ГАУК, Александр Васильевич (3/15 августа 1893, Одесса – 30 марта 1963, Москва) — дирижер, педагог, композитор. Профессор (1948). Заслуженный артист РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Народный артист РСФСР (1954). Награжден двумя медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945, Тбилиси и 1946, Москва).
С 6 лет начал обучаться игре на фортепиано в Одессе. Под руководством О. Бахмана — выпускника Венской консерватории — познакомился с произведениями И. С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки. Окончил Первую одесскую гимназию (1910). Во время обучения в гимназии занимался музыкой с Н. А. Шамье, выпускником Санкт-Петербургской консерватории, знатоком музыки композиторов новой русской школы — П. И. Чайковского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова. Успешно выступал на гимназических вечерах в качестве пианиста.
Уехал в Санкт-Петербург и поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на юридический ф-т (1910). Играл в студенческом оркестре университета на ударных инструментах под руководством Н. А. Сасс-Тисовского (ученика Н. А. Римского-Корсакова), который бесплатно занимался с ним дирижированием и теорией композиции. В этот период много импровизировал, сочинял, инструментовал музыку для театра, делал оркестровые переложения фортепианных пьес. Брал уроки игры на фортепиано у Е. Ф. Дауговет.
В 1911 поступил в Консерваторию на фортепианное и теоретическое отделения; окончил по кл. композиции у В. П. Калафати, Я. Витолса, А. К. Глазунова, а также по кл. дирижирования у Н. Н. Черепнина (1917). По некоторым источникам обучался также по кл. фортепиано у Е. Ф. Дауговет, окончил по кл. фортепиано у Ф. М. Блуменфельда (1916), однако по собственным воспоминаниям перешел с 3-го курса на теоретическое отд., оставив обучение игре на фортепиано. На выпускном экзамене дирижировал оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Среди дирижеров, оказавших в юности серьезное влияние на профессиональное развитие Гаука — А. Никиш, приезжавший в Санкт-Петербург на гастроли.
В студенческие годы сочинил фортепианную сонату (1916), 3 романса на слова Г. Гейне и А. А. Блока (1916), инструментовал оперу М. П. Мусоргского «Женитьба» (1917). К раннему периоду принадлежит попытка написать оперу «Восковая принцесса (1918, не окончена).
Начал работу в Театре музыкальной драмы как концертмейстер (1916/1917), а затем как дирижер (1917–1919). Дебютировал в Театре музыкальной драмы с оперой П. И. Чайковского «Черевички» (1917). Во время Гражданской войны неоднократно выступал в составе артистической бригады перед бойцами Красной Армии.
В 1920–1931 был дирижером петроградского (с 1924 — ленинградского) Государственного академического театр оперы и балета (ГАТОБ). В основном вел балетный репертуар. Сотрудничал с балетмейстером Ф. В. Лопуховым в спектаклях «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского, «Пульчинелла», «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Ф. Стравинского, «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Представил премьеры советских балетов «Красный вихрь» В. М. Дешевова (1924), «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) Д. Д. Шостаковича. Дирижировал балетами: «Времена года» А. К. Глазунова, «Красный мак» Р. М. Глиэра.
Работал в Александринском театре как заведующий музыкальной частью (1922–1925). С 1925 регулярно дирижировал филармоническими симфоническими концертами. Выступал на Свирьстрое, в Павловске и Сестрорецке.
В Ленинградской филармонии: занимал должность гл. дирижера и заместителя директора по художественной части (1930–1934). Активно гастролировал с филармонией по городам СССР, пропагандируя классическую музыку и сочинения советских композиторов.
Начал преподавательскую деятельность в Консерватории с курса развития слуха для дирижеров, а после отъезда Н. А. Малько за границу возглавил дирижерский класс.
В Ленинградской консерватории: преподаватель (1927), и. о. доцента (1929), и. о. профессора (1931–1934, 1946–1948), профессор (утвержден в 1948) кл. дирижирования; заведующий каф. симфонического дирижирования (1947–1948).
«Уволен в связи с запрещением ГУЗа (комм. ред: — Гос. учреждения здравоохранения) совмещать с основной работой» (запись в архивной учетной карточке за 1948 год). Участвовал в праздновании 100-летия старейшей российской консерватории, приехав из Москвы, чтобы исполнить со студенческим оркестром Ленинградской консерватории «Праздничную увертюру» Д. Д. Шостаковича (1962).
