Звук как процесс. Размышляя об открытиях Штокхаузена

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.001

Звук как процесс. Размышляя об открытиях Штокхаузена

Скачать pdf  .

Автор: Константин Владимирович Зенкин

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, kzenkin@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2763-6282

Аннотация

В статье рассматриваются исторические формы процессуальности музыкальной материи, при этом делается акцент на понимании звука как процесса в композициях второй половины XX века, главным образом, в творчестве Карлхайнца Штокхаузена и его современников. Проводится классификация основных типов процессуальности звука, в том числе в композициях, реализующих принципы «момент-формы» и «процессуальной музыки». Процессуальность звуковой материи рассматривается в связи с явлением музыкальной информации, обретшей в новейшей музыке особые формы и выразительный смысл. 

Ключевые слова: музыкальное время, форма, звук, процесс, Карлхайнц Штокхаузен, информация

Для цитирования: Зенкин К. В. Звук как процесс. Размышляя об открытиях Штокхаузена // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 8–29. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.001.

Статья поступила в редакцию: 01.09.2022; одобрена после рецензирования: 12.09.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Асафьев 1971 — Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Акад. Б. Асафьев (Игорь Глебов); [ред., вступ. статья, с. 3–18, и коммент. Е.  М.  Орловой]. Изд. 2-е. Ленинград: Музыка, 1971. 378 с.

[2] Булез 2004 — Булез П. Шёнберг мертв // Булез П. Ориентиры I : избр. ст. / пер. с фр. Б. Скуратов; ред. и предисл. К. Чухров]. Москва: Logos-altera, 2004. С. 83–90.

[3] Варез 2009 — Варез Э. Освобождение звука / пер. с англ. А. Маклыгиной // Композиторы о современной композиции : хрестоматия / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; [ред.-сост.: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова]. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 7–17.

[4] Вёльфлин 2020 — Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств : учебное пособие  / перевод с нем. А.  А.  Франковского. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2020. 244 с. (Учебники для вузов. Специальная литература).

[5] Гризе 2020 — Гризе  Ж. Tempus ex machina: Размышления композитора о музыкальном времени  // Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции : учебное пособие : для студентов уровня высшего образования (специалитет) по специальности 53.05.06 «Композиция» / П. А. Кастане, П. Булез, Ф. Гваттари [и др.]; ред.-сост.: М. С. Высоцкая (отв. ред.) и др.; [пер. с фр. М. Высоцкой и др.]; Московская государственная консерватория имени П.  И.  Чайковского, каф. современной музыки. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. С. 83–117.

[6] Курт 1975 — Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / [Предисл. и коммент. М. Этингера]. Москва: Музыка, 1975. 551 с.

[7] Лаврова 2020 — Лаврова С. В. После Теодора Адорно: новая музыка в Германии и Швейцарии начала информационной эпохи : монография / Министерство культуры Российской Федерации, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Санкт-Петербург: Изд-во Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2020. 226 с.

[8] Лотман 1992 — Лотман  Ю.  М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 243–247.

[9] Назайкинский 2003 — Назайкинский Е. В. О многослойности музыкального времени  // Музыка и категория времени  : Сб. материалов 5-й конференции из цикла «Григорьевских чтений» / [Отв. ред.: М. С. Скребкова-Филатова и др.]. Москва: АСМ, [Тип. Россельхозакадемии], 2003. С. 140–143.

[10] Орлов 1992 — Орлов  Г. Древо музыки  / [Предисл. М.  Друскина]. Вашингтон: H. A. Frager & Co; Санкт-Петербург: Советский композитор, 1992. 409 с.

[11] Ровенко 2016 — Ровенко Е. В. Время в философском и художественном мышлении: Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. 840 с.

[12] Стравинский 1963 — Стравинский  И. Хроника моей жизни  / [пер. с фр. Л. В. Яковлевой-Шапориной]. Ленинград: Гос. муз. издательство, 1963. 276 с.

[13] Харлап 1986 — Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. Москва: Музыка, 1986. 104 с.

[14] Холопова, Холопов 1984 — Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Антон Веберн: Жизнь и творчество / Предисл. Р. К. Щедрина. Москва: Советский композитор, 1984. 330 с.

