МАСЛОВСКАЯ, Софья Дмитриевна (22/10 июня 1883, с. Подсолнечное Московской губернии — 19 мая 1953, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Красненькое кладбище) — оперная певица (меццо-сопрано), драматическая актриса, режиссер и педагог. Профессор (1926). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Заслуженный деятель искусств УзССР (1943). Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Родилась в дворянской семье профессора истории и пианистки. С пяти лет жила в Санкт-Петербурге. Окончила Василеостровскую женскую гимназию (1902). В период обучения брала уроки игры на фортепиано. Обучалась в Консерватории в кл. сольного пения и в кл. игры на фортепиано (1904). В 1905 была отчислена за участие в студенческом митинге-протесте против событий 9 января («Кровавое воскресенье»).
Была принята в качестве солистки в труппу антрепризы «Русская опера» (1905–1909), где пела меццо-сопрановые партии: Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Полина и Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Няня («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Сузукки («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова) и другие.
Окончила Императорские Драматические курсы при Александринском театре (1909–1912, кл. Ю. Э. Озаровского). Исполняла в спектаклях Александринского театра характерные роли (1912–1916). Гастролировала с театром в Варшаве, Москве, Киеве, Одессе и Харькове. Параллельно преподавала декламацию и хоровое пение в Бесплатной народной школе и работала в качестве режиссера массовых сцен в Театре музыкальной драмы под руководством режиссера И. М. Лапицкого (1912–1919).
Высокие результаты работы Масловской с оперными певцами в Театре музыкальной драмы были отмечены Художественным советом Консерватории во главе с А. К. Глазуновым, Н. А. Ирецкой, А. Н. Есиповой, Л. Ауэром и другими.
В Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории: преподаватель оперного класса (1914), старший преподаватель, профессор 2-й степени (1917), профессор (1926–1929, 1941–1951, утв. в 1946) оперного кл. и кл. оперной режиссуры; декан вокального факультета (1941–1945), заведующая кафедрой оперной подготовки (1945–1948), главный режиссер Оперной студии (?–1948).
Разработала авторский метод воспитания актера музыкального театра, используя свою практику режиссерской работы с певцами-актерами. Рукописи докладов о подготовке кадров для музыкального театра (1940–1950) хранятся в личном деле С. Д. Масловской в ЦГАЛИ.
Среди учеников оперного класса — режиссеры Э. И. Каплан, Н. И. Васильев, В. А. Чарушников; дирижеры С. В. Ельцин, А. В. Гаук, И. А. Мусин; певцы Б. Р. Гмыря, В. А. Давыдова, А. Ю. Модестов, С. П. Преображенская, К. Е. Цветов и другие.
Принимала активное участие в организации Оперной студии Консерватории (1922–1923), где поставила около 200 оперных отрывков и спектаклей. Среди них — «Волшебный стрелок» К. М. Вебера, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Небо и Земля» М. О. Штейнберга, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Мавра» И. Ф. Стравинского.
Считала, что только в Оперной студии молодой артист может приобрести необходимые навыки для самостоятельной работы. «Ни один оперный театр с самым лучшим художественным руководством не сможет заниматься основами сценической и музыкальной подготовки с должной последовательностью. Ни один театр не создаст условий постепенной нагрузки для психофизического аппарата молодого певца-актера» (Чарушников В. Школа оперного мастерства // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Л., 1988. С. 236).
В революционный период (1917–1919) ставила оперные спектакли в Клубе текстильщиков завода имени С. Н. Халтурина, клубе завода «Красный ткач». Силами рабочих поставила оперы «Степан Разин» А. А. Касьянова, «Русалка» А. С. Даргомыжского», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Андре Шенье» Умберто Джордане (с собственными декорациями и костюмами).
