XVI Всероссийский конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей)

С 01.11.25 по 30.04.26

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова объявляет о проведении с 01.11.2025 по 30.04.2026 XVI Всероссийского конкурса имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей). К участию в Конкурсе приглашаются студенты II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных (в том числе музыкально-педагогических) училищ, колледжей, учащиеся 9–11-х классов музыкальных школ.
Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) — выдающегося отечественного ученого, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Санкт-Петербургской консерватории, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, создателя и главы Санкт-Петербургской аналитической школы.
Цель Конкурса — развитие творческой и исследовательской инициативы, привлечение внимания молодых музыковедов и исполнителей к проблемам музыкального анализа, научному наследию Е. А. Ручьевской, литературе в области аналитического музыкознания.

Сроки и порядок проведения конкурса
Конкурс проходит в два тура: первый, отборочный тур проходит в заочной форме на основании письменных текстов конкурсных работ; второй, заключительный тур проводится в форме устных выступлений конкурсантов либо (при невозможности очного участия) — онлайн.
•    Срок предоставления авторами письменных текстов конкурсных работ, оформленных в соответствии с требованиями, — до 10.03.2026 (включительно). Конкурсные работы присылаются авторами по электронному адресу: analiz@conservatory.ru (Нине Юрьевне Афониной и Екатерине Шандоровне Давиденковой-Хмара) или «Почтой России» по адресу: 190068, Санкт-Петербург, улица Глинки, дом 2, литера А, проректору по научной работе Санкт-Петербургской консерватории Тамаре Игоревне Твердовской.
•    Сроки проведения первого тура — с 11.03.2025 по 11.04.2026; сроки проведения второго, заключительного тура — с 15.04.2026 по 30.04.2026.
•    Конкурсанты, прошедшие по результатам первого, отборочного (заочного) тура на второй, заключительный (очный) тур Конкурса, должны подготовить устное выступление, — в очном формате, либо, при его невозможности, онлайн. Устное выступление предполагает раскрытие основного содержания работы, ответы на вопросы жюри, возможный диалог с другими участниками и слушателями.
•    Итоги Конкурса объявляются:
o    участникам первого, отборочного (заочного) тура — не позднее 15.04.2026;
o    участникам второго, заключительного (очного) тура — не позднее 30.04.2026.
o    
Тема XVI конкурса — «Встречные художественные идеи: музыкальное воплощение одного поэтического текста в камерно-вокальных сочинениях русских композиторов XIX–XXI веков» — предполагает сравнительный анализ разных музыкальных воплощений одного и того же поэтического текста. 
Исторические границы предлагаемого музыкального материала охватывают различные музыкальные стили — вокальные миниатюры разных жанровых «наклонений» и XIX столетия, и широко понимаемой современности вплоть до нашего времени. Конкурсанты могут свободно выбирать произведения на один текст (не менее трех) из числа романсов, песен, стихотворений с музыкой и иных подвидов камерных миниатюр.
Вокальное творчество отечественных композиторов на слова русских поэтов позволит конкурсантам полноценно разобраться с содержанием и строением поэтического текста на родном языке. В русской вокальной музыке нашли многократное воплощение шедевры классиков русской поэзии — Державина и Жуковского, Пушкина и Лермонтова, Ал. Толстого и Тютчева, Есенина, Блока, Цветаевой, Ахматовой и многих других замечательных поэтов прошлого и современности. Возможен также выбор стихотворного текста зарубежных поэтов — в русском переводе, получившем ряд музыкальных воплощений в творчестве отечественных композиторов (как это произошло, например, с поэзией Гейне в переводах М. Михайлова). Для поиска произведений рекомендуется использовать специальные справочники: «Пушкин в музыке», «Лермонтов в музыке» и др.

