АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (1884–1949)

Музыковедческий факультет
Профессор

АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (псевдонимы — Абонент; Игорь Глебов; Игорь Гл.; И. Г.; Ф. Новиков; К.; Ъ; B’as) (17/29 июля 1884, Санкт-Петербург, — 27 января 1949, Москва, Новодевичье кладб.) — выдающийся музыкант-ученый, один из основоположников современного российского музыковедения, музыкальный просветитель, музыкально-общественный деятель, композитор, критик, педагог. Профессор (1925). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933). Народный артист РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Академик АН СССР (1943). Народный артист СССР (1946). Лауреат двух Сталинских премий СССР: «За многолетние выдающиеся достижения в области искусства» (1943), за книгу о М. И. Глинке (1948). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1938) и двумя Орденами Ленина (1944, 1945).

Родился в семье мелкого чиновника. С детства проявлял яркую музыкальную одаренность. В 1904–1910 обучался в Консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (теория композиции). Окончил историко-филологический ф-т Императорского Санкт-Петербургского университета (1904–1908).

Мировоззрение формировалось в личном общении с сокурсниками С. С. Прокофьевым и Н. Я. Мясковским, а также Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, В. В. Стасовым, А. М. Горьким, И. Е. Репиным, Ф. И. Шаляпиным и другими выдающимися российскими деятелями культуры начала XX века.

После окончания Консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра (1910–1919). С 1916 — редактор и композитор балетной музыки, с 1919 — член дирекции, главный консультант по репертуару Миxайловского театра (позднее МАЛЕГОТа), а также заведующий Центральной музыкальной библиотекой государственныx музыкальныx театров (1919–1930). Как сотрудник Петроградского музыкального отдела Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения), принял деятельное участие в организации Петроградской филармонии (1921).

В 1919 совместно с С. М. Ляпуновым и С. К. Буличем организовал музыкальное отделение («музыкальный разряд») в петроградском Институте истории искусств (Исаакиевская пл. 5) и возглавил его в 1921, заложив основы музыковедческого образования. Руководил Высшими курсами искусствознания и аспирантурой. В 1920–1930 руководил музыкальным отделением и аспирантурой этого института.

С 1914 начал регулярно публиковаться под псевдонимом Игорь Глебов в таких музыкально-театральных изданиях: «Музыка» (1914–1916), «Музыкальный современник» (1915–1917), «Жизнь искусства» (с 1918), «Культура театра» (1921), «Музыкальная новь» (1923), «Красная газета» (вечерний выпуск, 1924–1929; 1934, 1936), «Музыка и революция» (1926, 1927), «Рабочий и театр» (1932), «Советская музыка» (1934–1949) и других.

1919–1928 — период самой значительной в количественном отношении работы Асафьева как критика-публициста (до 50 публикаций в год). Автор множества музыкально-просветительских работ, в том числе — первого советского музыкального словаря «Путеводитель по концертам» и справочного издания «Словарь наиболее необxодимыx музыкально-теxническиx терминов» (1919), а также популярных очерков о композиторах — А. Н. Скрябине (1921), П. И. Чайковском и Н. А. Римском-Корсакове (1922), Ф. Листе (1922), Ф. Шопене (1923), М. П. Мусоргском (1923) и других.

Активно выступал за единое культурное пространство с Европой и обновление музыкального репертуара в музыкальной жизни Петрограда (Ленинграда). Инициатор концертов-выставок, которые регулярно проxодили как «Вечера современной музыки» (1922–1925). В 1926 явился одним из учредителей Ленинградской ассоциации современной музыки (ЛАСМ), тогда же создал и возглавил Кружок новой музыки (в 1927 они объединились). На собраниях кружка исполнялись сочинения современных ленинградскиx композиторов.

