АНДРЕЕВ, Павел Захарович (1874–1950)

Кафедра сольного пения
Профессор

АНДРЕЕВ, Павел Захарович (25 февраля / 9 марта 1874, с. Осьмино Осьминской вол. Гдовского у. Санкт-Петербургской губ. – 15 или 14 сентября 1950 Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Тихвинское кладб. Александро-Невской лавры) — оперный и концертный певец (бас-баритон), педагог. Заслуженный артист Республики (1924 или 1923). Народный артист Республики (1934). Народный артист СССР (1939). Профессор (1926). Награжден Орденом Ленина (1939) и медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Муж Л. А. Андреевой-Дельмас.

В детстве брал частные уроки игры на скрипке, в 17 лет — уроки пения у актрисы Е. Чистяковой. Учился на Музыкальных курсах Е. П. Рапгофа (1892–1893) и в Московском синодальном училище (1895–1896). В Консерватории учился по кл. пения у В. М. Самуся (с 1898), окончил по кл. сольного пения у С. И. Габеля (1903), удостоен диплома на звание свободного художника (1904).

Работал в Малороссийской капелле (Одесса, 1893). Работал в Москве на эстраде как певец-солист любитель (с 1893). Служил рядовым Измайловского гвардейского полка (Санкт-Петербург, 1896–1898). Артист хора и исполнитель сольных партий второго и третьего плана в «Летней опере» М. В. Лентовского (Москва, середина 1890-х). Солист Театра попечительства Общества трезвости на Стеклянном заводе (1902–1903), оперы Народного дома Николая II в Санкт-Петербурге (1903/1904), Лирической оперы (театр Неметти, 1904/1905), оперной труппы Церетелли (1905/1906), оперы Народного дома (1906/1907), Киевского городского театра (1907–1909, или 1906–1908).

В Императорском (Государственном) Мариинском театре (ГАТОБ имени С. М. Кирова): солист, член Художественного совета (1909 или 1908–1947).

Руководитель вокального отдела Василеостровского дома культуры (ДК). В Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества: член Правления и председатель Вокальной секции.

В Консерватории: преподаватель кл. пения (1919–1921), профессор кл. сольного пения (1921–1929, 1934–1941, 1945–1950, утв. в 1926), заведующий вокальной кафедрой (1938–1941, утв. 1940); педагог Рабфака (1934–1935). 

Среди учеников — Н. Н. Бутягин, Н. И. Васильев, И. К. Дорошин, Д. Н. Лебедев, Д. С. Мчедлидзе, Е. Б. Флакс, В. А. Чарушников и другие.

Обладал ровным по звучанию во всех регистрах голосом красивого тембра и широкого диапазона. В оперном репертуаре более 75 партий, среди них лучшие — Алеко («Алеко» С. В. Рахманинова), Борис Годунов, Шакловитый («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Вильгельм Телль («Вильгельм Телль» Д. Россини), Князь Игорь («Князь Игорь» А. П. Бородина), Вольфрам фон Эшенбах, Гунтер, Курвенал, Летучий Голландец («Тангейзер», «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Летучий Голландец» Р. Вагнера), Гонец, Григорий Грязной, Мизгирь («Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Граф Томский, Кочубей («Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Каскар («Заза» Р. Леонкавалло), Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Петр I («Царь-плотник» А. Лортцинга), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе).

Первый исполнитель партий: Китайского императора («Соловей» И. Ф. Стравинского), Тамурафа («Метель» А. И. Танеева), Стахея Андроновича Спирина («Чёрный яр» А. Ф. Пащенко). Наряду с регулярными выступлениями в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ), пел в спектаклях Малого академического ленинградского государственного оперного театра (МАЛЕГОТ) и Оперной студии Консерватории.

Гастроли: 1906 — Тамбов, Пенза, Оренбург, Ташкент, Самарканд, Ашхабад, Мерв, Чарджуй; 1907 — Вятка, Нижний Тагил, Екатеринбург, Тюмень, Самара, Челябинск; 1908 — Севастополь, Симферополь, Феодосия, Евпатория, Ялта. Участвовал в рус. оперных сезонах С. П. Дягилева (Париж, Лондон, 1913 и 1914). Пел в Москве, Одессе, Смоленске, Ростове-на-Дону, Риге, Варшаве, Гельсингфорсе.

