ЕГОРОВ, Александр Александрович (19 апреля /1 мая 1887, Санкт-Петербург – 25 мая 1959, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, хормейстер, хоровой дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Профессор (1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Родился в семье артиста Императорской Придворной певческой капеллы. Рос в музыкальной атмосфере. Обучался дома игре на рояле. Участвовал как аккомпаниатор в домашних музыкальных вечерах, на которых собирались артисты и певцы Капеллы. Учился в регентских классах Капеллы. Изучал теоретические предметы под руководством А. К. Лядова, Н. А. Соколова и др., игру на фортепиано под руководством А. Рейхарта и А. И. Полетики. Получил педагогическую практику дирижирования хором и оркестром под руководством Е. С. Азеева и Н. С. Кленовского.
Окончил обучение в 1907. Был приглашен в Капеллу в качестве преподавателя общего курса фортепиано, элементарной теории музыки, сольфеджио и хорового пения (1907–1914). В то же время руководил хоровыми коллективами и преподавал музыкальную грамоту в городских школах Санкт-Петербурга. Сочинял хоры, романсы и мелодекламации на стихи А. В. Кольцова, И. С. Никитина, К. Р. (Вел. кн. Константина Константиновича Романова) и других (1908–1917).
Экстерном окончил Консерваторию по кл. теории композиции у А. К. Лядова (1912, диплом на звание свободного художника). По рекомендации М. Г. Климова был приглашен в Консерваторию в качестве регента консерваторского церковного хора и руководителя хора учащихся (1912–1914). К торжественному концерту в честь 50-летия Консерватории разучил с хором Прелюдию-кантату А. К. Глазунова (1912).
Уехал с семьей в Могилёв (1914). Преподавал пение, музыкальную грамоту и сольфеджио в Могилёвской женской гимназии (1914–1918). Заведовал музыкальной секцией губернского Отдела народного образования в Гомеле (1918). Основал гомельскую Народную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (1919), где был преподавателем элементарной теории музыки, сольфеджио и гармонии. Организовал четыре музыкальные студии в рабочих кварталах Гомеля и преподавал пение в железнодорожных школах (1918–1920).
В 1920 вернулся в Петроград. Заведовал 11-й городской музыкальной школой. Был преподавателем музыкальной грамоты на Военно-музыкантских курсах, а затем — начальником (заведующим) учебной частью этих курсов (1920–1923). Руководил музыкальным кружком Военно-инженерной академии (1920–1924). Преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Императорской Придворной певческой капелле и Хоровом техникуме при ней (1927–1935).
Активно занимался просветительской работой. Читал лекции по музыкально-теоретическим предметам на курсах переподготовки для инструкторов рабочих клубов и на вечерних курсах педагогов хорового пения в школах. Вел группу партитурного чтения для руководителей хоров.
Принимал деятельное участие в развитии музыкальной самодеятельности. Разрабатывал план клубной работы Музыкального отдела Петроградского Губернского политико-просветительского отдела (Губполитпросвет), формировал репертуар для рабочих хоров и оркестров. Руководил заводскими хоровыми кружками (на Балтийском заводе, в клубе «Электрик» и др.). Вместе с И. В. Немцевым участвовал в организации и проведении хоровых олимпиад самодеятельного искусства (1920–1937). Вел методическую работу в Музыкальном отделе Наркомпроса (МузО) Областного профессионального совета (Областной совет профсоюзов, Облпрофсовет) по вопросам работы хоровых кружков в рабочих клубах. В качестве члена Коллегии подотдела Специального музыкального образования разрабатывал методические планы по вопросам музыкального образования, являлся заведующим всеми музыкальными школами первой ступени.
Был активным пропагандистом народного хорового пения и одним из основоположников советской хоровой песни. Создал множество произведений, прочно вошедших в репертуар самодеятельных хоров. Особой популярностью пользовались его хоры «Везде кипит свободный труд» (ст. Н. С. Тихомирова) и «Мы сеем солнце» (ст. П. А. Арского), а также опера-сказка для школьников «Свадьба Солнца и Весны» (1923) и хоровая симфония «Лес» (1925).
Тесно сотрудничал с руководителем хора Капеллы М. Г. Климовым, под управлением которого на сцене Капеллы проходили все премьеры крупных хоровых сочинений Егорова (1920-е гг.).