К концу десятилетия Асафьев увлёкся музыкой быта, социокультурной значимостью триады «композитор – исполнитель – слушатель». Разрабатывал основополагающую для музыкознания теорию интонации (книга 1-я «Музыкальная форма как процесс», 1925–1928, изд. 1930); писал статьи о современной зарубежной музыке, вдохновленные личным общением с А. Бергом, П. Xиндемитом, А. Шёнбергом, Д. Мийо, А. Онеггером, Б. Бартоком. Пропагандировал творчество С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Г. Н. Попова, В. В. Щербачёва, Ю. А. Шапорина, Н. А. Рославца и др. Написал первое исследование о И. Ф. Стравинском на русском языке — «Книга о Стравинском» (1929).

В 1920-х Асафьев активно влиял на обновление репертуара оперныx театров Ленинграда: за четыре сезона 1924–1928 гг. поставлено более десяти новыx зарубежныx опер, среди них — «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» А. Берга (3-я премьера в Европе), «Дальний звон» Ф. Шрекера, «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» Э. Кшенека, «Саламанкская пещера» Б. Паумгартнера и другие.

Фундаментальные научные труды, созданные Асафьевым, положили начало советскому музыкознанию. Автор классических работ о М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, П. И. Чайковском, А. К. Глазунове, С. И. Танееве, Н. Я. Мясковском, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Э. Кшенеке, Э. Григе, современной чешской музыке. Среди исследований отечественной музыки — «Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. П. И. Чайковский» (1920), «Русская поэзия в русской музыке» (1921), «Симфонические этюды» (1922), «К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского» (1928), «Музыка и музыкальный быт старой России» (1927), «Русский романс» (1930).

В 1920-х по инициативе Асафьева были изданы сборники статей по вопросам музыкального искусства: «Мелос», «Орфей», «De musica», «Новая музыка», образцы переводной литературы (предисловие Асафьева к книге Э. Курта «Основы линеарного контрапункта»), а также тематические выпуски: «Прошлое русской музыки. Материалы и исследования. П. И. Чайковский» (1920), «Русская поэзия в русской музыке» (1921); «Музыка и музыкальный быт старой России» (1923, издан 1927), «Русский романс» (1930) и др. Издан ряд творческих монографий: Скрябина, Чайковского, Листа, Шопена, Римского-Корсакова, Мусоргского в отдельныx книжкаx 1921–1925 годов, а также исследование «К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского» (1928).

В Консерватории: преподаватель истории и теории музыки (1921), профессор созданного им музыковедческого (первоначально научно-музыкального) отделения (1925–1943). Вел курсы эстетики и истории музыки, народного музыкального творчества, анализа форм, композиции и чтения партитур.

В 1928 по инициативе Асафьева была основана кафедра музыкальной этнографии и сравнительного музыкознания в целях подготовки кадров по специальности «музыкальная этнография».

Вместе с В. В. Щербачёвым, Ю. Н. Тюлиным, Х. С. Кушнарёвым, П. Б. Рязановым принимал участие в кардинальной переработке и унификации учебных планов и программ по основным музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам, что давало возможность студентам получить полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности. Составил проект учебного плана научно-музыкального отделения и изложил основные положения своей теории в статье «Теория музыкально-исторического процесса как основа музыкально-исторического знания» (1925). Активный участник организации Центрального музыкального техникума, где преподавал, как и многие профессора Консерватории (1926–1943).

Оставил обширное композиторское наследие: 28 балетов, наиболее известны — «Ледяная дева» (1922), «Пламя Парижа» (1932), «Баxчисарайский фонтан» (1933), «Утраченные иллюзии» (1935), «Кавказский пленник» (1938), «Красавица Радда» (1938), «Ашик-Кериб» (1940), «Барышня-крестьянка» (1946); 10 опер, в том числе — «Казначейша» (1937), «Минин и Пожарский» (1938), «Гроза» (1940), симфонические, камерные, вокальные произведения, музыка к театральным постановкам, инструментальные произведения.

В 1940-е вернулся к исследовательской деятельности. В блокадном Ленинграде написал около 30 работ. Среди них — «Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация» (1942–1943), «Григ» (1942), «Чешское музыкальное возрождение». В годы войны создавались исследования «Евгений Онегин» (1944), «Н. А. Римский-Корсаков» (1944), «Глинка» (1947) и многие другие. 

