Концертные струнные инструменты/ Оркестровые струнные инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование и чтение с листа.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно).


Исполнение программы

  • Проведение вступительного испытания путем оценки представленных видеоматериалов выступлений, сделанных не ранее января 2020 года, в соответствии с предложенной ниже программой. Технические требования: запись должна представлять собой один видеофайл. Ракурс записи соответствует положению инструменталиста на концертной площадке. Исполнение программы целиком одним дублем не обязательно. Допускается объединение в единый файл видеозаписей исполнения отдельных произведений. Исполнение без аккомпанемента допустимо.

    Репертуарные требования:

    Скрипка:

    - каприс или этюд по выбору поступающего;

    - исполнение двух (или более) разнохарактерных частей одной из сонат или партит И.С.Баха для скрипки соло;

    - исполнение первой или второй и третьей частей концерта (примерный репертуарный диапазон — Моцарт, Мендельсон, Вьетан, Венявский, Кабалевский, Хачатурян).

    Альт:

    - каприс или этюд по выбору поступающего;

    - исполнение двух (или более) разнохарактерных частей одной из сюит для виолончели соло И.С.Баха (в переложении для альта), М.Регера, сонат для альта соло П.Хиндемита;

    - исполнение первой или второй и третьей частей концерта (примерный репертуарный диапазон — Казадезюс (приписываемый И.Х.Баху), Хоффмайстер, Стамиц, переложение виолончельных концертов Гайдна, Уолтон, Барток).

    Виолончель:

    - исполнение двух (или более) разнохарактерных частей одной из сюит И.С.Баха для виолончели соло;

    - исполнение первой или второй и третьей части концерта (примерный репертуарный диапазон — Гайдн, Сен-Санс, Лало, Давыдов, Шостакович, Дворжак);

    - этюд по выбору поступающего.

    Контрабас:

    - исполнение двух разнохарактерных частей сонаты композитора XVIII века (примерный репертуарный диапазон — Марчелло, Ариости, Экклз, Гальярд);

    - исполнение первой части концерта композитора XVIII-XX веков (примерный репертуарный диапазон — Шпергер, Пихль, Кусевицкий, Ванхаль);

    - два этюда на различные виды техники (Симандл, Грабье  — из второй тетради этюдов).

    Арфа:

    - один этюд по выбору поступающего;

    - исполнение одной части концерта/сонаты/сюиты композитора XVIII века;

    - исполнение одной части концерта/сонаты/сюиты композитора XIX-XX веков;

    - произведение малой формы любого стиля.



Собеседование и чтение с листа

  • Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
  • Проведение вступительного испытания в формате видеоконференции. На собеседовании могут проверяться навыки поступающих по чтению с листа произведений, необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами.

    Уровень сложности предлагаемых к чтению с листа произведений:

    Скрипка, Альт: этюды Мазаса, Данкля, Крейцера

    Виолончель: фрагменты из симфоний Бетховена, Гайдна, Мендельсона, Чайковского;

    Контрабас: этюды Шторха, Грабье, фрагменты из симфоний Бетховена, Гайдна, Мендельсона, Чайковского;

    Арфа: этюды Бокса, сонаты Кордона, фрагменты из произведений Чайковского.

    Также экзаменационная комиссия оставляет за собой право потребовать фрагментарное исполнение вступительной программы в процессе видеоконференции.




Сольфеджио и гармония (письменно)

Сольфеджио

Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз. Срок выполнения – 45 минут.


Гармония

Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).

Образцы письменных заданий по сольфеджио и гармонии.