Специалитет

Общие требования:
•    музыкальная подготовка
•    документ о среднем общем образовании / документ о среднем профессиональном образовании и о квалификации / документ о высшем образовании и о квалификации
•    минимальный возраст: 18 лет. 

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:
1.    Сольфеджио и гармония (письменно и устно) (очно/дистанционно)
       Музыкальная литература (письменно и устно) (очно/дистанционно)
2.    Русский язык как иностранный (очно/дистанционно)

Форма проведения вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности может быть дистанционной или очной (в зависимости от эпидемиологической ситуации):


СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ (письменно и устно)

Сольфеджио
От поступающего требуется:
1.    Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
2.    Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы группами по 3–4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры – увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано.
3.    Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний;
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52–134. 

Гармония
От поступающего требуется:
1.    Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8–12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие – второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все отступления от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения – 3 часа (180 минут). 
2.    Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. «Лорелея»; П. Чайковский. «Мы сидели с тобой»; С. Рахманинов. «Я жду тебя»; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии». 
3.    Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции. 
4.    Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии. Поступающему могут быть заданы вопросы по курсу элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений.


МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (письменно и устно)
1) Подготовленная заранее работа на свободную тему (жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д); объем не ограничен. Текст (распечатка в компьютерном наборе) представляется в приемную комиссию при подаче документов.
2) Письменный экзамен:
Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы — не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания — 3 часа. 
Примерные темы работ:
• Творчество И. С. Баха и современность.
• Фортепианные циклы Шумана и Листа.
• Историческая тема в операх «кучкистов».
• Образы Родины в творчестве С. В. Рахманинова.
• Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.
3) Устный ответ по музыкальной литературе: ответ по билету (2 вопроса).
От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в указанном объеме (см. Список музыкальной литературы), а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов согласно прилагаемому списку.

 


РУССКИЙ ЯЗЫК
1.    Письменный тест.
2.    Устный тест.
3.    Беседа по одной из разговорных тем.
4.    Чтение текста о жизни и творчестве одного из русских композиторов. Беседа по прочитанному тексту.
Необходимо владение русским языком на среднем уровне.
(Русский язык как иностранный. Первый сертификационный уровень).