Педагогический метод Гаука основывался на воспитании в учениках чувства стиля, вкуса и развитии художественной индивидуальности. На уроках он объединял теорию и практику, по ходу исполнения изучаемого произведения обсуждая с учениками оттенки, темпы, характер, приемы дирижирования, пластику жеста, драматургию кульминаций, эмоциональное наполнение каждого фрагмента музыкальной формы.
Среди знаменитых учеников — дирижеры О. А. Димитриади, Е. А. Мравинский, М. М. Иванов-Сокольский, И. А. Мусин, Н. С. Рабинович, К. А. Симеонов, Э. П. Грикуров. А. Ш. Мелик-Пашаев, И. Э. Шерман, М. Э. Шнейдерман, М. А. Тавризиан и другие.
Был приглашен в Москву в качестве главного дирижера Большого симфонического оркестра (БСО) Всесоюзного радио (1933–1936). Исполнял огромный репертуар, в который входили монументальные произведения И. С. Баха (Месса си минор), Ф. Генделя (оратория «Самсон и Далила»), Г. Берлиоза (Реквием, Траурно-триумфальная симфония, «Гарольд в Италии», «Ромео и Юлия»), симфонические сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. И. Глазунова и др. Регулярно включал в концертные программы сочинения современных композиторов — Г. Малера, Р. Штрауса, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Ю. А. Шапорина. В. И. Мурадели. Тесно сотрудничал с Н. Я. Мясковским, исполнив многие из его симфоний впервые.
Гауку посвящена 17-я симфония Мясковского.
Основатель, гл. дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра (ГСО) СССР (1936–1941).
В Московской консерватории: профессор кл. дирижирования (1939–1941, 1943–1963).
Во время Великой Отечественной войны, в связи с болезнью сердца, был эвакуирован в Тбилиси (Грузия). Вел кл. дирижирования в Тбилисской консерватории (1941–1943). Награжден в Тбилиси медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).
В военный период инструментовал два цикла романсов и фортепианный цикл П. И. Чайковского «Времена года» (1942). Воссоздал по оркестровым голосам забытую Первую симфонию С. В. Рахманинова, исполнив ее в своей редакции (1945).
После войны, вернулся в Москву, где был награжден второй медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Продолжил руководство Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения (1953–1962), оставив обширную разнообразную дискографию, полный список которой опубликован в книге «Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников» (С. 243–250).
Дирижерскую манеру Гаука отличали естественность и сдержанность энергичного жеста, внимание ко всем деталям музыкальной формы, ясность и отчетливость художественных намерений, увлеченность, безупречный вкус и владение разнообразными стилями, умение раскрыть современное содержание в произведениях любой эпохи.
Выступал как музыкальный критик на страницах журналов и газет: «Советская музыка», «Советское искусство», «Советская культура», «Музыкальная жизнь», «Ленинградская правда» и др., где рецензировал заметные события в отечественной музыкально-концертной жизни. Опубликовал несколько изданий своих воспоминаний.
География послевоенных гастрольных поездок Гаука включала Японию и Мексику, Кубу и Венгрию, Чехословакию, Румынию и ГДР. Его выступления сопровождались восторженными рецензиями, авторы которых отмечали филигранную чистоту оркестрового звучания, оригинальность и тонкость дирижерской интерпретации.
Среди композиторских сочинений Гаука — Симфония ми минор (1945), Симфониетта (1945), Увертюра на русские темы (1948), Концерт для арфы (1948), Сюита для струнного квартета (1947), Романсы на слова Ф. И. Тютчева (1946), три романса на стихи А. А. Фета (1946), а также фортепианные произведения — Детская сюита (1946), три прелюдии (1963) и другие.
Музыкальные сочинения
Сочинения А. В. Гаука // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 250–251.
Дискография
Список записей А. В. Гаука на грампластинках, магнитофоне и тонфильме // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 243–250.