[15] Штокхаузен 1990 a — Штокхаузен  К. Подобно свободной естественной науке… (интервьюер Л. Грабовский) // Советская музыка. 1990. № 10 (623). С. 65–68.

[16] Штокхаузен 1990b — Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет (интервьюер С. Савенко) // Советская музыка. 1990. № 10 (623). С. 58–65.

[17] Штокхаузен 2009 a — Штокхаузен  К. [О времени переживания]  / пер. с нем. и коммент. В. Цыпина // Композиторы о современной композиции : хрестоматия  / Московская гос. консерватория им. П.  И.  Чайковского; [ред.-сост.: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова]. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 210–212.

[18] Штокхаузен 2009b — Штокхаузен  К. Четыре критерия современной музыки  / пер. с англ. и комм. В.  Громадина  // Композиторы о современной композиции  : хрестоматия  / Московская гос. консерватория им. П.  И.  Чайковского; [ред.-сост.: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова]. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 213–229.

[19] Ястребцев 1960 — Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания… 1886–1908: [в 2  т.]. Т.  2: 1898–1908  / под ред. чл.-корр. Акад. наук СССР А.  В.  Оссовского; [предисл. М.  Янковского]; [подгот. к печати: К. А. Вертков и Э. Э. Язовицкая]; Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. Ленинград: Музгиз, 1960. 636 с.

[20] Stockhausen, Cott 1974 — Cott  J. Stockhausen: Conversations with the Composer  / [K. Stockhausen, J. Cott]. London: Picador; Pan Books, 1974. 235 p.

[21] Edwards 1971 — Edwards A. Flawed Words and Stubborn Sounds: A Conversation with Elliott Carter. New York: W. W. Norton & Company, 1971. 128 p.

[22] Fineberg 2000 — Fineberg  J. Spectral Music  // Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19. Issue 2. P. 1–5. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/07494460000640221?needAccess=true (дата обращения — 31.01.2022).

[23] Lachenmann 1970 — Lachenmann H. Klangtypen der neuen Musik // Zeitschrift für Musiktheorie. 1970. Jg. 1. H. 1. S. 21–30.

[24] Reich 2002 — Reich S. Music as a Gradual Process (1968) // Steve Reich. Writings about Music, 1965–2000 / [S. Reich, P. Hillier]; ed. with an intr. by P. Hillier. Oxford; New York: Oxford University Press, 2002. P. 34–36.

[25] Stockhausen 1963 — Stockhausen K. Momentform: [Neue Zusammenhänge zwischen Aufführungsdauer, Werkdauer und Moment (1960, Text für ein Nachtprogramm des WDR, ‘Die unendliche Form’) // Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens / [Hrsg. von D. Schnebel]. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963. S. 189–210. (DuMont Dokumente).

[26] Stuckenschmidt 1946 — Stuckenschmidt H. H. Arnold Schönberg // Aufbau: Kulturpolitische Monatsschrift [mit literarischen Beiträgen]. 1946. Jg. 2. H. 12. S. 1240–1245.

[27] Wenk 1976 — Wenk A. Claude Debussy and the Poets. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1976. X, 345 р.

Original article

Sound as a Process. Reflecting on Stockhausen’s Discoveries

Author: Konstantin V. Zenkin 

Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Moscow, Russia, kzenkin@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2763-6282

Abstract

The article considers historic forms of the process character of the music substance, focusing on interpreting the sound as a process in the works of the second half of the 20th century, mainly, in the oeuvre of Karlheinz Stockhausen and his contemporaries. The major types of the process character of the sound, including those in compositions which implement the principles of “moment form” and “process music”, are categorized. The process character of the sound substance are analyzed with regard to the phenomenon of musical information, which has acquired peculiar forms and expressive meaning in modern music.

Keywords: musical time, form, sound, process, Karlheinz Stockhausen, information

For citation: Zenkin K. V. Sound as a Process. Reflecting on Stockhausen’s Discoveries. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 8–29. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.001.

The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 12.09.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Asafyev, Boris V. (1971). Muzykal’naya forma kak protsess [Musical form as a process], edition, introductory article, pp. 3–18, and comments by Elena M. Orlova. Edition 2nd. Leningrad: Muzyka, 378 р. (in Russian).

