Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова объявляет о проведении с 01.11.2024 по 30.04.2025 XV Всероссийского конкурса имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся и студентов специальных музыкальных школ, музыкальных училищ (колледжей). К участию в Конкурсе приглашаются студенты II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных (в том числе музыкально-педагогических) училищ, колледжей, учащиеся 9–11-х классов музыкальных школ.
Конкурс носит имя Екатерины Александровны Ручьевской (1922–2009) — выдающегося отечественного ученого, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, доктора искусствоведения, профессора Ленинградской–Санкт-Петербургской консерватории, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков, создателя и главы Санкт-Петербургской аналитической школы.
Цель Конкурса — развитие творческой и исследовательской инициативы, привлечение внимания молодых музыковедов и исполнителей к проблемам музыкального анализа, научному наследию Е. А. Ручьевской, литературе в области аналитического музыкознания.
Сроки и порядок проведения конкурса
Конкурс проходит в два тура: первый, отборочный (заочный) тур проходит на основании письменных текстов конкурсных работ; второй, заключительный (очный) тур проводится в форме устных выступлений конкурсантов либо (при невозможности очного участия) — онлайн.
• Срок предоставления авторами письменных текстов конкурсных работ, оформленных в соответствии с требованиями, — до 10.03.2025 (включительно). Конкурсные работы присылаются авторами по электронному адресу: analiz@conservatory.ru (Нине Юрьевне Афониной и Екатерине Шандоровне Давиденковой-Хмара) или «Почтой России» по адресу: 190068, Санкт-Петербург, улица Глинки, дом 2, литера А, проректору по научной работе Санкт-Петербургской консерватории Тамаре Игоревне Твердовской.
• Сроки проведения первого, отборочного (заочного) тура — с 11.03.2025 по 11.04.2025; сроки проведения второго, заключительного (очного) тура — с 15.04.2025 по 30.04.2025.
• Конкурсанты, прошедшие по результатам первого, отборочного (заочного) тура на второй, заключительный (очный) тур Конкурса, должны подготовить устное выступление, — в очном формате, либо, при его невозможности, онлайн. Устное выступление предполагает раскрытие основного содержания работы, ответы на вопросы жюри, возможный диалог с другими участниками и слушателями.
• Итоги Конкурса объявляются:
o участникам первого, отборочного (заочного) тура — не позднее 15.04.2025;
o участникам второго, заключительного (очного) тура — не позднее 30.04.2025.
Тема конкурса 2024-2025 года: «Вариации на заимствованную тему в музыке ХХ века: стилевой диалог».
Форма вариаций за многовековую историю своего существования обрела множество разновидностей, но все они предполагают обращение либо к авторской, либо к заимствованной теме. И те, и другие вариации представляют равный художественный интерес, однако и остинатные, и строгие, и свободные вариации на заимствованную тему ставят перед композитором особую задачу: войти в диалог с теми музыкальными идеями и образами, которые содержатся в источнике — теме. Это может быть текст мелодии известной песни или авторского вокального сочинения, раскрывающий ее образ, а также жанр, контекст сочинения, из которого заимствуется тема, стиль композитора, эпохи. В процессе варьирования заимствованной темы композитор неизбежно меняет ее — не просто «украшая», но переосмысливая ее интонационный строй и, тем самым, содержательный план. В музыке ХХ века, богатой различными стилевыми направлениями, отчетливой тенденцией стало обращение к стилистике прошлого. Поэтому неслучайно вариации на темы, перенесенные из прошлого в современность, занимают в ней особое место.
Задачи конкурсантов состоят в том, чтобы в выбранном произведении найти и обосновать признаки стилевого взаимодействия темы-«модели» (ее жанра, содержания, композиторского стиля, стиля эпохи) и композиторского стиля, соответствующего музыкальному мышлению ХХ века. Рассмотрев интонационные особенности темы, способы ее варьирования, организацию цикла, надо определить те новые музыкально-интонационные смыслы, образы, которые возникают в сочинении как итог стилевого диалога.