Научное наследие Асафьева насчитывает свыше 900 печатных трудов.

С 1943 года Асафьев жил в Москве, где возглавлял Научно-исследовательский кабинет Московской консерватории и сектор музыки в Институте истории искусств АН СССР. Избран академиком Академии наук СССР (1943). Являлся консультантом Большого театра СССР.

В 1948–1949 — первый председатель Союза композиторов СССР.

К 100-летию ученого году учреждена Всесоюзная премия имени Асафьева за лучшую музыковедческую работу (1984).

Нотогрaфия

Нотография / сост. Т. П. Дмитриева-Мей // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5 т. Т. 5. М., 1957. C. 350–380.

Библиография

Сочинения: Избранные статьи о русской музыке: в 2 вып. М., 1952; Избранные труды: в 5 т. М., 1952–1957; Встречи и раздумья: (О русских художниках и музыкантах) // Советская музыка. 1955. № 1. С. 49–58; Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л., 1965. 151 с.; Русская живопись. Мысли и думы. М.; Л., 1966. 244 с.; Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов. М.; Л., 1967. 298с.; На заре критической деятельности: [письма Б. Асафьева Н. Г. Райскому] // Музыкальная жизнь. 1969. № 15. С.16; Симфонические этюды. Л., 1970. 264с.; Музыкальная форма как процесс. Кн. 1–2. Изд. 2-е. Л., 1971. 376 с.; Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / ред. и вступ. ст. Е. М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973. 144с.; О балете: статьи, рецензии, воспоминания. М., 1974. 296 с.; «…Непрестанно учиться и отдавать себя другим…»: [письма к А. П. Ваулину, 1920–1932 гг. / подгот. текста и коммент. Т. Гроссе] // Советская музыка. 1974. № 8. С. 73; Переписка Б. В. Асафьева с П. А. Ламмом // Из прошлого советской музыкальной культуры. М., 1975. С. 104–141; Об опере: избранные статьи. М.; Л., 1976. 336 с.; Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. Изд. 2-е. М., 1978. 200 с.; Из переписки Б. В. Асафьева и Н. Я. Мясковского, [1907–1914 гг. / публ. и примеч. М. Козловой] // Советская музыка. 1979. № 11. С. 118–126; № 12. С. 95–105; Русская музыка XIX – начала XX в. Изд. 2.-е. Л., 1979. 341 с.; Переписка Б. В. Асафьева с М. А. Булгаковым (1936–1938) / публ. и коммент. А. Павлова-Арбенина // Музыка России. Вып.3. М., 1980. С. 262–297; О хоровом искусстве. Л., 1980. 215 с.; О симфонической и камерной музыке: пояснения и прилож. к программам симф. и камер. концертов. Л., 1981. 216 с.; О музыке ХХ века / сост. Т. П. Дмитриева-Мей. Л., 1982. 200 с.; Мысли и думы. Ч. 3: фрагменты [о жизнедеятельности автора в искусстве] / публ., вступ. и примеч. А. В. Павлова-Арбенина // Советская музыка. 1983. № 2. С. 20–30. Прим.: статья подписана псевд. И. Глебов; Музыка моей Родины: записи / публ. и примеч. А. В. Павлова-Арбенина // Советская музыка. 1984. № 4. С. 87–94; № 5. С. 71–82; № 6. С. 62–75; № 7. С. 7–25. Прим.: статья подписана псевд. И. Глебов; «…Чувствую полноту ощущения и рост сознания…»: [из переписки Б. В. Асафьева и Н. Я. Мясковского] // Советская музыка. 1984. № 12. С. 88–94; О народной музыке / [сост., вступ. ст. И. И. Земцовского, А. Б. Кунанбаевой]. Л., 1987. 247 с.; Мысли и думы: [заметки о западноевропейских мастерах / публ. и примеч. А. В. Павлова-Арбенина] // Советская музыка. 1990. № 3. С. 40–46. Прим.: Статья подписана псевд. И. Глебов; Чайковский, рассуждающий со своей собственной рукописью / публ. П. Е. Вайдман] // Советская музыка. 1990. № 6. С. 29–31; «Формалистом себя не считал и не считаю…»: [1929–1931, четыре письма к наркому просвещения А. В. Луначарскому / публ. Н. Антоновой] // Музыкальная жизнь. 2004. № 7. С. 36–38; Симфонические этюды. М., 2008. 307 с.

