V Международный конкурс «Фортепиано сегодня» (к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной)

С 04.03.24 по 12.04.24

Онлайн трансляция прослушиваний 1 категории.
Понедельник 8 апреля, начало в 11:00
https://youtu.be/XxUwAGj9RrE

Онлайн трансляция прослушиваний
Вторник 9 апреля, начало в 11:00
https://youtu.be/5yA1uaXkbKU

Онлайн трансляция прослушиваний
Среда 10 апреля, начало в 11:00
https://youtu.be/RW7ioQrngGw


Онлайн трансляция прослушиваний
Четверг 11 апреля, начало в 10:00
https://youtu.be/RhrbQ77-7SY

Онлайн трансляция Гала-концерта лауреатов конкурса
Четверг 11 апреля, начало в 19:00
https://youtu.be/nTV-rAcnXQc


Результаты 1 категория

Результаты 2 категория

Результаты 3 категория


Буклет конкурса

Сводная афиша конкурса

Афиша концерта открытия

Расписание 2 тура конкурса


Сведения об опубликованных сборниках заданий и методических пособиях


Список участников 1 тура конкурса

Список участников 2 тура конкурса


ПОЛОЖЕНИЕ
о V Международном конкурсе «Фортепиано сегодня»
(к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной)

1. Общие положения

1.1. V Международный конкурс «Фортепиано сегодня» (к 150-летию со дня рождения Е. Ф. Гнесиной) (далее Конкурс) проводится в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова с 4 марта по 12 апреля 2024 года в соответствии с Планом мероприятий на 2024 год федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова».
1.2. Учредитель Конкурса: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова (далее – Санкт-Петербургская консерватория). Организатор: Кафедра специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории.
1.3. Цель Конкурса – выявление и поддержка молодых талантливых пианистов России, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование интереса к творческой деятельности, а также сохранение и развитие национальных исполнительских традиций.
Задачи Конкурса:
– развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся/студентов и их преподавателей;
– консолидация творческой молодежи России;
– поддержка и развитие академической музыки в среде профессионального музыкального образования;
– расширение возможностей студенческой концертной практики; 
– активизация работы образовательных учреждений, установление и укрепление творческих контактов между различными регионами Российской Федерации;
– развитие сотрудничества между учреждениями среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства;
– обеспечение преемственности уровней профессионального музыкального образования; 
– привлечение внимания руководителей образовательных организаций к академической мобильности;
– развитие личностного и педагогического потенциала ассистентов-стажеров, вовлечение их в профессиональную деятельность в качестве членов жюри. 
1.4. Конкурс направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части привлечения детского населения к участию в творческих мероприятиях, Указа Президента Российской Федерации от 18.11.2019 №565 «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности», Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р). 
1.5. Для подготовки и проведения мероприятия формируется состав оргкомитета Конкурса и состав жюри, которые утверждаются приказом по основной деятельности Санкт-Петербургской консерватории не позднее 15.02.2024 г.
1.6. Независимое жюри будет состоять из ассистентов-стажеров ведущих музыкальных вузов - лауреатов всероссийских и международных конкурсов, концертирующих музыкантов. Оценка конкурсантов недавними выпускниками музыкальных вузов создаст атмосферу объективности, непредвзятости результатов оценивания и доверия со стороны участников Конкурса. 
1.7. Председатель жюри - Мурина Екатерина Алексеевна, народная артистка России, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.
1.8. Оргкомитет обеспечивает информационную поддержку Конкурса: печатные, электронные издания, интернет-сайты учредителей, организаторов и партнеров Конкурса, СМИ Санкт-Петербурга.

