Вступительные испытания:
- Творческое испытание (очно).
- Собеседование (очно).
- Профессиональное испытание (очно).
СКРИПКА
1. Исполнение сольной программы: скрипка
Поступающий должен исполнить:
- Каприс или этюд по выбору поступающего.
- Две части из сонаты или партиты И.С. Баха для скрипки соло (одну - медленную, другую - быструю).
- I или II и III части концерта следующих авторов: Ф.Мендельсон, Г. Венявский (№2), Г. Конюс, Д. Кабалевский, В.А.Моцарт, А. Вьетан, А.Хачатурян и др.
- Пьесу по выбору поступающего.
- Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.
2. Коллоквиум: скрипка.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Г. Ф. Гендель. Сонаты
- Ж.Ф. Мазас. Этюды
- Ш. Данкля. Этюды
- В.А. Моцарт. Дивертисмента для струнного квартета
АЛЬТ
1. Исполнение сольной программы: альт
Поступающий должен исполнить:
- Каприс или этюд по выбору поступающего. Например: этюд Б. Кампаньоли, Й. Палашко (соч. 55), М. Тэриана.
- Две части из полифонического произведения (одну - медленную, другую - быструю) по выбору поступающего.
- I или II и III части концерта либо сонаты. Например: концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, сонаты И. Брамса, А. Онеггера.
- Произведение малой формы отечественного либо зарубежного композитора – И. Хандошкина, М. Глинки, Р. Шумана, Д. Мийо, С. Слонимского, Вл. Цытовича и т.д.
- Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.
2. Коллоквиум: альт.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Р. Крейцер – этюды – (переложение для альта)
- П. Нардини – соната f–moll (II, III ч.)
- П. Чайковский – 6 симфония
- В.А. Моцарт – дивертисменты для камерного оркестра
ВИОЛОНЧЕЛЬ
1. Исполнение сольной программы: виолончель
Поступающий должен исполнить:
- Этюд по выбору поступающего.
- Прелюдия или две танцевальные части из сюит для виолончели соло И.С. Баха.
- Произведение крупной формы.
- Пьесу по выбору поступающего.
- Кроме того, поступающий должен играть гаммы с двойными нотами и арпеджио по выбору комиссии.
2. Коллоквиум: виолончель.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Фр. Доцауэр – этюды (I тетрадь)
- К. Поппер – этюды (I тетрадь)
КОНТРАБАС
1. Исполнение сольной программы: контрабас
Поступающий должен исполнить:
- Два этюда на различные виды техники. Например: этюды из сборников Ф. Зимандля (9 этюдов), Й. Грабе (2-я тетрадь).
- Две разнохарактерные части из старинной сюиты (А. Ариости, И.Э. Гальяр, А. Марчелло, Г.Ф. Гендель).
- Одну часть концерта (В. Пихль, Г.К. Гайзель, С. Кусевицкий и др.).
- Кроме того, поступающий должен играть двух- и трехоктавные гаммы, трезвучия и квартсекстаккорды.
2. Коллоквиум: контрабас.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- П. Чайковский – симфонии № 4,6
- Я. Граббе – этюды
- Й.Э. Шторх – этюды
АРФА
1. Исполнение сольной программы: арфа
Поступающий должен исполнить:
- Один этюд. Например: этюды из сборников Ш. О. де Берио (концертный этюд), В. Поссе, М. Турнье.
- Одну пьесу отечественного или зарубежного композитора.
- Одну пьесу в классическом стиле.
- Одну часть концерта или произведение виртуозного характера.
Обязательное произведение: А. Глазунов. Соло из балета "Раймонда".
2. Коллоквиум: арфа.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- П. Чайковский – Каденции
- Н. Бокса – Сборник этюдов
- Ж.Б. Кордон – Сонаты
Скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа
3. Музыкально-теоретическая подготовка: струнные инструменты.
Сольфеджио (письменно и устно)
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано. - Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».
Гармония (письменно и устно)
- Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие;
- разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.