В обширном композиторском наследии — произведения для симфонического оркестра («Баллада», «Драматическая увертюра», марш, трио, прелюдия), струнного оркестра (сюита, квартет), Скерцино для четырех фаготов, Тема с вариациями для трубы, пьесы для фортепиано, камерная вокальная музыка (в основном в рукописи).
Первенство принадлежит светским и духовным хоровым произведениям. Среди них — поэмы «Россия», «Спартак»; кантаты «Песня о России», «Памяти С. М. Кирова», «Слава тебе, богатырь на Неве» (к 250-летию Ленинграда), хоры а capрella на стихи русских и советских поэтов и хоровые обработки народных русских, украинских, казахских, башкирских, чувашских, таджикских, узбекских, азербайджанских, татарских песен (всего 107). Особой популярностью пользуются объединенные в сюиты обработки «Газиза», «Буран-бай», «Под балалайку».
Важное место принадлежит переложениям для хора a capрella популярных романсов и инструментальных произведений. Среди них «Венгерские танцы» Й. Брамса, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, «Концертный вальс» А. К. Глазунова, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Элегия» Ж. Массне, «Ночной смотр» М. И. Глинки, «Итальянская полька» С. В. Рахманинова, а также произведения Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и других (более 104).
В Консерватории: регент церковного хора и руководитель хора учащихся (1912–1914); преподаватель обязательных теоретических предметов (1920–1923), профессор отдела теории музыки и композиции (1923), доцент (1928–1934), и. о. профессора (с 1934), профессор кафедры массовой музыкальной работы инструкторско-хорового факультета (1935–1938). Вел специальный цикл хоровых дисциплин: «Хоровой класс», «Хоровая литература», «Основы хорового письма», «Дирижировние». Был одним из активных организаторов дирижерско-хорового факультета Консерватории (1938). Профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования (1938–1951), декан дирижерско-хорового факультета (1946–1951).
Член Президиума Научно-теоретического отдела и член Комиссии по разработке вопросов музыкально-теоретической секции отделения теории композиции. Секретарь кафедры массовой работы инструкторского отделения (1925–1927). Председатель местного комитета (1925–1927, 1929–1932), Председатель ревизионной комиссии Консерватории (1927–1932), и. о. секретаря инструкторского факультета (1933–1936), помощник декана инструкторско-педагогического факультета (1936–1938).
Вместе с Консерваторией был в эвакуации в Ташкенте (1941–1943), где создал «Антологический сборник узбекской хоровой литературы и написал статью «Хоровое пение в Узбекистане» (1943).
Класс Егорова окончили многие известные дирижеры и хормейстеры, которые работали в музыкальных вузах, филармониях и театрах по всей территории СССР. Среди них — Т. Т. Алтунян, Б. В. Боголепов, В. В. Гаврилов, Е. Н. Гаркунов, В. А. Глаголев, А. П. Зеленкова, З. Ф. Ишутина, В. И. Князятов, О. П. Коловский, Р. Мизрахи, А. Е. Никлусов, К. А. Ольхов, В. Г. Шипулин и другие.
Среди воспитанников руководимого Егоровым дирижерско-хорового факультета — Н. В. Телатов, Б. И. Загурский, Г. Ф. Фесечко, А. Л. Островский, И. И. Полтавцев, Н. В. Романовский, П. А. Россоловский, П. П. Левандо, А. А. Березин, Е. П. Кудрявцева, А. В. Михайлов, А. И. Крылов и другие.
Среди ценных методических трудов Егорова — «Основы хорового письма» (первое исследование данной темы на русском языке, 1939), «Теория и практика работы с хором» (1951), «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин» (1958). В рукописи остались «Этюды для курса техники дирижирования» (1947). Перевел с французского языка учебник А. Лавиньяка «Теоретический и практический курс музыкального диктанта» (1936).