2. Порядок проведения Конкурса

2.1. Конкурс проводится по специальности сольное фортепиано в трех возрастных категориях:
•    I категория 12 – 15 лет
•    II категория 16 – 19 лет
•    III категория 20 – 24 года
Возраст участников определяется на дату начала Конкурса – 4 марта 2024 года. 
2.2. Конкурс проводится в два тура:
2.2.1. Первый тур проводится заочно, на основании документов и материалов, представляемых участниками Конкурса в соответствии с п. 2.3 настоящего Положения. Сроки проведения первого тура Конкурса: с 4 марта по 10 марта 2024 года. По результатам первого тура жюри определяет участников второго тура. Оргкомитет доводит до сведения конкурсантов результаты первого тура в срок не позднее 11 марта 2024 года.
2.2.2. Второй тур Конкурса проводится очно, публично, в виде открытого конкурсного прослушивания участников в концертном зале Санкт-Петербургской консерватории. Сроки проведения второго тура Конкурса: с 6 апреля по 12 апреля 2024 года.
2.3. Для участия в Конкурсе заявителю необходимо до 3 марта 2024 (включительно) прислать в оргкомитет Конкурса на электронный адрес alanklim@list.ru следующие документы и материалы участников:
– заявку участника Конкурса (Приложение № 1) в двух форматах: 
•    в текстовом формате word;
•    в формате pdf. с подписью конкурсанта или его законного представителя.
– цветную портретную фотографию размером не менее 500Кб, с разрешением не менее 300 dpi. в формате .jpg;
– творческую биографию участника (в свободной форме, в текстовом формате word) с указанием: ФИО конкурсанта (полностью), полного наименования образовательного учреждения; курса/класса участника и имеющихся (при наличии) у него творческих достижений (в т. ч. званий лауреата или дипломанта всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, олимпиад); ФИО (полностью) педагога конкурсанта, его ученое/почетное звание и степень (при наличии) и должность;
– копию свидетельства о рождении/паспорта участника с местом его регистрации (в формате .pdf или .jpg);
– копию страхового номера индивидуального лицевого счёта — СНИЛС;
– согласие на обработку персональных данных, с учетом требований законодательства Российской Федерации (в отсканированном виде в формате .pdf или .jpg), от участника или его законного представителя;
– копию платежного поручения об оплате организационного взноса.
2.4. Подача заявки на участие в Конкурсе означает: 
– согласие конкурсанта на обработку его персональных данных; 
– согласие конкурсанта на использование присланных документов для составления программы, афиши, буклета, информационных материалов Конкурса. 
2.5. Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право отклонить заявку на участие в Конкурсе в связи с несоответствием документов или видеозаписи требованиям пунктов 2.1, 2.3, 3.4 – 3.7 настоящего Положения. В этом случае заявителю на электронную почту от имени оргкомитета Конкурса будет направлено письмо с указанием причин отклонения заявки. 
Документы и материалы участников Конкурса предоставляются в оргкомитет Конкурса с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В течение трех дней после получения оргкомитетом Конкурса документов и материалов участника Конкурса, заявителям по их электронной почте будет направлено письмо-подтверждение о получении и регистрации их заявки.
2.6. Порядок выступления на втором туре Конкурса определяется жеребьевкой.
2.7. Организаторы Конкурса вправе осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку конкурсных программ второго тура Конкурса и заключительного концерта победителей, с последующим выпуском CD или DVD.
2.8. Решение жюри Конкурса является окончательным и пересмотру не подлежит.

3. Программа Конкурса

3.1. Длительность выступления конкурсантов всех категорий на первом (заочном) туре должна быть не более 12 минут.
3.2. Программа первого тура:
Для конкурсантов I категории:
1. Полифоническое произведение И.С. Баха
2. Виртуозный этюд

Для конкурсантов II и III категории:
1. Прелюдия и фуга И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира»
2. Концертный виртуозный этюд (Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Дебюсси)

3.3. Требования к видеозаписям, представленным для первого тура:
– программа предоставляется в виде одного видеофайла; 
– видеофайл выкладывается на платформе YouTube.com. Доступ предоставляется по ссылке; 
– допускается объединение различных записей (в том числе концертных, конкурсных и т.д.) в один видеофайл; 
– не допускается аудио- и видеомонтаж внутри одного произведения. Метаданные файла на протяжении одного произведения не должны меняться;
– на видеозаписи должны четко идентифицироваться лицо и руки конкурсанта, а также должна быть видна клавиатура инструмента.
3.5. Длительность выступления конкурсантов на втором (очном) туре должна быть:
для I категории – 15-20 минут;
для II категории – 20-30 минут;
для III категории – 30-40 минут.
3.6. Программа второго тура для конкурсантов всех категорий должна включать:
1. Произведение классического стиля (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
2. Произведение русского композитора 19-20 веков.
3. Одно или несколько произведений по выбору участника.
Программа второго тура не должна повторять произведения, исполненные в первом туре.
3.7. Программы обоих туров должны исполняться конкурсантами наизусть. 