Выступал в симфонических и камерных концертах. В репертуаре — сольные партии в «Страстях по Матфею» И. С. Баха (Христос), в «Песне о вещем Олеге» Римского-Корсакова (Олег), в «Весне» и «Колоколах» (1-е исполнение) С. В. Рахманинова, русские народные песни в обработках и гармонизациях М. А. Балакирева, Римского-Корсакова, А. К. Лядова, песни и романсы русских композиторов от Глинки до Рахманинова, песни Шуберта, Шумана, Брамса, Массне и др. Выступал в концертах графа А. Д. Шереметева и Ленинградского радиокомитета (в 1930-е). Андреев исполнял главную роль в балете М. М. Фокина «Стенька Разин» на музыку А. К. Глазунова (1915). Записал на грампластинки свыше 70 произведений (1900, 1901, 1904–1907, 1911, 1930, 1936 или 1937).

Пел под управлением Ф. М. Блуменфельда, А. К. Глазунова, В. А. Дранишникова, А. Коутса, Э. А. Купера, Н. А. Малько, П. Монтё, Э. Ф. Направника, Д. И. Похитонова, С. В. Рахманинова, В. И. Сука, Г. Г. Фительберга, Л. П. Штейнберга, Ф. Штидри, Э. Эспозито.
 
Партнеры: Л. А. Андреева-Дельмас, Л. Н. Балановская, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, М. В. Бочаров, М. И. Бриан, А. В. Висленева, В. П. Дамаев, Н. С. Ермоленко-Южина, И. В. Ершов, П. М. Журавленко, В. М. Калинин, О. А. Кашеварова., М. В. Коваленко, Н. Н. Куклин, Ф. В. Литвин, О. Ф. Мшанская, Е. Ф. Петренко, М. О. Рейзен, О. В. Тарновская, Г. П. Угринович, Ф. И. Шаляпин.

Искусство Андреева высоко ценили А. П. Карпинский, Э. Ф. Направник, И. П. Павлов, Римский-Корсаков.

В течение всего периода Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, участвовал в постановке опер «Евгений Онегин», «Травиата» и «Пиковая дама», входил в состав концертной бригады по обслуживанию защитников Ленинграда, только за 6 месяцев выступлений на фронте приняв участие более чем в 600 концертах.

Библиография

Основные литературные сочинения: Андреев Павел Захарович. Соч. // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008; Вокальное воспитание и принципы вокальной педагогики // Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. М.; Л., 1941. С. 85–91.

Основная литература: Лит. [о П. З. Андрееве, 1934–84] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 25; Лит. [о П. З. Андрееве, 1923–1999] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008; Андреев Павел Захарович // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов.: [в 2 ч. Ч. 1]. М., 1991. С. 25; П. З. Андреев: к 20-летию артистической деятельности // Театр: еженед. академич. театров. 1923. № 12. С. 12; Мартынов Л. Концерт П. З. Андреева // Рабочий и театр. 1925. № 5 (февр.). С. 11; С блокнотом по театрам // Рабочий и театр. 1933. № 17. С. 24; Юбилей П. З. Андреева // Советское искусство. 1939. 11 мая. С. 4; Юбилей народного артиста СССР П. З. Андреева // Ленинградская правда. 1939. 16 мая. С. 4; П. З. Андреев: [некролог] // Ленинградская правда. 1950. 16 сент. С. 4; Памяти П. З. Андреева // Сов. искусство. 1950. 16 сент. С. 4; [О П. З. Андрееве] // Левик С. Ю. Записки оперного певца. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1962. С. 404–406; Репертуар Павла Захаровича Андреева // Лебедев Д. Павел Захарович Андреев: очерк жизни и творческой деятельности / [предисл. и] общ. ред. В. Трайнина. Л., 1971. С. 55; Хентова С. Краса оперной сцены: [рец. на кн.: Лебедев Д. Павел Захарович Андреев: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971] // Ленинградская правда. 1972. 20 янв. С. 3; Варваци Е. Певец Павел Андреев: [рец. на кн.: Лебедев Д. Павел Захарович Андреев: очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971] // Музыкальная жизнь. 1973. № 15. С. 24; Федоров Н. Памяти большого художника // Музыкальные кадры. 1974. 4 апр. С. 1.

Иконография

Андреев, Павел Захарович (1874–1950). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Андреев Павел Захарович выступает перед бойцами. Фото 1941–1945 гг. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; П. З. Андреев — Князь Игорь («Князь Игорь» А. Бородина) // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: слов. Изд. 2-е испр. и доп., электронное. М., 2008. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Отечественные%20певцы/Андреев%20Павел%20Захарович/; П. З. Андреев — Граф Томский («Пиковая дама» П. Чайковского). [Фото] 1912 г. // Там же; П. З. Андреев — Амонасро («Аида» Дж. Верди) // Там же; П. З. Андреев. Портрет работы П. Д. Бучкина. 1935. // Там же.

Архивные источники

Личная карточка П. З. Андреева. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих и служащих, уволенных за 1950. Д. 482. Л. 11–13; Личное дело П. З. Андреева. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1919–1956. Д. 2. Л. 206–265.

М. А. Алейников, 2012