Участник конкурса может выбрать для анализа вариации любого состава (для фортепиано, ансамбля, оркестра, с участием голоса/хора), в виде самостоятельного произведения либо части цикла. Если выбранное произведение имеет иной жанровый подзаголовок (то есть не названо композитором вариациями), в задачу конкурсанта входит обоснование — почему композитор дал такое название — и доказательство его вариационной формы. Вариации на народную мелодию могут быть избраны конкурсантом в случае, если композитор специально акцентирует в ее изложении временну́ю дистанцию (например, темой выступает мелодия старинной песни, танца, хорала, песнопения). Обращаем внимание конкурсантов: переложения, аранжировки, коллажи, стилизации не входят в число произведений для анализа, так как все они не предполагают формы вариаций.
Ориентировочный список вариаций на заимствованную тему композиторов ХХ века (конкурсант может не ограничиться данным списком):
С. Рахманинов. Вариации на тему Шопена (1902); Вариации на тему Корелли для фортепиано (ор. 42, 1931); Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (ор. 43, 1935)
А. Казелла. Вариации на тему чаконы для фортепиано (op. 3; 1903)
В. Лютославский. Вариации на тему Паганини (для 2-х фортепиано: 1941, для фортепиано с оркестром: 1978)
П. Хиндемит. Вариации для виолончели и фортепиано на тему староанглийской песни «A Frog he a-courting» (1941)
Б. Мартину. Вариации на тему Россини для виолончели и фортепиано (H.290; 1942)
Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему Генри Пёрселла для оркестра (op. 34; 1945)
С. Слонимский. Вариации на тему Мусоргского для фортепиано
Э. Денисов. Es ist genug, вариации на тему Баха для альта и фортепиано (1984);
Вариации на тему Генделя для фортепиано (1986); Вариации на тему Шуберта (1986);
«Смерть — это долгий сон», вариации на тему Гайдна (1982)
С. Губайдулина. Размышление о хорале И.С. Баха “Vor deinen Thron tret ich hiermit” для чембало и струнного квинтета (1993)
Рекомендуемая литература по теме:
Труды Е. А. Ручьевской:
• Функции музыкальной темы. Л., Музыка, 1977.
• Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
• Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет: в 2-х т. Т. I. СПб., 2011.
• Стиль как система отношений. Е. А. Ручьевская. Работы разных лет: в 2 т. Т. I.
• Тематизм и форма в методологии анализа музыки ХХ века. Работы разных лет. В 2 т. Т. I.
• Формообразующий принцип как историческая категория. Работы разных лет. В 2 т. Т. I.
• Интонационный принцип и проблема переинтонирования. Работы разных лет. В 2 т. Т. I.
• Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42– 57;
см. также в изд.: Ручьевская Е. А. Работы разных лет. Т. I.
Также рекомендуются учебные пособия по анализу музыкальных произведений, монографии о творчестве композиторов-авторов вариаций на заимствованную тему.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА КОНКУРС
1. Объем конкурсной работы – 10–14 страниц компьютерного текста (не более 30000 знаков), формат А4, кегль 14 с полуторным междустрочным интервалом, шрифт TimesNewRoman.
2. На титульной странице конкурсной работы в обязательном порядке указываются:
2.1. Тема работы.
2.2. Сведения об авторе: ФИО (полностью); место обучения (полное наименование образовательного учреждения, отделение/факультет, код (шифр) и название специальности, курс); домашний почтовый адрес с индексом; мобильный телефон, e-mail.
2.3. Сведения о научном руководителе (в случае выполнения конкурсной работы под руководством преподавателя/педагога): ФИО (полностью); место работы (полное наименование образовательного учреждения, должность); ученая степень, ученое звание; мобильный телефон, e-mail.
3. В конце конкурсной работы должен быть приведен Список используемой литературы.
4. Нотные примеры должны быть оформлены (либо набраны в нотном редакторе, либо вклеены, либо вписаны от руки) и размещены в основном тексте конкурсной работы или в приложении к ней. Работы без нотных примеров (в том числе с указаниями вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов), на Конкурс не принимаются и не рассматриваются.
5. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа на Конкурс не допускается.
6. Присланные на Конкурс работы и материалы не рецензируются и обратно не высылаются