МАЛЬКО, Николай Андреевич (1883–1961)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

МАЛЬКО, Николай Андреевич (22 апреля / 4 мая 1883, с. Москалевка Винницкого уезда Подольской губ. Российской империи, ныне Винницкая обл., Украина – 23 июня 1961, Сидней, Австралия) — дирижер, педагог, публицист. Профессор (1926).

Среднее образование получил в Одесской 3-й гимназии (1893–1896) и Одесской 2-й гимназии (1896–1901), которую окончил с золотой медалью. Одновременно посещал Музыкальные курсы К. фон Лаглера, где изучал элементарную теорию и гармонию.

В 1901–1906 — студент исторического отделения историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.

В 1901 подал прошение о зачислении в Санкт-Петербургскую консерваторию в число вольнослушателей по классу игры на фортепиано. С 1904 — студент высшего курса класса специального фортепиано Н. С. Лаврова. В течение 1904/1905 учебного года также числился учеником в классе специальной фуги Н. А. Римского-Корсакова. В 1909 окончил консерваторию по специальности «теория композиции» (класс Н. А. Римского-Корсакова), удостоен звания свободного художника. Во время обучения также прошел курс дирижирования под руководством Н. Н. Черепнина.

С 1906 начал заниматься музыкальной публицистикой и преподавать историю в гимназиях — мужской (1906–1910) и женской (1912/1913 учебный год).

С 1908 выступал как дирижер в летних оркестрах Павловска, Сестрорецка, Харькова, Киева, Одессы и других.

В Императорском Мариинском театре: дирижер (1908–1918), руководитель оперного класса Музыкальной студии (1912–1915), заведующий оркестром и библиотекой (1913–1918).

В 1914–1917 — главный дирижер оркестра Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и приглашенный дирижер оркестра С. А. Кусевицкого.

В Витебской консерватории: директор, профессор (1918–1921).

Заведующий секцией специального музыкального образования и заместитель заведующего музыкальным отделом музыкальной школы в Витебске.

В московском Государственном институте музыкальной драмы (Российский институт театрального искусства): ректор (1921–1922), профессор (1921–1923).

В Московской консерватории: профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования (1922/1923 учебный год).

В Харьковском музыкальном институте: профессор кафедры оркестрового дирижирования (1923/1924 учебный год).

Профессор кафедры дирижерского искусства и оркестрового исполнения в Киевской консерватории (1924/1925 учебный год) и в Музыкальном институте имени Н. В. Лысенко (ныне — Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко, 1924/1925 учебный год).

С 1921 выступал в Петроградской филармонии (в 1926–1929 ее директор). Под его управлением звучали как сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков, так и современников — Н. Я. Мясковского (Симфония № 7 ор. 24), С. С. Прокофьева (Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ор. 16; «Классическая симфония» ор. 25; Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» ор. 33; Увертюра для камерного оркестра ор. 42 — премьера), И. Ф. Стравинского (сюита «Фавн и пастушка» ор. 2; фантазия «Фейерверк» ор. 4; балет «Петрушка»; симфоническая поэма «Песнь соловья» — премьера), Д. Д. Шостаковича (Симфония № 1 ор. 10 — премьера).

В Ленинградской консерватории: профессор дирижерского и оркестрового классов исполнительского факультета (1925–1929); консультант Оперной студии (1926–1927); преподаватель дирижирования на отделении общего музыкального образования инструкторско-педагогического факультета; председатель дирижерского и общественно-политического педагогического отделений (совместно с В. М. Городинским). В Оперной студии осуществил постановку оперы «Кармен» Ж. Бизе; работал с вокалистами над партиями в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). Среди учеников — А. И. Анисимов, Л. М. Гинзбург, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, И. А. Мусин.

В 1928 был в заграничном отпуске (общее руководство работой дирижерского и оркестрового класса взял на себя А. К. Глазунов) в Германии, Австрии, Чехословакии, Латвии и Литве с целью ознакомления с состоянием оркестрового и дирижерского отделов в консерваториях. Во время поездки, по приглашению Советской Художественной выставки, читал доклад в Рабочем доме в Вене «О музыке в России»; дирижировал русской программой в Arbeiter-Konzert и вел переговоры о выступлении за границей М. В. Юдиной, Д. Д. Шостаковича и Г. Н. Попова.

В 1929 получил приглашение выступить с симфоническими концертами в Буэнос-Айресе. Выехав в турне 1-го июля, первоначально числился в отпуске без сохранения содержания, а с 1-го сентября 1930 его класс был передан А. В. Гауку.

С 1929 проживал за границей: в Дании, США, Великобритании, Австралии. В 1959 совершил кругосветное гастрольное путешествие, дав несколько концертов и в СССР. С 1963 в Копенгагене проводится Международный конкурс молодых дирижеров имени Н. А. Малько (Malko Competition for Young Conductors; Copenhagen).

