ЦАБЕЛЬ, Альберт (Albert Zabel) (1834–1910)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

Заслуженный профессор (1904)

ЦАБЕЛЬ (Zabel), Альберт (Albert Heinrich, Альберт Генрихович, Эдуард) (22 февраля 1834 или 1833[?], Берлин, Германия – 3/16 февраля 1910, Санкт-Петербург, Смоленское лютеранское[?] кладб.) — арфист, композитор, педагог. Прусский подданный, принял русское подданство в 1891. Заслуженный профессор (1904). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1884), Св. Анны 3-й степени (1892), Св. Анны 2-й степени (1900), шейной золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте. Отец И. А. Цабель-Рашат и певицы Е. А. Самойловой (урожд. Цабель).

Учился в Берлинском королевском музыкальном училище в кл. арфы К. Л. Гримма. С детства начал концертировать. В 1845–1848 выступал с оркестром под управлением Й. Гунгля в городах Германии, России, Великобритании и США. В 1848–1851 — солист оркестра Берлинской королевской оперы. В 1853 гастролировал в Санкт-Петербурге.

С 1855 жил в Санкт-Петербурге, куда прибыл по приглашению дирекции Императорских театров. Был солистом в оркестре Императорской Итальянской оперы в Санкт-Петербурге, Императорской Русской оперы, затем оркестре балета Мариинского театра. В 1876 получил звание солиста Ее Императорского Величества.

Выступал в качестве концертанта-виртуоза в Павловском музыкальном вокзале. Совершал большие концертные поездки по России, гастролировал в ансамбле с виолончелистами А. В. Вержбиловичем (в России и за рубежом в 1884, 1890), А. В. Портеном (Киев, 1868; Воронеж, 1870). Его исполнительское искусство, отличавшееся чарующей певучестью звука и колоссальной техникой, высоко ценили современники — Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи, Н. А. Малько, М. М. Фокин. Концертный репертуар составляли произведения собственного сочинения, зарубежных композиторов-виртуозов, также писавших для арфы, в том числе пьесы Э. Пэриш-Альварса (впервые в России в 1862 исполнил его Концерт для арфы с оркестром под управлением А. Г. Рубинштейна). Цабелю посвящены произведения: Этюд № 6 из сборника «8 больших концертных этюдов» В. Поссе, «Медленный вальс» (ор. 19) Г. Вердаля.

Арфист в свою концертную практику включал совместные выступления с учениками. Знаменательным стал концерт, прошедший в Консерватории в 1875, на котором Цабель выступал в составе ансамбля из 8 арф, исполнившего «Ave Maria» Ш. Обертюра и Марш из концертной увертюры Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь».

За время работы в оркестре Цабель сделал собственные редакции многих соло арфы в репертуарных произведениях театра, в том числе балетах Л. Минкуса, опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», операх Дж. Верди. Осуществил редакцию каденций арфы в балетах П. И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». По просьбе Р. Вагнера (во время его гастролей в России в 1863) Цабель переложил партию арфы в сцене «Заклинания огня» из оперы «Валькирия» для двух арф.

Помимо обработок, каденций и вариаций для арфы в балетах, были созданы еще около 40 произведений, пополнивших виртуозный репертуар для арфы. Наиболее известные его сочинения — Концерт до минор для арфы с оркестром, «Фантазия на темы оперы Ш. Гуно "Фауст"», «Баркаролла», «Легенда», «Маргарита за прялкой», «У фонтана», «Романс без слов», миниатюры «Желание», «Мечты любви», «Романс», «Песня рыбака» и др. Сочинения Цабеля исполнялись арфистами Европы, Америки, стали неотъемлемой частью репертуара арфистов и включаются в список обязательных произведений на международных конкурсах.

В Консерватории: профессор игры на арфе (1862), профессор 1-й степени (1879), заслуженный профессор (1904–?). Вынужден был оставить преподавание из-за частичного паралича.

До 1872 занимался также обучением игре на арфе воспитанников Театральной школы. Создал собственную исполнительскую школу, которую представляли оркестровые музыканты (И. А. Помазанский, К. Т. Фейт, М. Середа), концертирующие солисты (Д. А. Андреев), и педагоги (И. А. Цабель-Рашат, Е. А. Вальтер-Кюне, Н. И. Амосов).