[2] Boulez, Pierre (2004). “Schönberg mertv” [“Schönberg est mort”]. In Pierre Boulez, Orientiry  I: izbrannye stat’i [Orientations I : Selected Writings], translated from French by Boris Skuratov; edition and preface by Keti Chukhrov. Moscow: Logos-altera, рр. 83–90 (in Russian).

[3] Varèse, Edgar(d) (2009). “Osvobozhdenie zvuka” [“The liberation of sound”], translated from English by Anna Maklygina. In Kompozitory o sovremennoy kompozitsii [Composers about modern composition]: anthologhy, Tchaikovsky Moscow State Conservatory; [editors-compilers: Tatyana S. Kyuregyan, Valeriya S. Tsenova]. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, рр. 7–17. (in Russian).

[4] Wölfflin, Heinrich (2020). Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv [Kunstgeschichtliche Grundbegriffe], translated from German by Adrian A. Frankovskiy. 2th edition, stereotyped. St. Petersburg: Lan’; Planeta muzyki, 244  р. (Uchebniki dlya vuzov. Spetsial’naya literatura [Textbook for high schools. Special literature]). (in Russian).

[5] Grisey, Gérard (2020). “Tempus ex machina: Razmyshleniya kompozitora o muzykal’nom vremeni” [“Tempus ex machina: Réflexions d’un compositeur sur le temps musical”]. In Kompozitory sovremennoy Frantsii o muzyke i muzykal’noy kompozitsii [Composers of contemporary France about the music and the musical composition]: manual for Higher education level students (specialist degree) on the specialty 53.05.06 Composition, editors-compilers: Мarianna S.  Vysotskaya (editor-inchief) and others; [translated from French by Мarianna Vysotskaya and others]; Tchaikovsky Moscow State Conservatory. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, рр. 83–117 (in Russian).

[6] Kurth, Ernst (1975). Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v ‘Tristane’ Vagnera [Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners ‘Tristan’]), preface and comments by Mark Etinger. Moscow: Muzyka, 551 р. (in Russian).

[7] Lavrova, Svetlana (2020). Posle Theodora Adorno: novaya muzyka v Germanii i Shveytsarii nachala informatsionnoy epokhi [After Theodor Adorno: New music in Germany and Switzerland of the beginning of the information age]: monography. St. Petersburg: Izdatel’stvo Akademii Russkogo baleta imeni A. Ya. Vaganovoy, 226 р. (in Russian).

[8] Lotman, Juri М. (1992). “Kanonicheskoe iskusstvo kak informatsionnyy paradoks” [“Canonical art as an information paradox”]. In Juri М. Lotman, Izbrannye stat’i [Selected articles]: in 3 vols. Vol. 1: Stat’i po semiotike i tipologii kul’tury [Articles on semiotics and typology of culture]. Tallinn: Aleksandra, рр. 243–247 (in Russian).

[9] Nazaikinskiy, Evgeny V. (2003). “O mnogosloynosti muzykal’nogo vremeni” [“About multiple layers of the musical time”]. In Muzyka i kategoriya vremeni : sbornik materialov 5-y konferentsii iz tsikla “Grigor’evskie chteniya” [Music and categories of time: collection of materials of 5th conference from the cycle “Grigoryev readings”], [editors-in-chief: Marina S. Skrebkova-Filatova and others]. Moscow: ASM, [Tip. Rossel’khozakademii], рр. 140–143 (in Russian).

[10] Orlov, Genrikh P. (1992). Drevo muzyki [Tree of Music]. Washington: H. A. Frager & Co; St. Petersburg: Sovetskiy kompozitor, 409 р. (in Russian).

[11] Rovenko, Elena V. (2016). Vremya v filosofskom i khudozhestvennom myshlenii: Henri Bergson, Claude Debussy, Odilon Redon [Time in the philosophical and artistic thinking: Henri Bergson, Claude Debussy, Odilon Redon]. Moscow: Progress-Traditsiya, 840 р. (in Russian).

[12] Stravinsky, Igor F. (1963). Khronika moey zhizni [Chroniques de ma vie], translated from French by Lyubov’ V. Yakovleva-Shaporina. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatelstvo, 276 р. (in Russian).