4. Награждение участников Конкурса

4.1. Победители и призеры Конкурса получают звания лауреатов I, II, III степеней и награждаются соответствующими дипломами и памятными подарками. Педагоги победителей и призеров Конкурса награждаются благодарственными письмами. 
4.2. Учреждаются специальные призы за лучшее исполнение фортепианных сочинений А. Хачатуряна и Е. Светланова – учеников Е. Ф. Гнесиной.
4.3. Лауреатам Конкурса I, II, III степеней, поступившим в 2024 году на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предоставляется возможность претендовать на назначение гранта Президента Российской Федерации на весь период обучения согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.11.2019 №565 «О дополнительных мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
4.4. Санкт-Петербургская консерватория при приеме на обучение начисляет дополнительные10 баллов лауреатам Конкурса I, II, III степеней.
4.4. Победители и призеры Конкурса обязаны выступить в заключительном концерте Конкурса.

5. Организационные и финансовые условия Конкурса

5.1. Организаторы Конкурса своевременно размещают информацию о Конкурсе на официальном сайте Санкт-Петербургской консерватории www.conservatory.ru/contest в разделе «Конкурсы» и оповещают руководителей образовательных организаций в сфере культуры и искусства всех субъектов Российской Федерации о сроках, местах, графике проведения Конкурса; формируют состав жюри Конкурса и состав оргкомитета; определяют критерии оценивания конкурсных программ, поощрения и награждения участников Конкурса.
5.2. Конкурсантам будут предоставлены репетиционные классы и время для акустической репетиции на сцене концертного зала, где будет проходить Конкурс. 
5.3. Выступления участников оцениваются компетентным жюри, состоящим из ассистентов-стажеров ведущих консерваторий России, имеющих звания лауреатов всероссийских или международных конкурсов. 
5.4. Конкурсанты не могут контактировать с кем-либо из членов жюри во время участия в Конкурсе. Любое нарушение этого правила может привести к дисквалификации конкурсанта.
5.5. Жюри осуществляет оценку выступлений участников по 10-балльной системе.
5.6. Жюри оценивает выступления конкурсантов по следующим критериям:
– артистизм, музыкальность, культура звука, владение штрихами и динамическими нюансами;
– стилистически верная интерпретация произведения;
– техническая свобода и сценическая выдержка; 
– степень индивидуальности и самобытности исполнения. 
5.7. Итогом обсуждения конкурсных выступлений является протокол заседания членов жюри, на основании которого утверждаются итоги Конкурса. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
5.8. Жюри Конкурса оставляет за собой право: 
– присуждать не все места (звания); 
– делить призовые места и звания между победителями; 
– присуждать специальные дипломы. 
5.9. Организационный взнос для участников конкурса составляет 3000 (Три тысячи) рублей. Организационный взнос перечисляется безналичным платежом на расчетный счет Санкт-Петербургской консерватории. В случае отказа от участия в конкурсе организационный взнос не возвращается.
5.10. Оплата проезда (до Санкт-Петербурга и обратно) и питания иногородних участников второго тура Конкурса – за собственный счет или за счет направляющей образовательной организации. 
5.11. Конкурс обеспечивает проживание в Санкт-Петербурге иногородних участников второго тура Конкурса и лиц сопровождающих несовершеннолетних участников до 16 лет (не более одного человека на одного конкурсанта).
5.12. За дополнительной информацией о проведении Конкурса можно обращаться к координатору Конкурса Клименко Александру Анатольевичу, ведущему специалисту международного отдела Санкт-Петербургской консерватории по электронному адресу: alanklim@list.ru или по телефону +7 921-321-39-02
 