Цабель не владел русским языком и общался с коллегами и учениками по-немецки. Существенный вклад в развитие арфового исполнительства в России внесла его работа, изданная в 1900 на немецком, английском и французском языках — «Большая метода для арфы». Ее основу составили упражнения и этюды Ш. Бокса и Цабеля, снабженные ценными теоретическими комментариями автора. Также исторический и методический интерес представляет его брошюра «Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре» (издана на русском языке в 1899).

За годы преподавания в Консерватории его класс окончили С. К. Фрейман (1883, диплом), Ф. П. Штейнберг (1894, аттестат), Э.-М. А. Рехак (1895, аттестат), К. М. Бочкарёва (1896, аттестат), А. А. Алексеева (1900, диплом), Н. В. Силич (1900, диплом), Л. фон Пирвиц (1901, специальный предмет), А. Алексеева (1903, аттестат), Л. И. Григорьев (1905, диплом).

Нотография

Цабель А., Доницетти Г. Harfensolo aus der Oper Lucia Arr. von A. Zabel. St.-Petersbourg s. a.; Этюд для арфы [фа-минор] // Этюды зарубежных композиторов. Тетр. 2. М., 1965. С. 36–43; Концертный этюд для арфы // Этюды зарубежных композиторов. Тетр. 1. М., 1965. С. 72–76; Концертный этюд для арфы // Этюды зарубежных композиторов. Тетр. 1. М., 1965. С. 3–7; Арпеджио // Этюды для арфы / сост. А. Тугай. СПб., 1999. С. 35–38; Трель // Этюды для арфы. Сост. А. Тугай. СПб., 1999. С. 39; Romance. Op. 6. Bessel StPb. P. 9; Légende. Morceau fantastique pour harpe. Op. 18. Rahter, D. Leipzig. P. 11; Marguerite au rouet pour la harpe. Op. 19 Bessel et C° StPb P. 9; Ballade. Pour Harpe. Op. 20 [Переписанные Л. 1936]. 11 с.; Am Springbrunnen pour la harpe. Op. 23. Bessel et C° StPb P. 13; Chanson de Pêcheur. Barcarolle pour harpe. Op. 24. Bessel StPb P. 5; Marguerite douloureuse au rouet № 2 Pour Harpe. Op. 26 [Переписанные Л. 1936]. 4 с.; Murmure de la Cascade. Esquisse musicale pour harpe. Op. 29. Bessel StPb P. 7; Romance sans paroles pour harpe. Op. 31. Bessel. StPb. P. 9; La Capricieuse. Pour la Harpe. Op. 32. Bessel. StPb. P. 7; Entr’acte du ballet “Rokhsana”. Pour Harpe. Op. 33. Bessel. StPb. P. 9; Tristesse d’amours pour la harpe. Op. 36. Bessel et C° StPb P. 9.

Библиография

Сочинения: Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре. Пер. с нем. К. К. Неймана. СПб. 1899. 26 с.; Grosse Methode fur Harfe. J. H. Zimmermann. SPb/Lpz 1900;

Музыкальные сочинения: Концерт c-moll для арфы с оркестром ор. 35 (посв. К. Т. Фейту); Фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст» op. 12; Свободная обработка соло арфы из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»; Фантастическая элегия ор. 11 (посв. А. Г. Рубинштейну); Le désiré. Melodie. Op. 17; Rêve d’amour Op. 21; Demande et réponse. Romance Op. 30; Дуэты для 2 арф и др.

Литература: Тимошенко М. Альберт Цабель — арфист, композитор, педагог. // Малоизвестные страницы истории Консерватории: Альманах подготовлен студентами I курса ИТФ СПбГК / рук. Э. С. Барутчева; Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Кафедра музыкальной критики. СПб., 2000. Вып. 12. 2012. С. 9–16; Тугай А. Д. Альберт Цабель // Тугай А. Д. Арфа в России. СПб., 2007 С. 77–85; Тугай А. Д. «Школа» Цабеля // Тугай А. Д. Арфа в России. СПб., 2007 С. 86–101; Петровская И. Ф. Цабель Альберт Генрихович [библиогр. список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: Энцикл. словарь-исследование / РИИИ. СПб., 2009-. Т. 11. Кн. 2. 2010. С. 451–452.
 

Е. Ю. Александрова, А. Н. Цветкова, Л. П. Махова, 2012