[13] Kharlap, Miron G. (1986). Ritm i metr v muzyke ustnoy traditsii [Rhythm and metre in the oral tradition’s music]. Moscow: Muzyka, 104 р. (in Russian).

[14] Kholopova, Valentina N.; Kholopov, Yuri N. (1984). Anton Webern: Zhizn’ i tvorchestvo [Anton Webern: Life and Work], preface by Rodion K. Shchedrin. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 330 р. (in Russian).

[15] Stockhausen, Karlheinz (1990a). “Podobno svobodnoy estestvennoy nauke…” [“Like free natural science”], interviewer Leonid Grabovskiy. In Sovetskaya Muzyka. 1990. No. 10 (623). Р. 65–68 (in Russian).

[16] Stockhausen, Karlheinz (1990b). “Dyshat’ vozdukhom inykh planet” [“Breathe the ‘luft von anderem planeten’  ”], interviewer Svetlana Savenko. In Sovetskaya Muzyka. 1990. No. (623). Р. 58–65 (in Russian).

[17] Stockhausen, Karlheinz (2009a). [“O vremeni perezhivaniya”] [“Über die Erlebnis Zeit”], translation from German and comments by Vyacheslav Tsypin. In Kompozitory o  sovremennoy kompozitsii [Composers about modern composition]: anthologhy, Tchaikovsky Moscow State Conservatory; [editors-compilers: Tatyana S. Kyuregyan, Valeriya S. Tsenova]. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, рр. 210–212 (in Russian).

[18] Stockhausen, Karlheinz (2009b). “Chetyre kriteriya sovremennoy muzyki” [“Four criterions of the modern music”], translation from English and comments by Vladimir Gromadin. In Kompozitory o sovremennoy kompozitsii [Composers about modern composition]: anthologhy, Tchaikovsky Moscow State Conservatory; [editors-compilers: Tatyana S. Kyuregyan, Valeriya S. Tsenova]. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, рр. 213–229 (in Russian).

[19] Yastrebtsev, Vasily V. (1960). Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov. Vospominaniya… [Nikolay Andreevich Rimsky-Korsakov. Memoirs of V. V. Yastrebtsev]: [in 2 vols.]. Vol. 2: 1886–1908, edited by Alexander V. Ossovskiy; [preface by Moisey Yankovskiy; [preparation for printing: Konstantin A. Vertkov and Elza E. Yazovitskaya]; State Research Institute of Theatre, Music and Cinematography. Leningrad: Muzgiz, 636 р. (in Russian).

[20] Cott, Jonathan (1974). Stockhausen: Conversations with the Composer / [Karlheinz Stockhausen, Jonathan Cott]. London: Picador; Pan Books, 235 p.

[21] Edwards, Allen (1971). Flawed Words and Stubborn Sounds: A Conversation with Elliott Carter. New York: W. W. Norton & Company, 128 p.

[22] Fineberg, Joshua (2000). “Spectral Music”. In Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19. Issue 2. P. 1–5. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/07494460000640221?needAccess=true (accessed: 31.01.2022).

[23] Lachenmann, Helmut (1970). „Klangtypen der neuen Musik“. In Zeitschrift für Musiktheorie. 1970. Jg. 1. H. 1. S. 21–30.

[24] Reich, Steve (2002). “Music as a Gradual Process (1968)”. In Steve Reich, Writings about Music, 1965–2000 / [S. Reich, P. Hillier]; ed. with an intr. by P. Hillier. Oxford; New York: Oxford University Press, рр. 34–36.

[25] Stockhausen, Karlheinz (1963). „Momentform: [Neue Zusammenhänge zwischen Aufführungsdauer, Werkdauer und Moment (1960, Text für ein Nachtprogramm des WDR, ‘Die unendliche Form’)“. In Karlheinz Stockhausen, Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd.  1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens / [Hrsg. von D. Schnebel]. Köln: M. DuMont Schauberg. S. 189–210. (DuMont Dokumente).

[26] Stuckenschmidt, Hans Heinz (1946). „Arnold Schönberg“. In Aufbau: Kulturpolitische Monatsschrift [mit literarischen Beiträgen]. 1946. Jg. 2. H. 12. S. 1240–1245.

[27] Wenk, Arthur (1976). Claude Debussy and the Poets. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, X, 345 p.