Библиография
Литература: Киров в музыке // Смена. 1935. № 271 (26 нояб.) С. 4. Прим.: О работе композитора А. А. Егорова над Кантатой, посвященной памяти С. М. Кирова; Новые произведения: беседа с заслуженным деятелем искусств, композитором А. А. Егоровым // Вечерний Ленинград. 1948. № 205 (30 авг.) С. 3. Прим.: Об окончании поэмы А. А. Егорова «Россия» для хора, оркестра, солистов; Михайлов Н. Славный юбилей: характеристика творческой деятельности А. А. Егорова: К 30-летнему юбилею педагогической деятельности в ЛОЛГК на дир.-хор. ф-те // Музыкальные кадры. 1950. № 7 (4 нояб.) С. 3; Шипулин В. Творческий путь А. А. Егорова: [К 70-летию со дня рождения] // Музыкальные кадры. 1957. № 6. С. 2; Михайлов Н. Педагог, композитор, ученый: [К 70-летию со дня рожд. и 50-летию педагогической, творческой и научной деят. А. А. Егорова] // Ленинградская правда. 1957. № 303 (29 дек.) С. 4; Цируль Н. А. А. Егоров: [вступ. ст.] // Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958. С. 3–11; Черницкая С. Рецензия на пособие по хоровому исполнительству // Советская музыка. 1959. № 11. С. 194. Прим.: Рец. на пособ. Егорова А. «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин»; Наш депутат // Музыкальные кадры. 1959. № 2 (3 март.) С. 1. Прим.: Ст. о выдвижении А. А. Егорова в депутаты Октябрьского района Совета от ЛОЛГК; А. А. Егоров: [некролог] // Вечерний Ленинград. 1959. 24 мая. С. 3; А. А. Егоров: [некролог] // Советская культура. 1959. № 66 (28 мая). С. 4; Памяти А. А. Егорова: [некролог] // Музыкальные кадры. 1959. № 7 (30 мая). С. 4; Михайлов Н. Последняя встреча: [памяти профессора А. А. Егорова] // Музыкальные кадры. 1960. № 11 (6 июня). С. 3; Ивакин М. Н. Обработки А. А. Егорова // Ивакин М. Н. Русская хоровая литература. М., 1965. С. 183–188; Егоров Александр Александрович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 368; Егоров Александр Александрович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3 т. Т. 1. М., 1978. С. 228–229; Консерватории достойный свет // Вечерний Ленинград. 1987. № 233 (13 окт.) С. 3. Прим.: ст.о юбилейном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения А. А Егорова; Егоров Александр Александрович // Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 2000. С. 63–64; Михайлов К. Из истории кафедры хорового дирижирования // Малоизвестные страницы истории консерватории: альманах. Вып. 7. СПб., 2006. С. 22–26. Прим.: О деят. А. А. Егорова см. на с. 22–23; Светозарова Е. Д. 1905–1912 // Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 132–145. Прим.: О А. А. Егорове см. на с. 139–142.; Егоров, Александр Александрович // Академик. Большая биографическая энциклопедия. 2000–2013. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/25268/Егоров.
Нотография
«Буран-бай»: сюита на темы башкирских народных песен для смешанного хора. М., 1929. 11 с.; «Газиза»: сюита на темы татарских народных песен для смешанного хора. М., 1929. 21 с.; «Камаринская»: для хора a capрella. М., 1930. 17 с.; Памяти погибших: для смешанного хора / сл. А.И. Маширова-Самобытника. Л., 1932. 4 с.; «Под балалайку»: для смешанного хора a cappella. Л., 1932. 21 с.; Песни Казахстана для женского или смешанного хора. М., 1934. 26 с.; Сюита на темы народных песен для смешанного хора a capрella. М., 1938. 19 с.; Избранные хоры для смешанных голосов a capрella. М., 1940. 71 с.; «Песня о России»: кантата для смешанного хора a capрella. М., 1949. 51 с.; «Россия»: поэма для сопрано, чтеца, хора и оркестра / сл. А. А. Прокофьева. Л., 1955. 56 с.; Хоры без сопровождения. Л., 1957. 26 с.; Сочинения и переложения для хора без сопровождения. Л., 1959. 35 с.; Народные песни для смешанных хоров. Л., 1975. 55 с.; Хоры на слова русских поэтов без сопровождения. Л., 1987. 54 с.
Иконография
Александр Александрович Егоров. Фото // Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 82.
Архивные источники
[Егоров А. А.] Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1914–1951 гг. Д. 26. С. 206–295.
Н. Б. Селиверстова, Л. П. Махова, 2014