Библиография
Литературные сочинения: У пульта — Караян // Советская культура. 1962. № 37. С. 6; Слово о симфоническом оркестре // Советская культура. 1963. № 18. С. 2; Из воспоминаний: к 100-летию со дня рождения Ф. М. Блуменфельда // Советская музыка. 1963. № 4. С. 76–77; О Николае Яковлевиче // Н. Я. Мясковский: собрание материалов: в 2 т. Т. 1. 2-е изд. М., 1964. С. 269–274; Встречи с Глиэром // Рейнгольд Морицевич Глиэр: Статьи. Воспоминания. Материалы: [в 2 т.] Т. 1. Л., 1965. С. 122–126; Из воспоминаний дирижера // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М., 1972. С. 292–333; Петербургские впечатления // Советская музыка. 1974. № 2. С. 79–82; Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. 263 с.; Путевка в жизнь // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. / [под общ. ред. Г. Г. Тигранова]. 2-е изд., доп. Кн. 2. Л., 1988. С. 105–112; Письма от А. Гаука [к Н. С. Рабиновичу] // Памяти Н. С. Рабиновича: Очерки. Воспоминания. Документы / сост. Д. Бухин; ред. Л. Г. Ковнацкая. Washington, DC, USA: H. A. Frager & Co, 1996. С. 186; Совесть нашей музыки: к 125-летию Николая Мясковского // Музыкальная жизнь. 2006. № 4. С. 30–33 (в соавт. с Г. Г. Нейгаузом).
Литература: Андроников И. Памяти А. В. Гаука // Советская музыка. 1963. № 9. С. 73–75; Юдин Г. А. Гаук Александр Васильевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 938. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1929/Гаук; Рунов В. Артист, педагог, композитор // Музыкальная жизнь. 1974. № 20. С. 20; Воспоминания об А. В. Гауке // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 171–217; Трубачев С. О педагогическом мастерстве А. В. Гаука // Труды Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных: сб. трудов. Вып. 24: Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. С. 206–224; Мелик-Пашаев А. Ш. А. В. Гаук // А. Ш. Мелик-Пашаев: воспоминания, статьи, материалы / [сост. Р. В. Глезер, М. С. Шмелькина, А. А. Мелик-Пашаев]. М., 1976. С. 239–241; Гинзбург Л. Александр Васильевич Гаук // Гинзбург Л. Избранное: дирижёры и оркестры: вопросы теории и практики дирижирования. М.: Советский композитор, 1981. С. 65–67; Яковлев М. Артистическая честность: 100 лет со дня рождения А. Гаука // Музыкальная жизнь. 1993. № 15/16. С. 12–13; Зайцев П. Памяти Гаука // Российская газета. 2006. № 265 (24 ноября). С. 7; Гаук Александр Васильевич // Московская консерватория: от истоков до наших дней, 1886–2006: Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 111–112; Гаук Александр Васильевич // Московская консерватория имени П. И. Чайковского. Персоналии. URL: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=130949.
Иконография
Гаук Александр Васильевич (1893–1963). Фото 1930 г. // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 12 вкл.; Гаук А. В. с учениками. Фото 1930 г. Сидят: Я Пазовский, С. Брог, И. Шерман, М. Шнейдерман, А. В. Гаук, А. Мелик-Пашаев, В. Баренблит, М. Иваново-Созальский. Стоят: Э. Грикуров, Е. Мравинский, С. Чарекян, Е. Микеладзе, И. Альтерман, Я. Эльяшкевич, А. Фридлендер, О. Римский-Корсаков, Н. Рабинович // Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников. М., 1975. С. 11 вкл.;
Архивные источники
[Личная карточка А. В. Гаука]. Архив СПбГК. Карточки на увольнение рабочих, служащих и профессорско-преподавательского состава за 1948. Д. 408. С. 21; Личное дело А. В. Гаука Архив СПбГК. Личные дела педагогов, аспирантов и служащих за 1936–1951. Д. 71. С. 99–113; Личное дело А. В. Гаука. Архив СПбГК. Личные дела педагогов, аспирантов и служащих за 1936–1951. Д. 24-а. С. 40–41; Протокол Правления от 5.01.1929 [Гаук А. В.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 497. Л. 95 об. (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); Протокол Правления от 22.02.1929 [Гаук А. В.]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Д. 494. Л. 113. (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Протокол комиссии по переизбранию Гаука А. В.] от 2.05.1929. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 578. Л. 95 об. (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); Протокол Правления от 4.07.1929 [по избранию Гаука А. В. на должность по оркестровому классу]. ГАОРСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1 Д. 494. Л. 164. (по арх. картотеке ИБО НМБ СПбГК); [Дело Гаука А. В., 1910–1918]. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 1. Д. 839.
Н. Б. Селиверстова, 2015