Литература: Библиография / сост. Т. П. Дмитриева-Мей // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5 т. Т. 5. М., 1957. C. 293–342; Орлова Е. М. Б. В. Асафьев: путь исследователя и публициста. Л., 1964. 462 с.; Лопухов Ф. Две постановки Захарова // Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. М., 1966. С. 280–291. Прим.: О постановке балетов «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Медный всадник» Р. Глиэра по поэмам А. С. Пушкина; Каплан Э. И. «Мои университеты» — Борис Владимирович Асафьев // Каплан Э. И. Жизнь в музыкальном театре. Л., 1969. С. 134–160; Богданов-Березовский В. А. Из воспоминаний о музыкальной жизни революционного Петрограда // Музыкальное наследство. Т. 3. М., 1970. С. 353–390. Прим.: О музыковеде Б. Асафьеве и о его пед. деят. в Петроградской конс. в 1920-е годы на с. 366–371; Пущин Б. Это было героическое время… // Советская музыка. 1972. № 5. С. 50–57. Прим.: О деятельности Б. Асафьева и Н. Стрельникова в 1920-е гг.; Канн-Новикова Е. «Хочется скорее дождаться продолжения» // Музыкальная жизнь. 1973. № 15. С. 21. Прим.: О письме Б. В. Асафьева А. Новикову; Келдыш Ю. В. Асафьев Борис Владимирович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 235–238. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/606/АсафьевСоллертинский И. И. «Бахчисарайский фонтан» // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., 1973. С. 90–96. Прим.: О балете Б. Асафьева в постановке Ленингр. театра оперы и балета, 1934 г.; Соллертинский И. И. «Кавказский пленник» // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., 1973. С. 129–139. Прим.: О постановке балета в МАЛЕГОТе, 1938г.; Соллертинский И. И. «Партизанские дни» // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., 1973. С. 119–125. Прим.: О постановке балета; Воспоминания о Б. В. Асафьеве / [сост. А. Крюков]. Л., 1974. 511 с.; Земцовский И. Значение теории интонации Бориса Асафьева для развития методологии музыкальной фольклористики // Социалистическая музыкальная культура. М., 1974. С. 82–93; Кац Б. Актуальные проблемы // Советская музыка. 1974. № 11. С. 101–104. Прим.: К изучению музыковедческих работ Б. Асафьева; Из переписки Б. В. Асафьева. «…Непрестанно учиться и отдавать себя другим…» / подгот. текста и коммент. Т. Гроссе; послесл. к публ. Д. Дараган // Советская музыка. 1974. № 10. С. 77–95; Орлова Е. М. К истории становления теории музыкальной формы: К 90-летию Б. В. Асафьева // Советская музыка. 1974. № 8. С. 91–94; К истории одной дружбы — «…Среди моей коллекции»: из переписки Б. В. Асафьева [c Г. П. Орловым и И. Я. Рыжкиным] // Советская музыка. 1975. № 10. С. 76–90; Козлова М. Мясковский пишет Асафьеву: [из личного архива Б. В. Асафьева] // Музыкальная жизнь. 1975. № 20. С. 15; Саводник Н. В. Музыкальная жизнь Парижа: (из зарубежной корреспонденции Б. В. Асафьева // Встречи с прошлым. Вып. 2. М., 1976. С. 223–231; Хубов Г. Музыкант, мыслитель, публицист: К 60-летию акад. Б. В. Асафьева // Хубов Г. Музыкальная публицистика разных лет. М., 1976. С. 261–275; Лукьянов В. Учение об интонации Б. В. Асафьева и его разработка в советской теоретической литературе (философско-эстетический аспект) // Музыка в социалистическом обществе. Вып. 3. М., 1977. С. 192–219; Друскин М. С. Учитель // Друскин М. С. Исследования. Воспоминания. Л., 1977. С. 170–224; Асафьев Борис Владимирович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3 