Значение современных носителей информации для сбора и изучения македонских традиционных песен

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.008

Значение современных носителей информации
для сбора и изучения македонских традиционных песен

Скачать pdf  .

Автор: Родна Величковска

Институт фольклора Марко Цепенкова, Университет Святых Кирилла и Мефодия в Скопье Республика Северная Македония, rodnavel@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0002-0433-6236

Аннотация

Изучение явлений музыкального фольклора неизбежно связано с обращением к документам, сохраняющим информацию посредством разнообразных носителей. Специалисты, изучающие народные песни, посвящают много лет своей жизни тому, чтобы зафиксировать эти образцы в ходе экспедиций. Наиболее старым видом работы собирателей является письменная запись песен во время их исполнения народными певцами. Рукописные нотации народной музыки, сделанные на слух, на протяжении долгого времени служили основным носителем информации, полученной устным путем. В тех случаях, когда письменная фиксация сопровождается аудиозаписью, выполненной с помощью фонографа, магнитофона, или видеозаписью (аналоговой или цифровой), музыкально-фольклорное произведение расширяет свою массовую доступность. Аудиовизуальный документ представляет собой наивысшее достижение в процессе передачи данных о народной музыке, поскольку только при условии полноценной фиксации песню можно услышать именно в том виде, как она была спета. Записи, выполненные с использованием современных технических средств, как аудио-, так и аудиовизуальных, сохраняются в неизменном виде и таким образом остаются для последующих поколений ценным документом, отличающимся большой степенью объективности.

В статье раскрывается значение современных носителей информации для сбора и  изучения македонских традиционных песен на примере их первых фонографических записей, сделанных в 1902–1904 годах.

Ключевые слова: македонские традиционные песни, фонограф, граммофон, магнитофон, видеозапись, цифровые технологии, Интернет

Для цитирования: Величковска Р. Значение современных носителей информации для сбора и изучения македонских традиционных песен // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 134–143. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.008.

Статья поступила в редакцию: 15.01.2022; одобрена после рецензирования: 23.01.2022; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Лешкова-Зеленковска 2012 — Лешкова-Зеленковска, Стефанија. Предизвиците на глобалната музичка култура во 21 век // Годишен зборник. Година 3, број 3, Факултет за музичка уметност, Универзитет „Гоце Делчев”. Штип, 2012. URL: https://eprints.ugd.edu.mk/9271/1/610-1256-1-PB.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

[2] Alić 2012 — Alić, Sead. Masmediji, zatvor bez zidova, Tekstovi filozofije medija, Centar za filozofiju medija i mediološka istraživanja, Biblioteka KuGLA, knj. 3, Zagreb, 345 s.

[3] Castells 2001 — Castells, M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society, Oxford University Press, London, 2001, 292 p.

[4] Kulundžić 1951 — Kulundžić, Zvonimir. Knjiga o knjizi : historija pisama materijala i instrumenata za pisanje Hardcover – January 1, 1951. Serbo-Croatian Edition, 580 s.

[5] Pavličević-Franić 2005 — Pavličević-Franić, Dunja. Komunikacijom do gramatike // Razvoj komunikacijske kompetencije u ranome razdoblju usvajanja jezika. Zagreb: Alfa, 312 s.

[6] Rijavec, Majda и  Miljković Dubravka. Neverbalna komunikacija, Jezik koji svi govorimo, VERN, Zagreb, 2002. 79 s.

Original article

The Value of Modern Media
for Collecting and Learning Macedonian Traditional Songs

Author: Rodna Velichkovska

Marko Cepenkov Institute of Folklore, Saints Cyril and Methodius University in Skopje Republic of North Macedonia, rodnavel@yahoo.com, https://orcid.org/0000-0002-0433-6236

Abstract

The study of the phenomena of musical folklore is induced by scientific interest, aimed at studying documentation that transmits data through various media. Specialists who study folk songs devote many years of their lives to fixing these samples during expeditions. The oldest type of collectors’ work is recording of songs in writing during their performance by folk singers. Handwritten notations of folk music, made by ear, have long served as the main carrier of information received orally. In the cases where written fixation is accompanied by an audio recording made using a phonograph, a tape recorder, or a video recording (analogue or digital), musical folklore work expands its availability for the mass audience. An audiovisual document represents the highest achievement in the process of transmitting folk music data, since only with full fixation can a song be heard exactly in the form in which it was sung. Recordings made using modern technical means, both audio and audiovisual, are preserved unchanged and thus represent a valuable document for future generations with a high degree of objectivity. The article reveals the importance of modern media for the collecting and studying Macedonian traditional song forms on the example of the first phonographic recordings of Macedonian songs made in 1902–1904.

Keywords: Macedonian traditional song, phonograph, gramophone, tape recorder, video recording, digital technologies, Internet

For citation: Velichkovska R. The Value of Modern Media for Collecting and Learning Macedonian Traditional Songs. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. 134–143. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.008.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 23.01.2022; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Leshkova-Zelenkovska, Stefaniјa (2012). “Predizvitsite na globalnata muzichka kultura vo 21 vek”. In Godishen zbornik. Year 3. No. 3. Faculty of Musical Arts, Goce Delchev University. Stip. URL: https://eprints.ugd.edu.mk/9271/1/610-1256-1-PB.pdf (accessed: 10.12.2021).

[2] Alić, Sead (2012). Masmediji, zatvor bez zidova, Tekstovi filozofije medija, Centar za filozofiju medija i mediološka istraživanja. Biblioteka KuGLA. Book 3. Zagreb, 345 р. (in Croatian).

[3] Castells, M. (2001). The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society, Oxford University Press, London, 292 p.

[4] Kulundžić, Zvonimir (1951). Knjiga o knjizi: historija pisama materijala i instrumenata za pisanje. Serbo-Croatian Edition, 580 р. (in Croatian).

[5] Pavličević-Franić, Dunja (2005). “Komunikacijom do gramatike”. In Razvoj komunikacijske kompetencije u ranome razdoblju usvajanja jezika. Zagreb: Alfa, 312 р. (in Croatian).

[6] Rijavec, Majda & Miljković Dubravka (2002). Neverbalna komunikacija, Jezik koji svi govorimo. Zagreb: VERN, 79 р. (in Croatian).