Жюри конкурса

Председатель жюри-Екатерина Мурина

1


Профессор, Народная артистка России. Окончила Ленинградскую консерваторию (1961 г.) и аспирантуру (1964 г.). Ее педагогом и творческим наставником был народный артист СССР профессор П.А. Серебряков. Во время учёбы в консерватории Е.А. Мурина принимала участие в различных музыкальных конкурсах. В 1959 году стала лауреатом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, а в 1961 году она стала обладательницей второй премии на Всесоюзном конкурсе. Е.А. Мурина владеет очень широким репертуаром, который включает крупные произведения и миниатюры Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Шумана, Брамса, Дебюсси. Лучшие черты исполнительского почерка пианистки - артистичность, эмоциональная насыщенность, внутреннее изящество и благородство - рельефно проявляются в интерпретации русской и советской музыки. В ее программах - произведения Чайковского, Мусоргского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Первая исполнительница многих сочинений ленинградских композиторов: Ю. Фалика, В. Гаврилина, Б. Тищенко, Г. Белова, В. Успенского и др. Е.А. Мурина в течение многих лет возглавляет кафедру специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории. Воспитала целую плеяду пианистов – лауреатов многих конкурсов. Проводит мастер-классы в России, Германии, Великобритании, Финляндии, Южной Корее, Китае. Является членом жюри различных международных конкурсов, а также организатором Конкурса юных пианистов имени П.А. Серебрякова. Е.А. Мурина много и успешно концертирует в России и за рубежом. На её счету сотни выступлений с сольными концертами и с оркестрами. Сотрудничала с такими дирижерами, как К. Кондрашин, А. Янсонс, М. Янсонс, Н. Рабинович, Г. Рождественский, Б. Хайкин, К. Зандерлинг, Э. Грикуров и др.

1

Никита Качаев (Санкт-Петербург, Россия)

В 2022 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. В настоящий момент является ассистентом-стажёром Санкт-Петербургской консерватории (класс доцента О.Г. Вайнштейна). 
Лауреат международных конкурсов, среди которых: VII Международный музыкальный конкурс «Балтийские звёзды» в номинации «Камерный ансамбль» (Нарва, Эстония, I премия), XXI Международный конкурс имени Марии Юдиной (Санкт-Петербург, I премия), I Московский международный конкурс пианистов имени Гнесиных (I премия). Принимал участие в мастер-классах Дмитрия Башкирова, Владимира Овчинникова, Алексея Любимова. 
Ведет активную концертную деятельность, занимается научно-исследовательской работой и композицией.

1

Иван Кобыльченко (Минск, Беларусь)
Выпускник Белорусской государственной академии музыки (2021 – класс фортепиано В.А. Дулова, О.А. Поповой; 2022 – магистратура, научный руководитель – И.Ю. Оношко).
В настоящий момент является аспирантом Белорусской государственной академии музыки (научный руководитель – заведующий кафедрой музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства, кандидат искусствоведения И.Ю. Оношко). С 2022 года И. Кобыльченко преподает на кафедре концертмейстерского мастерства. С 2022 занимает должность декана фортепианного и композиторско-музыковедческого факультета.
Лауреат и дипломант международных конкурсов, в числе которых: Международный конкурс молодых пианистов имени С. Рихтера (Брест, Беларусь, III премия); VI Международный конкурс юных пианистов (Рига, Латвия, диплом); V Международный конкурс классической музыки «Kaunas Sonorum» (Каунас, Литва, диплом). Принимал участие в мастер-классах Наталии Трулль, Юрия Слесарева. Ведет активную концертную и концертмейстерскую деятельность.