Библиография

Сочинения: The Conductor and his Baton: Fundamentals of the Technic of Conducting. Copenhagen; London, 1950. 281 p.; A certain art. New York, 1966. 235 p.; Ирмониада. (Весенняя симфония). Киев, 1908. 20 с. Примечание: издано под псевдонимом Лями; Проблема дирижирования в наши дни // Жизнь искусства. 1925. № 46. С. 4; 1905-й год в Консерватории // Жизнь искусства. 1925. № 51. С. 4–5; Будущее русского дирижерства // Жизнь искусства. 1926. № 1. С. 13–14; Музыку в массы! // Рабочий и театр. 1927. № 23. С. 7; Новая музыка на концертных эстрадах за пределами Ленинграда и Москвы // Современный театр. 1927. № 17. С. 258; О «дилетантах» и любителях // Музыка и быт. 1927. № 2. С. 1–2; Задача филармонии // Десять лет симфонической музыки, 1917–1927: сб. статей / ред.-колл.: Н. А. Малько, Я. М. Гессен, П. П. Кристи. Л., 1928. С. 5–18; Корсаков или Мусоргский? Еще о «Борисе Годунове» // Рабочий и театр. 1928. № 10. С. 4; Из заграничных впечатлений // Жизнь искусства. 1929. № 15. С. 16; Из заграничных впечатлений (продолжение) // Жизнь искусства. 1929. № 17. С. 17; Путеводители по оперным спектаклям // Жизнь искусства. 1929. № 20. С. 11; Основы техники дирижирования. М.; Л., 1965. 219 с.; Рахманинов-дирижер // Воспоминания о Рахманинове / ред.-сост. З. А. Апетян. Т. 2. М., 1988. С. 227–230.

неопубликовано: Элементы дирижерской техники (1924); Курс тактирования (1925); Исполнение 4, 5, 6 симфоний Чайковского (1926).

Литература: Малков Н. П. Гастроли Малько // Жизнь искусства. 1924. № 46. С. 15–16. Примечание: статья опубликована под псевдонимом Исламей; Музалевский В. Н. Малько // Жизнь искусства. 1925. № 42. С. 14; Стрельников Н. М. Симфонический воскресник // Жизнь искусства. 1925. № 50. С. 14. Примечание: статья опубликована под псевдонимом Es.; Музалевский В. Скрябин в Филармонии // Жизнь искусства. 1926. № 6. С. 14–15; Березовский В. М. Н. Малько // Жизнь искусства. 1926. № 14. С. 18. Примечание: статья опубликована под псевдонимом Бемоль; Малков Н. П. Концертная студия ЛГК // Жизнь искусства. 1926. № 50. С. 14. Примечание: статья опубликована под псевдонимом Исламей; Крюгер А. Н. Н. Малько // Жизнь искусства. 1927. № 8. С. 17. Примечание: статья опубликована под псевдонимом АКР; Валерьянов Б. Н. А. Малько // Рабочий и театр. 1927. № 51. С. 12; Беляев В. Н. А. Малько // Жизнь искусства. 1928. № 8. С. 13; Пауль Писк. Н. А. Малько перед рабочей аудиторией // Жизнь искусства. 1928. № 13. С. 14; Пауль Писк. Письмо из Вены. Русский дирижер и русская музыка // Музыка и революция. 1928. № 3. С. 45. Примечание: о премьере Пятой симфонии Н. Я. Мясковского в Вене под управлением Н. А. Малько; Гринберг М. Симфонические концерты дирижера Н. Малько // Музыка и революция. 1928. № 1. С. 34; Малов В. Встреча с Н. А. Малько // Музыкальные кадры. 1959. № 3 (25 марта). С. 4; Два концерта Н. Малько // Музыкальная жизнь. 1959. № 3. С. 20. Примечание: о выступлении в Большом зале Московской консерватории; Малько Николай Андреевич: воспоминания, статьи, письма / сост. О. Л. Данскер. Л., 1972. 383 с.; Юдин Г. Я. Малько Николай Андреевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 427. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4711/Малько; Тевосян А. Т. Малько Николай Андреевич // Московская консерватория. От истоков до наших дней, 1866–2006: биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 326; Мурсалова А. А. Из истории симфонических оркестров Петербургской консерватории // Musicus. 2013. № 1 (33). С. 3–12. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus33_Mursalova.pdf.

Архивные источники

Дело студента Императорского Санкт-Петербургского университета Н. А. Малько. 1901–1906. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 38931. Л. 1–27 об.; [Малько Николай. 1901–1904]. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 1. Д. 2546. Л. 1–4. Малько Николай Андреевич. 1925–1931. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 2. Д. 1991. Л. 1–54 об.; Списки, анкеты и статистические сведения о проф.-преп. составе консерватории. 1928–1929. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298. Оп. 6. Д. 193. Л. 1–300. Примечание: о Малько см. на с. 32.

М. В. Михеева, 2016