т. Т. 1. М., 1978. С. 43–44; Чередниченко Т. Терминологическая система Б. В. Асафьева (на примере исследования «Музыкальная форма как процесс») // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. С. 215–229; Бочарникова Э. «Пламя Парижа» // Бочарникова Э., Иноземцева Г. Тем, кто любит балет. М., 1979. С. 80–82. Прим.: Из истории постановки балета в ГАБТе; Мессерер А. «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена // Мессерер А. Танец, мысль, время. М., 1979. С. 117–145; Шахназарова Н. О трех аспектах реализма: к анализу интонационной теории Б. В. Асафьева // Советская музыка. 1979. № 5. С. 15; Штейнпресс Б. О работе с Асафьевым над биографическим словарем [«Деятели русской музыкальной культуры»] // Советская музыка. 1979. № 10. С. 104–105; Арановский М. Г. Интонация, знак, и «новые методы» // Советская музыка. 1980. № 10. С. 99–109. Прим.: К изучению теории интонации Б. В. Асафьева; Земцовский И. Б. В. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание. Вып. 2. Л., 1980. С. 184–198; Козлова М. Опера «Минин и Пожарский». Музыка Б. В. Асафьева, либретто М. А. Булгакова: К истории создания оперы; Публикация либретто // Музыка России. Вып. 3. М., 1980. С. 212–261; Келдыш Ю. В. Б. В. Асафьев — музыкальный критик // Советская музыка. 1982. № 2. С.14–20; Мазель Л. А. О некоторых сторонах концепции Б. В. Асафьева // Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М., 1982. С. 277–307; Материалы к биографии Б. Асафьева / сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Крюкова. Л., 1982. 264 с.; Орлова Е. М. Научная проблематика ранних работ Асафьева в свете задач современного музыкознания // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982. С. 205–231; Лавровский Л. «Кавказский пленник» // Л. М. Лавровский: Документы, статьи, воспоминания. М., 1983. С. 115–119. Прим.: О либретто и постановке балета Б. Асафьева в МАЛЕГОТе; Назайкинский Е. В. Слух Асафьева // Советская музыка. 1983. № 7. С. 81–89; Соллертинский И. И. «Кавказский пленник» // Л. М. Лавровский: Документы, статьи, воспоминания. М., 1983. С. 165–167. Прим.: О постановке балета в МАЛЕГОТе; Арановский М. Интонация, отношение, процесс: [К 100-летию со дня рождения Б. В. Асафьева] // Советская музыка. 1984. № 12. С. 80–87; Босовская О. Еще один штрих к портрету… Асафьев во МХАТе // Музыкальная жизнь. 1984. № 14. С. 8; Доброхотов Б. Встречи с Асафьевым // Музыкальная жизнь. 1984. № 14. С. 7–8; Земцовский И. И. Коренной вопрос методологии // Советская музыка. 1984. № 4. С. 84–86. Прим.: О трудах Б. В. Асафьева; Земцовский И. И. Этномузыковедческая концепция // Советская музыка. 1984. № 6. С. 82–88; К 100-летию со дня рождения Б. В. Асафьева: [статьи, записи, фрагменты из работы «Мысли и думы» / публ. и примеч. А. Павлова-Арбенина] // Советская музыка. 1984. № 4. С. 87–94; № 5. С. 71–82; № 6. С. 62–75; Кабалевский Д. Б. Мыслитель, творец, педагог: к 100-летию со дня рождения Б. В. Асафьева // Музыка в школе. 1984. № 3. С. 47–55; Крюков А. Н. В университетские годы // Советская музыка. 1984. № 5. С. 83–88; Крюков А. Н. Б. В. Асафьев (1884–1949): популярная монография. Л., 1984. 111 с.; Орлова Е. М., Крюков А. Н. Академик Борис Владимирович Асафьев. Л., 1984. 271 с.; Орлова Е. М. Из наблюдений над фольклором [по работам Б. В. Асафьева] // Советская музыка. 1984. № 6. С. 76–81; Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М., 1984. 