Музыковедение

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

1. Сольфеджио и гармония (письменно и устно) (в очном формате).

2. Музыкальная литература (письменно и устно) (в очном формате).

3. Собеседование (в том числе фортепиано) (в очном формате).

 

Форма проведения вступитель­ных испытаний творческой и профессиональной направленности может быть дистанционной или очной (в зависимости от эпи­де­миологической ситуации):

1. Сольфеджио и гармония (письменно и устно):

                                                   Сольфеджио

От поступающего требуется:

1. Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.

2. Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы группами по 3–4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры – увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано.

3. Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент (из музыки ХХ века), запомнив его после двух прослушиваний;
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52–134. 

                                                          Гармония

От поступающего требуется:

1. Письменно: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы. Гармонизовать мелодию (8–12-тактовое построение), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие – второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. Задание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы классического голосоведения. Все отступления от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Срок выполнения – 3 часа (180 минут).

2. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. «Лорелея»; П. Чайковский. «Мы сидели с тобой»; С. Рахманинов. «Я жду тебя»; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии».

3. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.

4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии. Поступающему могут быть заданы вопросы по курсу элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений.

2. Музыкальная литература (письменно и устно):

1. Подготовленная заранее работа на свободную тему (жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д); объем не ограничен. Текст (распечатка в компьютерном наборе) представляется в приемную комиссию при подаче документов.

2. Письменный экзамен:

Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы — не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания — 3 часа.

Примерные темы работ:

• Творчество И. С. Баха и современность.

• Фортепианные циклы Шумана и Листа.

• Историческая тема в операх «кучкистов».

• Образы Родины в творчестве С. В. Рахманинова.

• Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.

3. Устный ответ по музыкальной литературе: ответ по билету (2 вопроса).

От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значитель­ных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в указанном объеме (см. Список музыкальной литературы), а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов согласно прилагаемому списку.

3. Собеседование (в том числе фортепиано):

Собеседование состоит из двух разделов:

1. Вопросы на Собеседовании призваны выявить общегуманитарный и специально-музы­кальный уровень подготовки поступающего, знание важнейших трудов в области музыко­знания (отечественного и зарубежного) и музыкальной критики, представления об отечественной и мировой истории, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знание основных проблемных материалов современной музыкальной периодической печати.

2. Частью собеседования является балл, полученный на вступительном испытании по фортепиано.

                                                     Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).

Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.

Пьеса.