То, как музыка в каждом случае раскрывает текст по-новому, переосмысливая образы и сюжеты в зависимости от их восприятия композитором и от поставленной им художественной задачи, представляет увлекательную цель для аналитического поиска. Музыкант-аналитик должен услышать, понять и раскрыть доказательным путем различие подходов к слову, его содержанию и структуре в разных вокальных опусах, уловить взаимодействие текста и подтекста — в поэтическом первоисточнике и в музыкальном произведении. 
Для решения этой задачи конкурсантам предлагается — помимо собственно музыкального анализа и в качестве обязательной составляющей работы, следующее: 1) обдумать и изложить свои соображения относительно идеи и образного плана поэтического текста; 2) выявить выразительные (в том числе фонические) и структурные особенности стиха, пояснить их художественное значение; 3) обдумать метрику и ритмику стиха, их влияние на музыкальное воплощение; 4) определить типы распева слога, стопы; принципы вокализации стиха в вокальных партиях, которые неизбежно будут различаться в «высоких» образцах разных вокальных сочинений. 
Подход к анализу вокальной музыки «от стиха» позволит конкурсантам определить степень его преобразования в вокальной мелодии, элементы речевого ритма и встречный музыкальный ритм в их выразительной функции. 
Различные музыкальные прочтения одного стихотворения (поэтического фрагмента) рассматриваются как встречные художественные идеи: по отношению и к тексту, и к иной композиторской трактовке (в особенности, когда речь идет об альтернативе известному воплощению композитором-классиком). Сравнение художественных версий «омузыкаленного» поэтического текста может способствовать пониманию широкого диапазона музыкальных возможностей обогащения слова, художественной «власти» музыки и богатства ее выразительных ресурсов.
В помощь конкурсантам, для уточнения понятий, способов анализа вокальной музыки предлагается обратиться к книге «Формы вокальной музыки» (2022) и ряду других работ (см. список рекомендованной литературы). 

Список рекомендованной литературы: 
•    Анализ вокальных произведений: учебное пособие. Л.: Музыка, 1988.
•    Формы вокальной музыки: учебник по анализу. Для высших и средних музыкальных учебных заведений. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2022.
•    Ручьевская Е. А., Кузьмина Н. И. Вокальные циклы в русской классической музыке XIX века. Саратов: Амирит, 2019 (и последующие издания).
•    Ручьевская Е. А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. II. О вокальной музыке. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2011. Статьи: Романсы Ю. В. Кочурова на тексты Пушкина и Лермонтова. С. 11–42; О методах претворения и выразительном значении речевой интонации (На примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина). С. 43–134. Мелодия сквозь призму жанра. С. 135–155. Становление ариозной мелодии в русском романсе начала XIX века. С. 156–179; О стилистике ранних романсов Глинки. С. 180–211; Поэма «Отчалившая Русь» в контексте авторского стиля Свиридова. С. 212–248; Слово и внесловесное содержание в творчестве Мусоргского. С. 249–259; Свиридов и Мусоргский. С. 260–293; П. И. Чайковский и А. К. Толстой. С. 294–323; Романс Глинки «Где наша роза» на стихи Пушкина (аналитический этюд). С. 435–439; Романсы Чайковского. С. 440–446.
•    Лаврентьева И. В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978.
•    Широкова В. П. «Слово и музыка» в трудах Е. А. Ручьевской // Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. II. О вокальной музыке. С. 497–504.

Другие работы Е. А. Ручьевской:
•    Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 
•    Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 1998; 2-е изд.: СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2002.
•    Ручьевская Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. I. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2011. С. 291–320.
•    Ручьевская Е. А. Стиль как система отношений // Е. А. Ручьевская. Работы разных лет: в 2 т. Т. I. С. 57–65.
•    Ручьевская Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века. Работы разных лет. В 2 т. Т. I. С. 337–388.
•    Ручьевская Е. А. Формообразующий принцип как историческая категория. Работы разных лет. В 2 т. Т. I. С. 389–408.

Также рекомендуются: 
•    Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Изд.-во АН СССР, 1956.
•    Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.
•    Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. СПб.: Искусство-СПб, 1996 (либо иные издания).

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА КОНКУРС
1. Объем конкурсной работы — 10–14 страниц компьютерного текста (не более 30000 знаков), формат А4, кегль 14 с полуторным междустрочным интервалом, шрифт TimesNewRoman.
2. На титульной странице конкурсной работы в обязательном порядке указываются:
2.1. Тема работы.
2.2. Сведения об авторе: ФИО (полностью); место обучения (полное наименование образовательного учреждения, отделение/факультет, код (шифр) и название специальности, курс); домашний почтовый адрес с индексом; мобильный телефон, e-mail.
2.3. Сведения о научном руководителе (в случае выполнения конкурсной работы под руководством преподавателя/педагога): ФИО (полностью); место работы (полное наименование образовательного учреждения, должность); ученая степень, ученое звание; мобильный телефон, e-mail.
3. В конце конкурсной работы должен быть приведен Список используемой литературы.
4. Нотные примеры должны быть оформлены (набраны в нотном редакторе, либо вставлены в другом электронном формате) и размещены в основном тексте конкурсной работы или в приложении к ней. Работы без нотных примеров (в том числе с указаниями вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов), на Конкурс не принимаются и не рассматриваются.
5. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа на Конкурс не допускается.
6. Присланные на Конкурс работы и материалы не рецензируются и обратно не высылаются