302 с.; Отмечая 100-летие со дня рождения Б. В. Асафьева: [статьи; переписка / публ., вступ. ст. и коммент. А. Крюкова] // Советская музыка. 1984. № 7. С. 3–6, 47–67; Отмечая 100-летие со дня рождения Б. В. Асафьева: [статьи; письма / публ., примеч. и вступ. заметка М. Козловой] // Советская музыка. 1984. № 9. С. 48–66; Риттих М. …Живая речь эпохи // Советский балет. 1984. № 4. С. 33–36. Прим.: О сочинениях Б. В. Асафьева для муз.-хореогр. театра; Данько Л. Г. Некоторые аспекты деятельности Б. Асафьева — критика и педагога // Музыкальная критика: Теория, методика: сб. науч. трудов. Л., 1984. С. 57–62; Ручьевская Е. А. Стиль как система отношений: [идея интонационной природы муз. искусства в работах Б. В. Асафьева] // Советская музыка. 1984. № 4. С. 95–98; Тигранов Г. Г. Б. В. Асафьев о музыкальной культуре народов ССCР // Тигранов Г. Г. Музыка в борьбе за гуманизм и прогресс. Л., 1984. С. 143–154; Эльяш Н. Источник живой поэзии: [балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»: публ., докум., воспоминания] // Советский балет. 1984. № 6. С. 40–42; Беляева Г. Премьера пушкинского балета: балет «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева // Советский балет. 1985. № 1. С. 58; Зак В. Броскость лада в песенной интонации: (развивая идеи Б. Асафьева) // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 29–54; Каган М. С. Целостная концепция: [о формировании муз.-эстетического учения Б. В. Асафьева] // Советская музыка. 1985. № 1. С. 71–79; Назайкинский Е. В. Б. В. Асафьев и советское теоретическое музыкознание // Советская музыка. 1985. № 3. С. 88–94; Пасютинская В. М. Балет революции «Пламя Парижа» // Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М., 1985. С. 169–171; Пасютинская В. М. Хореографическая поэма: [о балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан»] // Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М., 1985. С. 165–169; Риттих М. Э. «Работать хотелось, как никогда» [о творчестве Б. В. Асафьева — композитора] // Советский балет. 1985. № 3. С. 57–59; Хентова С. М. Два имени: [о контактах Асафьева и Шостаковича] // Советская музыка. 1985. № 9. С. 75–80; Шахназарова Н. Г. Массовое музыкальное сознание и оценка музыки [в творчестве Б. В. Асафьева] // Советская музыка. 1985. № 3. С. 94–96; Шейн С. Теория симфонизма в толковании Б. В. Асафьева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6. М., 1985. С. 4–28; Нестьев И. В. Б. В. Асафьев // Нестьев И. В. Век нынешний и век минувший. М., 1986. С. 320–330; Блок Л. Д. О «Кавказском пленнике» // Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. М., 1987. С. 496–529. Прим.: О балете Б. Асафьева в постановке Ленинградского Малого театра; Мазель Л. А. Концепция Асафьева и целостный анализ // Советская музыка. 1987. № 3. С. 76–82; Нестьев И. В. Четыре дружбы: Петр Сувчинский и русские музыканты [Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев и И. Стравинский] // Советская музыка. 1987. № 3. С. 83–95; Милка А. П. Б. Асафьев и Б. Яворский // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева: сб. науч. трудов / отв. ред. Н. В. Титова. Л., 1987. С. 21–38; Коловский О. П. Асафьев о подголосочной полифонии в русской музыке // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева: сб. науч. трудов / отв. ред. Н. В. Титова. Л., 1987. С. 44–60; Дегтярёва Н. И. Б. В. Асафьев об австро-немецком симфонизме XIX – нач. XX в.: (к проблеме поэтики жанра симфонии) // Проблемы современного музыкознания в свете идей Б. В. Асафьева: сб. науч. трудов / отв. ред. Н. В. Титова. Л., 1987. С. 119–135; Дмитриев А. Н. Б. В. Асафьев — композитор и ученый — о Лермонтове // Дмитриев А. Н. Исследования. Статьи. Наблюдения: очерки / ред.