для смешанного хора); «За оборону СССР», сл. Князева (для смешанного хора); «Интернационал» и др.; романсы: на тексты К. Р., А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, А. А. Коринфского, И. С. Никитина, А. М. Федорова); обработки народных песен; сочинения для фортепиано.

Нотография

[Сочинения Г. А. Казаченко] (до 1903 г., по опусам № 1–35) // Музыка и пение. 1903. № 11. С. 2. Прим.: по поводу 20-летнего юбилея Г. А. Казаченко.

Оперы: Князь Серебряный: опера в 5 д. и 9 карт. / текст и муз. Г. А. Казаченко; переложение для фортепиано автора. СПб., ценз. 1891. 322 с.; Пан сотник: комическая опера в 2 д. / текст и музыка Г. А. Казаченко. СПб., ценз. 1904. 90 с.; переложения: Liszt F. Consolation / red. par Kasatchenko. Pour piano à quatre mains. St. Pétersbourg, s. a. 7 p.; Lacrymosa из Requiem Mozart’a / переложение для мужского квартета Г. А. Казаченко. Б. м., б. г.; Бизе Ж. Кармен: опера в 4 д. / издание вновь пересмотр., доп. и испр. по оркестровой партитуре Г. А. Казаченко. СПб., ценз. 1891. 200 с.; Гуно Ш. Фауст: опера в 5 д. / переложения для фортепиано в 2 руки без пения; издание вновь пересмотр., доп. и испр. по оркестровой партитуре Г. А. Казаченко. СПб., б. г. 225 с.; Римский-Корсаков Н. А. Снегурочка: опера в 4 д. с прологом / переложение для фортепиано в 2 руки Г. Казаченко. СПб., б. г. 229 с.; Соловьев Н. Ф. Месть (Корделия): опера в 4 д. / полное переложение для одного фортепиано Г. Казаченко. СПб., б. г. 171 с.; Греческий гимн «Раздавался звон оружья» / переложение Г. А. Казаченко для однородного или смешанного хора, а также для фортепиано в 2 руки. Пг., б. г. 3 с.

Библиография

Сочинения: Князь Серебряный: опера в 5 д. и 9 карт.: сюжет заимствован из повести гр. А. Толстого: [либретто] / текст и музыка Г. А. Казаченко. СПб., 1892. 85 с.; Князь Серебряный: опера в 5 д. и 9 карт.: сюжет заимствован из повести гр. А. Толстого: [либретто] / текст и музыка Г. А. Казаченко. Пг., 1916. 52 с.; Пан сотник: комическая опера в 2 д.: сюжет заимствован из «Кобзаря» соч. Т. Г. Шевченко: [либретто] / текст и музыка Георгия Казаченко. СПб., 1902. 40 с.; Пан сотник: комическая опера в 2 д.: [либретто] / слова и музыка Г. Казаченко. Изд. вновь пересмотр. и доп. Киев, 1916. 8 с.

Литература: [Об издании хоров памяти А. С. Пушкина] // Русская музыкальная газета. 1899. № 21–22. Стб. 611. Прим.: статья подписана псевдонимом «Ф.»; VII симфон[ическое] собрание Р.М.О. // Русская музыкальная газета. 1895. № 4. Стб. 282. Прим.: об исполнении «Армянской сюиты» для оркестра; Разные известия [сообщение о награждении французским знаком отличия] // Русская музыкальная газета. 1899. № 35. Стб. 821; 3 хора Г. Казаченки, Орлова и Лисицына изд. Селиверстова // Русская музыкальная газета. 1900. № 40. Стб. 935. Прим: статья подписана псевдонимом «L.»; Разные известия [анонс о сочинении оперы «Пан Сотник»] // Русская музыкальная газета. 1902. № 11. Стб. 340; Козаченко Г. А.: [35-летие его музыкальной деятельности и 25-летие заведования хором русской оперы] // Ежегодник Императорских театров. 1909. Вып. 6–7. С. 157–158; Бертрам. По поводу постановки «Алеко» и «Пана Сотника» // Русская музыкальная газета. 1914. № 49. Стб. 918–919; Вальтер В. [Краткая биография Г. А. Казаченко] // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 17–18; Юбилей Г. А. Казаченко // Рабочий и театр. 1932. № 18. С. 16; Ямпольский И. М. Казаченко Григорий Алексеевич // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 647.

Иконография

Казаченко, Георгий Алексеевич (1858–1938). Фотопортрет погрудный (3/4 оборота влево, с автографом) 10,7 х 16,3 см. 1883 г. Санкт-Петербург. Фотография Везенберг и К° // НИОР СПбГК. № 164–И; Казаченко, Георгий Алексеевич. Фотопортрет погрудный (анфас). 9 х 14 см. 1936 г. Ленинград // НИОР СПбГК. № 165–И; Казаченко, Георгий Алексеевич. Фотопортрет погрудный (анфас). 11,5 х 17 см. 1938 г. Ленинград // НИОР СПбГК. № 166–И.

Архивные источники

Личное дело Г. А. Казаченко // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов за 1933–1952. Д. 118. Л. 114–117; Об определении Георгия Казаченко учителем хорового пения Санкт-Петербургского Сиротского института Императора Николая I. 1897–1911 // ЦГИА СПб. Ф. 10. Оп. 1. Д. 4992. Л. 1–62 об.; Дело Казаченко Георгия Алексеевича, коллежского советника, Канцелярии Совета Императорского Воспитательного Общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского института. 1911–1916 // ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 17698. Л. 1–11; О службе преподавателя хорового пения в Патриотическом институте Георгия Алексеевича Казаченко. 1906–1916 // ЦГИА СПб. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1374. Л. 1–6; Дело Ксениинского института о преподавателе классного хорового пения хормейстера С.П.Б. Императорской русской оперы Георгия Алексеевича Казаченко. 1898–1914 // ЦГИА СПб. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1011. Л. 1–82.

М. В. Михеева, 2016