В 1918–1921 работала в качестве режиссера-постановщика и сопостановщика в Мариинском театре и Государственном академическом театре комической оперы (Малом петроградском театре). Сотрудничала с такими режиссерами, как В. А. Лосский, В. Э. Мейерхольд, Г. А. Боссэ, В. В. Эренберг. Поставила спектакли «Царь-плотник» А. Лорцинга, «Фенелла» Д. Обера, «Снегурочка» и «Кащей бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова и другие.
Была режиссером-постановщиком массовых сцен в Большом драматическом театре (1920–1925). Сотрудничала с А. Н. Бенуа и А. А. Блоком.
Режиссер-постановщик первого массового народного праздника у Фондовой Биржи «Гимн освобожденного труда» (1920, балетмейстер Ф. В. Лопухов, художники В. А. Щуко и М. В. Добужинский).
Постановщик пяти оперных спектаклей в Рижской национальной опере (1925–1926): «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Слепые глаза» Э. Альбера, «Миньон» А. Тома, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова).
Ставила оперы в Народном доме Николая II в Санкт-Петербурге («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и др.).
Поставила девять опер в Харьковском академическом театре оперы и балета, где была режиссером-постановщиком (1926–1930, 1934–1937), главным режиссером (1938–1941). Среди постановок в Харькове — «Травиата» Дж. Верди, «Броненосец Потемкин» О. С. Чишко, «В бурю» Т. Н. Хренникова, «Князь Игорь» А. П. Бородина и другие.
В Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (1937–1938) поставила оперу «Мазепа» П. И. Чайковского.
В Московской консерватории: профессор кафедры оперной режиссуры (1929–1930).
В Харьковской консерватории: создатель и профессор-руководитель Оперной студии (1937–1941).
Звания «Заслуженной артистки РСФСР» (1934) удостоена за постановки в Свердловском оперном театре имени А. В. Луначарского опер «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Царской невесты» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалки» А. С. Даргомыжского, «Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари и «Хованщины» М. П. Мусоргского (1930–1933).
В период эвакуации (1941–1944) ставила спектакли в Ташкентском русском оперном театре имени Я. М. Свердлова. За постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского и оперетт «Корневильские колокола» Р. Планкетта и «Цыганский барон» И. Штрауса удостоена звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР».
Цитируемая литература
Чарушников В. Школа оперного мастерства // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Кн. 2. Л., 1988. С. 234–241. [о пед. деят. С. Д. Масловской].
Библиография
Сочинения: Воспитание узбекских актерских кадров // Пути развития узбекской музыки: сб. ст. М.; Л., 1946. С. 154–157; Экзамен в Петербургской консерватории // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Кн. 2. Л., 1988. С. 181–184.
Литература: Кремлев Ю. Ленинградская государственная консерватория, 1862–1937. М., 1938. С. 106–107. [Об участии С. Д. Масловской в организации Оперной студии Ленинградской консерватории]; Масловская Софья Дмитриевна: [кр. биогр. справка] // Музыкальный Ленинград. Л., 1958. С. 516.; Левик С. Ю. Записки оперного певца. 2-е изд. М., 1962. С. 592–593. [О деятельности С. Д. Масловской в ТМД]; Масловская Софья Дмитриевна (1883–1953): [кр. биогр. справка] // 100 лет Ленинградской консерватории, 1862–1962: исторический очерк. Л., 1962. С. 255; Гликман И. Высокое служение искусству // Музыкальные кадры. ЛОЛГК. 1963. № 12 (31 авг.). С. 2. [К 10-летию со дня смерти проф. Ленингр. консерватории С. Д. Масловской — педагога и режиссера сов. Муз. театра]; Чарушников В. А. Школа оперного мастерства // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Кн. 2. Л., 1988. С. 234–241. [о пед. деят. С. Д. Масловской].
Архивные источники
Масловская С. Д. Старший преподаватель (профессор 2-й степени оперного кл.). ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 623 (1917); Личное дело Масловской С. Д. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава. 1923–1953. № 62. С. 90–144; Масловская С. Д. ЦГАЛИ. Ф. 489. 33 ед. хр. (1906–1951).
Н. Б. Селиверстова, 2014