-сост. Л. Г. Данько. Л., 1988. С. 99–112; Дмитриев А. Н. Ленинград. Консерватория. Театр. Б. В. Асафьев // Дмитриев А. Н. Исследования. Статьи. Наблюдения: очерки. Л., 1988. С. 214–243; Йиранек Я. Интонация как специфическая форма осмысления музыки / [пер. с чешского Ю. Шкарина] // Советская музыка. 1988. № 10. С. 126–130; № 12. С. 102–106. Прим.: Об интонационной теории Б. В. Асафьева в свете современной эстетики и семиотики; Назайкинская О. Е. Асафьевская концепция музыкальной формы как памяти // Теоретические проблемы советской музыки: сб. науч. трудов / ред. М. Е. Тараканов. М., 1988. С. 20–34; Васина-Гроссман В. А. Борис Асафьев: последние годы // Музыкальная жизнь. 1989. № 7. С. 12–13; Гликман И. Гл. 8: Мейерхольд и советские композиторы // Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. М., 1989. С. 309–348. Прим.: Из истории взаимоотношений Вс. Мейерхольда и Б. В. Асафьева см. на с. 338–342; Ливанова Т. Н. Б. В. Асафьев и русская глинкиана // Т. Н. Ливанова. Статьи. Воспоминания. М., 1989. С. 150–180; Баренбойм Л. А. Выдающиеся советские музыканты-просветители: (Б. Яворский и Б. Асафьев) // Баренбойм Л. А. За полвека: очерки, статьи, материалы. Л., 1989. С. 332–349; Вайдман П. Е. «…Запись становится косым дождем, ливнем»: «Клинская тетрадь» Б. В. Асафьева // Советская музыка. 1990. № 6. С. 114–117; Варунц В. П. Комментарий к маргиналиям…Стравинского об Асафьеве // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 183–184. Прим.: О заметках на полях «Книги о Стравинском» Б. Асафьева, сделанных рукой композитора; Розин В. М. Музыка как явление культуры и психический феномен [сравнительный анализ концепций Э. Курта и Б. Асафьева] // Розин В. М. Культурология. М., 2000. С. 298–340; Валевская Е. А. Значение наследия Б. В. Асафьева и Ф. А. Рубцова для деятельности фольклористов Петербургской консерватории // Петербургские страницы русской музыкальной культуры: сб. статей и материалов. СПб., 2001. С. 144–156; Левиновский В. Я. Неизвестный Асафьев: театр, ставший музыкой. 2-е изд. Саратов, 2006. 519 с.; Фирер А. Балет под «Марсельезу»: [постановка балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева] // Музыкальная жизнь. 2008. № 9. С. 24; Консон Г. Р. Трактовка симфонизма Борисом Асафьевым и Иосифом Рыжкиным // Музыковедение. 2009. № 2. С. 2–7; Консон Г. Р. Интонационный анализ Б. Асафьева оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: К 125-летию со дня рождения Б. Асафьева и 130-летию со дня первой постановки оперы «Евгений Онегин» на сцене Московского Малого театра (17 марта 1879 г.) // Музыковедение. 2009. № 7. С. 8–14; Асафьев Борис Владимирович: К 125-летию со дня рождения советского музыковеда и композитора: библиогр. указ. / сост. М. Ю. Шелинговская // Харьковская городская специализированная музыкально-театральная библиотека им. К. С. Станиславского. [–2015]. URL: http://www.mtlib.org.ua/Ukazateli/Asaf.html (дата обращения 2015); Толкачева Е. А. Б. В. Асафьев: «конструируя» советское музыкальное искусство // Музыка и время. 2012. № 5. С. 38–42.

Л. Г. Данько, Г. А. Некрасова, Н. Б. Селиверстова, 2015