«Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.010

«Я прямо писал оркестровую партитуру»
(о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь»)

Скачать pdf  .

Автор: Зивар Махмудовна Гусейнова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова,
Санкт-Петербург, Россия, zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Аннотация

Рукописи Н. А. Римского-Корсакова позволяют выявить особенности творческого процесса композитора на разных этапах создания сочинения — от замысла до полного воплощения. В статье рассматривается автограф партитуры оперы «Майская ночь», хранящийся в Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории и представляющий собой непереплетенные последовательно изложенные номера. В конце многих законченных номеров композитором указаны даты и место написания сочинения. Первой особенностью процесса создания является то, что опера фиксировалась, по высказыванию композитора, сразу в партитуре, причем начата она была с третьего, наиболее интересного для автора, действия. Второй — что Римский-Корсаков выступил и в качестве либреттиста, самостоятельно создав текст на основе любимой им повести Н. В. Гоголя и сформировав стихотворный вариант прозаического источника. Многочисленные текстовые корректуры нашли отражение на листах автографа. Изучение рукописи показало, что работа над сочинением проходила очень интенсивно: композитор варьировал текст либретто, изменял вокальные партии, корректировал оркестровку, вводил клавирные эпизоды, вычеркивал значительные фрагменты уже созданного текста и др. В статье предварительно выделен для рассмотрения только аспект, связанный преимущественно с текстовыми, структурными и драматургическими изменениями, вносимыми в процессе работы, приведены отдельные сведения о разночтениях между автографами и первыми изданиями оперы.

Ключевые слова: Н. А. Римский-Корсаков, Н. В. Гоголь, «Майская ночь», партитура, автограф, либретто

Для цитирования: Гусейнова З. М. «Я прямо писал оркестровую партитуру» (о создании Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Майская ночь») // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 158–177. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.010.

Статья поступила в редакцию: 22.06.2023; одобрена после рецензирования: 21.07.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Бонди 1978 — Бонди С. М. Народный стих у Пушкина // Бонди С. М. О Пушкине. Москва: Художественная литература, 1978. С. 372–441.

[2] Гозенпуд 1952 — Гозенпуд А. А. Гоголь в музыке // Пушкин. Лермонтов. Гоголь / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Москва: Изд-во АН СССР, 1952. (Литературное наследство; Т. 58). С. 893–924.

[3] Карев 1999 — Немцы России: энциклопедия: в 3-х томах. Т. 1: A-И / редкол. В. Карев и др. Москва: ЭРН, 1999. 832 с.

[4] Римский-Корсаков 1926 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни (1844–1906) / ред. А. Н. Римский-Корсаков. Москва: Музгиз, 1926. 480 с.

[5] Римский-Корсаков 1981 — Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка / ред. комис.: Б. В. Асафьев и др. Том VIII А: Переписка с С. Н. Кругликовым. Москва: Музыка, 1981. 253 с.

[6] Сквирская 2011 — Сквирская Т. З. Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсакова : учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 25 с.

[7] Ястребцев 1959 — Ястребцев В. В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. 1886–1908. В 2-х т. / под ред. А. В. Оссовского ; предисл. М. Янковского. Том I. Ленинград : Музгиз, 1959. 527 с.

Original article

“I Wrote Directly the Orchestral Score”
(On Creation of Opera “The May Night” by N. A. Rimsky-Korsakov)

Author: Zivar M. Guseinova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia,
zivar-gmailto:zivar-g@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8940-6485

Abstract

The manuscripts of N. A. Rimsky-Korsakov make it possible to identify the features of his work at different stages of creation from conception to full implementation. The article deals with the autograph of the opera score of The May Night, which is kept in the Department of Manuscripts of the St. Petersburg Conservatory along with other composer’s documents and represents an unbound, sequentially set out numbers of the opera. At the end of many completed numbers the composer indicates the dates and places of composing. The first peculiarity of the creation process is that the opera appeared, according to the composer, directly as the score, and it began with the third act, the most interesting for the author. The second peculiarity was that Rimsky-Korsakov also worked as a librettist, independently creating the text based on his favorite novel by Nikolai V. Gogol and forming a poetic version of the prosaic source. Numerous textual proofs are specified in the autograph. The study of the manuscript showed that the work on the composition was rather intensive: the composer varied the text of the libretto, changed the vocal parts, corrected the orchestration, introduced keyboard episodes, crossed out significant fragments of the already created text, certain information about the discrepancies between the autographs and the first editions of the opera is also given.

Keywords: Nikolai Rimsky-Korsakov, Nikolai Gogol, “May Night”, score, autograph, libretto

For citation: Guseinova Z. M. Guseinova Z. M. “I Wrote Directly the Orchestral Score” (On Creation of Opera “The May Night” by N. A. Rimsky-Korsakov). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 158–177. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.010.

The article was submitted: 22.06.2023; approved after reviewing: 21.07.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Bondi, Sergey M. (1978). “Narodnyy stikh u Pushkina” [“Pushkin’s folk verse”]. In Sergey M. Bondi, O Pushkine [About Pushkin]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, pp. 372–441 (in Russian).

[2] Gozenpud, Abram A. (1952). “Gogol v muzyke” [“Gogol in music”]. In Pushkin. Lermontov. Gogol [Alexander Pushkin. Mikhail Lermontov. Nikolai Gogol]. (Literaturnoe nasledstvo; Vol. 58). Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR, pp. 893–924 (in Russian).

[3] Karev, Vladislav M. (1999). Nemtsy Rossii [Germans of Russia]: encyclopedia: in 3 volumes. Vol. 1: A–I, editorial board Vladislav M. Karev and others. Moscow: ERN, 832 pр. (in Russian).

[4] Rimsky-Korsakov, Nikolai А. (1926). Letopis’ moey muzykal’noy zhizni (1844–1906) [Chronicle of my musical life (1844–1906)], general editorship of Andrey N. Rimsky-Korsakov. Moscow: Muzgiz, 480 р. (in Russian).

[5] Rimsky-Korsakov, Nikolai А. (1981). Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Complete colletion Complete works. Literary works and correspondence], general editorship of Boris V. Asafyev etc. Vol. VIII A: Perepiska s S. N. Kruglikovym [Correspondence with Semyon N. Kruglikov]. Moscow: Muzyka, 253 p. (in Russian).

[6] Skvirskaya, Tamara Z. (2011). Rukopisnoe nasledie N. A. Rimskogo-Korsakova [Manuscript heritage of N. A. Rimsky-Korsakov]: tutorial. St. Petersburg: Izdatel’stvo Politekhnicheskogo universiteta, 25 p. (in Russian).

[7] Yastrebtsev, Vasily V. (1959). Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov. Vospominaniya. 1886–1908 [Nikolai Rimsky-Korsakov. Memories. 1886–1908]: in 2 vols. Vol. 1, general editorship of Alexander V. Ossovsky; introductory article by Moisey O. Yankovsky. Leningrad : Muzgiz, 527 p. (in Russian).