1

Ирина Морозова (Казань, Россия)
В 2022 году окончила Казанскую государственную консерваторию им. Н.Г. Жиганова (класс доцента Д.И. Сосновской). 
В настоящий момент является ассистентом-стажёром Казанской консерватории (класс профессора Е.В. Михайлова). С 2022 года преподает на кафедре специального фортепиано Казанской консерватории. 
Лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе: международного форума «Музыкальное исполнительство и педагогика» (Австрия, Италия), международного музыкального конкурса им. Р.М. Глиэра (Москва). Принимала участие в мастер-классах Даниила Копылова, Полины Федотовой, Веры Носиной, Миры Марченко (Москва), Ольги Керн (Нью-Йорк, США). 
Ведет активную концертную деятельность. В 2018 году стала участником концерта в Карнеги-холл (Нью-Йорк, США).

1

Наталья Осинцева (Москва, Россия)
В 2022 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс народного артиста РСФСР, профессора С.Л. Доренского, профессоров Н.Л. Луганского и А.А. Писарева). 
В настоящий момент является ассистентом-стажёром Московской консерватории (класс профессоров Н.Л. Луганского и А.А. Писарева) и преподавателем Академического музыкального училища при Московской консерватории.
С детских лет выступает с камерными и симфоническими оркестрами. Лауреат международных конкурсов, среди которых: Международный конкурс имени В. Лотар-Шевченко (Екатеринбург), Международный конкурс-фестиваль Astana Piano Passion (Казахстан, Астана), Ciudad de Huesca (Уэска, Испания). Является победителем Молодежных Дельфийских и Европейских игр (Волгоград). 
Принимала участие в XXXIX Международном фестивале имени С.В. Рахманинова (худ.руководитель фестиваля – Н.Л. Луганский).

1

Кристина Сиротенко (Москва, Россия)
В 2022 году окончила магистратуру Российской академии музыки им. Гнесиных (класс доцента Д.А. Бурштейна). В настоящий момент – ассистент-стажёр РАМ им. Гнесиных (класс профессора В.М. Троппа). С 2022 года преподаватель кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных. 
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, среди которых: II Международный конкурс «Città di Spoleto» Alfonso Rendano (Италия, 2014, I премия), XXVIII Международный фестиваль-конкурс «Musica Classica», (2021, I премия); участник VIII Международного юношеского конкурса им П.И. Чайковского, участник Международного фестиваля фортепианного мастерства Марии Гамбарян (2015, 2016), Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета (2022), Tel-Hai International Piano Festival (Израиль, 2023). 
Принимала участие в мастер-классах Дэвида Лайвли (Франция), Джеффри Сванна (США), Константина Лифшица (Швейцария), Уильяма Бронса (Голландия), Томера Лева (Израиль), Сергея Мильштейна (Швейцария), Эммануэля Красовского (Израиль) и других. В 2013 году по приглашению Общества российско-германской дружбы выступила с концертами в Германии.

Директор конкурса-Татьяна Загоровская

1

Заслуженная артистка России, профессор, декан фортепианного факультета Санкт-Петербургской консерватории. В репертуаре Т.М. Загоровской более 30 концертов для фортепиано с оркестром. Она сотрудничала с известными российскими и зарубежными дирижёрами: В. Чернушенко, А. Дмитриевым, А. Анисимовым, А. Канторовым, А. Титовым, В. Тицем, Лео Кремером и Гансом Петером Франком (Германия), Джаспером Брауном (Великобритания), Эдвардом Чивжелем (США) и другими. Существенную часть творческой деятельности Т.Загоровской составляет работа над записями. Вышли CD с различными программами: концерты Шопена, Грига, Мендельсона, сонаты Бетховена, почти половина всего фортепианного наследия Шопена, миниатюры Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Листа, Дебюсси, Чайковского, Рахманинова. Значительным достижением в артистической биографии пианистки стало первое исполнение фундаментального цикла 24-х прелюдий и фуг Сергея Слонимского. В России и за рубежом широко известны профессиональный авторитет и педагогические успехи Т.М. Загоровской. Её ученики завоевали свыше восьмидесяти наград на различных международных и всероссийских  конкурсах и фестивалях. Т.М. Загоровская участвует в работе жюри многих международных и всероссийских конкурсов, её приглашают вести мастер-классы и творческие семинары в США, Германии, Польше, Ю.Корее и Японии.